Реформы Петра 1 и образование Российской империи (конец 17-нач. 18 вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагали решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 131.52 Кб (Скачать документ)

 

Кроме того, по указам 1775 г. все  сословия (кроме крепостных) получили право участия в делах местного самоуправления и суда. Конечно, роль дворянства была преобладающей, т.к. высшие должностные лица губернского управления назначались правительством из кругов дворянства, а состав уездной администрации  избирался местными дворянскими  обществами. Необходимо отметить, что  проводя губернскую реформу, Екатерина II пыталась идти в ногу с Западом, где местная власть имела достаточно широкие полномочия. В ее ведении  находились торговля, просвещение, медицина, быт. В России же эти элементы появились  значительно позже, в XIX в. — с  возникновением земств.

 

Через 10 лет после губернской реформы 1785 г. были изданы «Жалованные  грамоты городам и дворянству». Жалованная грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и  доходами с нее. Кроме того, согласно указу горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане, дворяне и чиновники, духовенство. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Шестой разряд — крестьяне, проживающие в городах, в число горожан не включали, хотя подати брали с них в двойном размере — и по селу, и по городу.

 

Согласно второй грамоте  дворяне получали ряд личных и  корпоративных прав. Главное из них  — право владения землей на правах частной собственности, свободу  в выборе занятий. Дворянин не мог  подвергаться телесным наказаниям и  без суда не мог быть лишен дворянского  достоинства, чести, жизни и имения. Интересно заметить, что только при  Екатерине II дворяне сумели получить свои гражданские права и сохранили  корпоративность.

 

В последующие годы Екатерина II и ее окружение проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию  и бюрократизацию управления, принимают  меры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования  — земли, крепостных крестьян.

 

Екатерина II провела определенные преобразования и в экономической  сфере. В середине XVIII века развитие сельского хозяйства по-прежнему носило экстенсивный характер в отличие  от Западной Европы, где оно шло  по интенсивному пути. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства объяснялся наличием большого количества свободных  земель и недостаточным уровнем  агротехнической науки. Поэтому  постепенно осваивались казахстанские, южноукраинские степи и др.земли. Только в 1765 г. возникло вольное экономическое  общество, которое стало регулярно  издавать свои «Труды» по различным  отраслям экономики, селекции растений, Животноводству и т.д. Главная цель общества — рациональная организация  помещичьего и крестьянского  хозяйств, распространение полезных советов и знаний. В рамках этого  экономического общества был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственность землю или  токмо движимое имение, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» Само существование  общества и рассмотрение в ходе его  заседаний злободневных вопросов —  это еще один шаг по пути европеизации страны и продолжения политики просвещенного  абсолютизма. В конкурсе, как известно, приняли участие не только русские, но и иностранные граждане. Награды  за лучшую работу был удостоен Паленов  А.Я. Но, к сожалению, его идеи и  мысли так и остались не востребованными  обществом. Внедрение полезных начинаний  продвигалось крайне медленно. Крепостной труд не способствовал внедрению  новшеств. Но несмотря ни на что, это  общество просуществовало в России вплоть до октября 1917 года. Важное значение для развития экономики имел указ 1763 г., разрешивший продажу хлеба  за границу. Это приносило огромный доход помещику, способствовало расширению торговли, хотя и усиливало эксплуатацию крестьян.

 

8.                  Реформы 60-70-х  годов. Ликвидация  крепостничества.

 

 

 

Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный  период Крымской войны. Несмотря на героизм  войск и патриотическое воодушевление  общества, Россия потерпела поражение  и подписала унизительный Парижский  договор. Предстояла длительная дипломатическая  борьба за пересмотр тяжелых условий  Парижского мира.

 

Горечь поражения и  возмущение неудовлетворительным ходом  дел в государстве, свойственные мыслящим россиянам того времени, в  том числе и многим чиновникам, требовали от правительства решительных  реформ. Россия буквально жаждала  перемен, но разные слои населения неодинаково  представляли себе их цели и смысл

 

Либеральные взгляды Александра II были весьма умеренными. Он был воспитан в традициях самодержавия и имперских  приоритетов. Но он осознал необходимость  глубоких реформ либерального характера  и осуществил их на протяжении всего  царствования. Не всегда уверенно и  последовательно, иногда даже делая  явные уступки консерваторам, но все же реформы Александр II осуществил кардинальные. В 1856-1857 гг. наступило  удивительное время, время самых  дерзновенных надежд. В стране начиналась эпоха гласности, в которой так  нуждалось общество. Был закрыт цензурный  комитет, введенный Николаем I. Разрешалась  свободная выдача заграничных паспортов. Была объявлена амнистия политзаключенным (декабристам, участникам польского  восстания 1831 г.), 9 тыс. человек были освобождены от политического надзора.

