Реформы Петра 1 и образование Российской империи (конец 17-нач. 18 вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагали решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 131.52 Кб (Скачать документ)

 

Вместе с тем земельная  реформа Столыпина стимулировала  капиталистическое развитие, что  привело к расслоению прежде всего  крестьянства. Наряду с зажиточными  крестьянами из общины выходили беднота  и городские жители из крестьян, имевших в деревне наделы, которые  теперь можно было продать. Распродав  свои земли, массы бездомных и  безработных угрожали новыми социальными  потрясениями. За 1908-1915 гг. 53% крестьян, вышедших из общины, продали свою землю. Многие из бедняков составили армию  переселенцев, направлявшихся на Урал. Они рассчитывали на помощь правительства, надеялись обустроиться и разбогатеть  на новом месте. С 1907 по 1914гг. переселилось свыше 3 млн. человек. Далеко не у всех сбылись их надежды. Около 500 тыс. переселенцев, испытывая колоссальные тяготы, теряя  своих близких, вернулись на прежнее  место. Те же, кто остались, не всегда становились владельцами собственных  хозяйств. Разоренные вконец, они пополняли  население городов, нанимались в  батраки к местным домохозяевам,

 

В целом же аграрная реформа  Столыпина имела прогрессивное  значение. Заменив отжившие структуры  новыми, она способствовала росту  производительности сил в земледелии. За время реформы в сельском хозяйстве  страны произошли заметные сдвиги. Посевная площадь увеличилась с 1905 по 1913 г. на 10%. Валовой сбор зерна  вырос с 1900 по 1913 г. в 1,5 раза, а технических  культур — в 3 раза. На Россию приходилось 18 % мирового производства пшеницы, 52% ржи. Она поставляла 25% мирового экспорта зерна, что было больше поставок США, Канады и Аргентины вместе взятых. Стоимость экспорта хлеба из России выросла на 1 млрд, рублей по сравнению  с концом XIX века. Важнейшим следствием аграрной реформы стало значительное повышение товарности сельского  хозяйства, возросла покупательная  способность населения.

 

Торговый оборот в 1903-1913 гг. возрос в 1,5 раза (на 2,3 млрд. рублей). Внешняя  торговля была в целом прибыльной, особенно в связи с тем, что  мировые цели на хлеб перед войной выросли на 35%. Эти обстоятельства явились одним из факторов промышленного  подъема в стране в 1909-1913 гг. За это  время промышленное производство увеличилось  на 54%, а общая численность рабочих  — на 31%. Промышленный подъем распространился  в первую очередь на базовые отрасли  промышленности — металлургическую, нефтедобывающую, производство электроэнергии и машиностроение.

 

Правительственная программа  Столыпина предполагала также целый  комплекс мер по перестройке местного самоуправления, народного образования  и вероисповедания. Столыпин предусматривал восстановить без сословный принцип  и снизить имущественный ценз на выборах в земства, а также  ликвидировать волостной суд  крестьян, что должно было уравнять их в гражданских правах со всем остальным населением. Он считал необходимым  ввести всеобщее начальное образование. Это отвечало бы потребностям индустриального  развития страны и позволяло крестьянину  повысить свой образовательный ценз, необходимый для представительства  в земских органах самоуправления. Свободу совести и веротерпимость призвана была осуществить реформа  церкви.

 

Таким образом, реформы Столыпина  были нацелены на то, чтобы положить начало культурной революции в российской деревне. Мыслилось, что именно такие  меры, как рост образовательного уровня крестьянской массы, широкое участие  крестьян в местном самоуправлении, уравнение их в правах с другими  слоями населения, будут служить  развитию частной и общественной предприимчивости, приблизят Россию к западной модели. Предполагалось такое же развитие реформ, как и  а прошлом веке: начатые в 1861 г. с крестьянских преобразований, они  получили свое продолжение в последующие 60-70-е годы и включили в себя глубокие изменения в политической, культурной и других областях российской жизни. Однако проекты предполагаемых реформ Столыпина были отклонены Государственным  Советом. В итоге попытки Столыпина  подвести социально-экономический  фундамент под предложенную «сверху» альтернативу революции — ограничение  монархии вместо ее свержения —  провалились.

 

Трагична личная судьба Столыпина. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен  Д.Богровым, анархистом-революционером и агентом царской охранки. Неизвестно, чье поручение он выполнял, но смерти Столыпина были рады и крайне правые, и левые политические силы.

 

18.             Участие России в первой мировой  войне в 1914-17гг.

 

Поводом к началу мировой  войны послужило убийство на захваченной  Австро-Венгрией сербской территории в г. Сараево принца Франца-Фердинанда сербским националистом Гавриилом  Принципом 28 июня 1914 г. В ответ на убийство австрийское правительство  потребовало в ультимативной  форме от Сербии отказаться от части  своих прав как суверенного государства. Россия посоветовала Сербии принять  все условия ультиматума, чтобы  избежать войныи только по вопросу  ввода австрийских войск на сербскую территорию попытаться вести переговоры. Австрия использовала однако этот предлог  для объявления войны Сербии. Германия всячески подталкивала Австрию к  войне, надеясь, что Россия вступится  за дружественную ей Сербию. В дни  боснийского кризиса Франция  и Россия подтвердили свои обязательства  выступить против Тройственного  союза. Англия до последнего момента  скрывала свою истинную позицию, заявляя  о своем миролюбии, давая повод  Германии надеяться на свой нейтралитет  и тем самым подталкивая ее к началу войны. Во многом именно поэтому  Вильгельм II демонстративно отверг просьбы  Николая II мирным путем решить возникший  конфликт. И только тогда, когда военные  приготовления уже невозможно было остановить, Англия объявила, что выступит на стороне своих союзников по Антанте.

 

1 августа 1914 года Германия  объявила войну России, 3 августа  — Франции, а 4 августа Англия  объявила войну Тройственному  союзу. Австро-Венгрия, уже воевавшая  к этому времени с Сербией  6 августа объявило войну России.'Началась  Первая мировая война, продолжавшаяся  четыре года и унесшая миллионы  человеческих жизней. В орбиту  войны были втянуты 38 стран  с населением в полтора миллиарда  человек.

 

Таким образом основной причиной первой мировой войны были сложившиеся  к началу XX века противоречия между  Европейскими и мировыми державами. Эти противоречия явились итогом нового соотношения сил, сложившихся  в результате неравномерного развития стран, отставания в развитии одних  и опережающем развитии других.

 

В целом первая мировая  война со стороны большинства  участвовавших стран носила империалистический, захватнический характер. Целью войны  со стороны государств Тройственного  союза, Антанты и их союзников  был передел территорий, захват колоний, борьба за рынки сбыта, сферы влияния. Лишь Сербия, Черногория и Бельгия, а также другие народы оккупированных территорий вели справедливую борьбу за свое освобождение.

 

мирным путем решить возникший  конфликт. И только тогда, когда военные  приготовления уже невозможно было остановить, Англия объявила, что выступит на стороне своих союзников по Антанте.

 

1 августа 1914 года Германия  объявила войну России, 3 августа  — Франции, а 4 августа Англия  объявила войну Тройственному  союзу. Австро-Венгрия, уже воевавшая  к этому времени с Сербией  6 августа объявило войну России.'Началась  Первая мировая война, продолжавшаяся  четыре года и унесшая миллионы  человеческих жизней. В орбиту  войны были втянуты 38 стран  с населением в полтора миллиарда  человек.

 

Таким образом основной причиной первой мировой войны были сложившиеся  к началу XX века противоречия между  Европейскими и мировыми державами. Эти противоречия явились итогом нового соотношения сил, сложившихся  в результате неравномерного развития стран, отставания в развитии одних  и опережающем развитии других.

 

В целом первая мировая  война со стороны большинства  участвовавших стран носила империалистический, захватнический характер. Целью войны  со стороны государств Тройственного  союза, Антанты и их союзников  был передел территорий, захват колоний, борьба за рынки сбыта, сферы влияния. Лишь Сербия, Черногория и Бельгия, а также другие народы оккупированных территорий вели справедливую борьбу за свое освобождение.

 

превосходстве германской нации  над другими и прежде всего  славянскими народами. Кроме того, только молниеносная война давала Германии шансы на победу, так как для  длительной, позиционной войны у  нее не было ни материальных, ни сырьевых, ни людских ресурсов. Против России немцы в начальный период войны  считали достаточным выдвинуть  австрийскую армию и второстепенные части вермахта для прикрытия  Восточной Пруссии и границы  с Польшей. План ведения войны  русского генерального штаба предусматривал два варианта возможных военных  действий. В случае нанесения армиями  Тройственного союза главного удара  против России основные силы кадровой русской армии сосредоточивались  вдоль границы с Германией  с целью дальнейшего наступления  вглубь ее территории. Если бы Германия предприняла основное наступление  на Западном фронте, то русские войска должны были свой главный удар направить  на разгром Австро-Венгрии. Разрабатывались  также планы войны с Турцией  на Кавказе. Перед русским военно- морским флотом ставились оборонительные задачи.

 

Французская армия, также  как и армии других участников войны, нацеливалась только на наступление. Варианты длительной позиционной войны  даже не рассматривались. В то же время  действия французской армии ставились  в зависимость от характера действий немцев, направления их главных ударов. Недооценивалась возможность вторжения  немецких войск через Бельгию  во Францию. Во французских планах огромные надежды возлагались на Россию. Победа в войне ставилась в прямую зависимость от степени активности русских армий на Восточном фронте, нанесении ими главных сокрушительных ударов по немцам и австрийцам. После  разгрома противника русскими армиями  на Востоке французы совместно с  англичанами планировали завершить  разгром Германии и победоносно  закончить войну. Таким образом, решающая роль в войне планами  Антанты отводилась России.

 

Планы Англии разрабатывались  с учетом ее традиционной политики -— воевать главным образом  силами союзников, а не собственными силами. США хотели дождаться взаимного  ослабления в войне всех воюющих  сторон, а на завершающем этапе  примкнуть к побеждающей коалиции.

 

Первая мировая война  была, прежде всего, коалиционной войной. Реализация планов какого-либо блока  зависела от слаженных действий всех союзников, своевременной взаимопомощи в трудных ситуациях. Отношения  между союзниками должны были строиться  на взаимном доверии, честности по всему  кругу возникающих проблем. Общая  победа требовала напряжения сил  в равной степени всех союзников  по коалиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распад Союза ССР и  образование СНГ. Проблемы реформ в  Российской Федерации.

 

 

 

В период перестройки остро  встал национальный вопрос. Демократические  процессы создали благоприятные  условия для возрождения национального  самосознания. Стремление сохранить  целостность СССР породило к жизни  ряд важных законодательных актов, направленных на решение национального  вопроса. Парламентами республик были приняты декларации об их суверенитете, т. е. полной эк. и п-кой самостоятельности. * Важное значение для разрядки межнациональной  и соц. напряжённости имело перераспределение  вл-ти ( разграничение ф-ций центра и республик ). Оно происходило  по следующим направлениям: 1.) от высших эшелонов управления к его низовым  звеньям; 2.) от партийного аппарата к  Советам; 3.) от исполнительных звеньев  партийного и советского аппарата к  представительным органам трудящихся; 4.) от консервативных организаций к  инновационным; 5.) от субъектов, ориентированных  на групповой эгоизм, к субъектам, консолидирующим разные социальные слои. Игнорирование центра со стороны  республик наносило огромный ущерб  как эк-ке страны, так и решению  национального вопроса. Нужен был  новый союзный Договор, учитывающий  сложившуюся обстановку. 24.09.90 был  опубликован проект нового союзного Договора. 17.03.91 76 % граждан из 80 % населения  СССР сказали на референдуме Союзу  “Да”. Однако подписание Договора ( в  силу поисков приемлемого решения ) было назначено лишь на 20.08.91 Попытка  госпереворота сорвала подписание Договора и ещё больше усугубила  положение. 6.09.91 из Союза вышли Латвия, Литва и Эстония. 1.12.91 на референдуме  на Украине народ высказался за независимость. 8.12.91 за спиной Горбачёва Россия, Белоруссия и Украина в Минске подписали  соглашение о СНГ. А 21.12.91 Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, РСФСР, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина в Алма-Ате подписали Протокол и Декларацию об образовании СНГ. 26.12.91 Совет Республик союзного парламента принял Декларацию о прекращении существования СССР. Проблемы реформ в Российской Федерации: 1.) борьба за власть, отодвигавшая на задний план решение эк. и соц. проблем; 2.) проблема межнациональных отношений; 3.) тяжёлый эк. кризис.

 

 

 

Причины поражения,итоги,уроки  первой революции в России.

 

Причины: 1) неблагоприятное  соотношение сил революции и  контрреволюции - эк., п-кая сила самодержавия. 2) стихийность кр-янского движения. Слабое влияние ПП в кр-янской среде 3) нехватка организованности и единства дей-й рабочему классу: раскол РСДРП  на 2 фракции, каждая из кот. предлагала свою тактику в революции. 4) несмотря на отдельные выступления армия  продолжала оставаться опорой са-модержавия, использовалась прав-вом для подавления революции. 5) несогласованность действий всего революционно-демократического лагеря; революционеров и либералов. 6) под-держка ( моральная, мат. ) буржуазии  западно-европейских стран царизма. Итоги: 1) Огромное изменение в общ-венном сознании - "революция в умах" ( С. Ю. Витте ). Прояснения классового сознания и в кр-янской среде. 2) положила начало новому этапу освободительной борьбы не только в России, но и во всём мире, вызвала огромный резонанс во всём мире 3) завершила п-кое размежевание в стране, формирование ПП 4) Ряд уступок  царизма - сокращение рабочего дня, снижение штрафов, повышение зарплаты в ряде отраслей, легализация профсоюзов, отмена платежей и свобода передвижения для кр-ян. Пролетариат приобрел огромный опыт п-кой борьбы 2) Переориентация народного движения на соц-кие идеи. 3) В России впервые появилось  представительное учреждение - Гос-Дума - положено начало парламентаризму.

 

Сущность и этапы развития революционно демократического направления  общественной мысли в 19 веке ( народничество  и социал-демократия ).

 

Название направления 

Цели, программы 

Этапы развития. Теоретики

 

Охранительное. Консервативное дворянство. 

“Теория официальной народности”  Уварова. Сохранение и незыблемость самодержавия и крепостного права. 3 принципа: самодержавие (главный), православие, народность. Официальная идеология  Российского государства. 

1 этап. Оформление: 40-е гг. Создано по желанию Николая  1. Уваров. 2 этап. Широкое пропагандирование: 50 гг. Булгарин, Греч. 3 этап. Вторая половина 19 века. Леонтьев, Данилевский, Победоносцев.

 

Либеральное 

Западники: свобода личности, окончательная европеизация России, конституционная монархия. Славянофилы: продажа земли крестьянам, сохранение общины. Впоследствии большинство идей слилось в либеральном направлении. 

1 этап. Оформление: 40-е гг. У истоков направления “Философическое  письмо” Чаадаева. Слияние западничества  ( Станкевич, Герцен, Огарёв ) и славянофильства  ( Хомяков, Аксаковы, Киреевские ). 2 этап. Работа над реформами: 50-60 гг. Милютины, Головнин. 3 этап. Борьба за завершение  реформ: 60-70-е гг. вл. кн. Константин  Николаевич Романов, Головнин.

Информация о работе Реформы Петра 1 и образование Российской империи (конец 17-нач. 18 вв.)