 

Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии, слывших  сторонниками преобразований. Виднейшую  роль в подготовке реформ играли младший  брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Милютин (военный  министр), тетка царя великая княгиня  Елена Павловна. Сначала традиционный Секретный комитет по крестьянским делам, а затем Главный комитет (он уже работал в обстановке гласности) составляли проекты реализации самой  назревшей реформы — ликвидации крепостного права. Общество бурлило, страна пришла в невиданное дотоле духовное движение, очень многие верили в то, что преобразования найдут общую поддержку и понимание. Но это была иллюзия. Московское дворянство, например, было готово лишь несколько  усовершенствовать крепостную систему. Немало дворян были сразу готовы освободить крестьян, но без земли. Принципиально  либеральную позицию приняло  тверское дворянство. Оно предлагало наделить крестьян землей за выкуп, предлагало расширить государственное кредитование крестьян.

 

19 февраля 1861 г., после многолетней  борьбы между высокопоставленными  крепостниками в правительстве  и «красными» (так консерваторы  называли сторонников немедленного  освобождения /. крестьян), в тысячах  населенных пунктах необъятной  империи люди наконец-то услышали  торжественное чтение императорского  Манифеста. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости  (документ, подписанный императором  наряду с Манифестом) представляло всем крепостным личную свободу (без какого-либо выкупа). Помещики были обязаны выделить крестьянам участки земли в бессрочное постоянное пользование. Размер наделов определялся добровольным соглашением помещика с бывшими крепостными. Если такого соглашения достичь не удавалось, то мировые посредники (эта должность вводилась специально для улаживания споров) определяли размеры наделов на основании норм, разработанных для каждой местности с учетом плодородия почвы и плотности населения (устанавливались низшие и высшие размеры крестьянских участков, от 1 до 7 десятин; 1 казенная десятина равна 1,09 га). Размежевание пахотных угодий было наиболее сложным и болезненным делом (его предписывалось завершить в течение двух лет после публикации Манифеста}. В большинстве оброчных имений крестьяне получили те наделы, которые они обрабатывали и раньше, если только надел не превышал максимальной нормы, определенной для данной местности. Превысить эту норму можно было только с согласия помещика. Если же он не желал уступить всю обрабатываемую ими раньше землю, то обязан был производить отрезки, __ т.е. крестьянин отдавал помещику десятину-другую пашни.

 

Бывшие крепостные считались  временно обязанными до тех пор, пока они не выкупали свои наделы, и должны были платить помещику оброк. Оброк  мог выплачиваться в денежной форме или отрабатываться на барской  земле. Чтобы выйти из временно обязанного состояния и сделаться владельцем обрабатываемого надела, крестьянин должен был выкупить его у помещика. Сумма выкупа примерно в 16 раз превышала  сумму ежегодного оброка. Выкуп осуществлялся  по добровольному соглашению сторон и до 1881 г.был невозможен, если помещик  отказывался подписать такое  соглашение. Вопреки воле помещика крестьянин мог только выкупить свою усадьбу, но не полевой надел. Правительство  оплатило помещикам 80% стоимости земель, а крестьяне постепенно (в течение 49 лет) должны были погасить долг государству. Временно обязанные и выкупавшие землю крестьяне получили право  торговли, заводить фабрики, вступать в гражданские правоотношения, выдвигать  иски, отвечать по обязательствам и  т.д.

 

Крестьяне составляли сельское общество (общины), органом самоуправления которой стал сельский сход. На них  разрешались различные хозяйственные  вопросы, избирались старосты. Уставная грамота, определявшая размеры наделов  и повинностей, подписывалась помещиком  с сельским обществом, а не с отдельными крестьянами. Выход из общины даже с  выкупленной землей был очень  затруднен, община сдерживала расслоение крестьян. Так правительство искусственно сохраняло социальную и имущественную  однородность крестьянства.

 

Реформа 1861 г. была результатом  компромисса, сложного согласования интересов  государства, помещиков и крестьян. После нее крестьянское малоземелье  сохранилось, крестьяне были обременены выкупными платежами. Это породило новые конфликты и противоречия как между крестьянами и помещиками, так и внутри общин.

 

Реформа 1861г. стала величайшим политическим свершением XIX века. После  отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы, определенные с учетом опыта европейских стран, была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. После указа об обнародовании Судебных уставов (20 ноября 1864 г.) началось переустройство судов. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель — прокурор — противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

 

Присяжные определяли вину или  невиновность подсудимых, а судьи  следили за законностью разбирательства  и подыскивали соответствующее  вине наказание. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «Маловажные» гражданские тяжбы и дела о  незначительных правонарушениях рассматривали  выборные уездные мировые судьи. Российский суд становился гласным  и открытым. Судебные округа не совпадали  с границами административными, что давало дополнительные условия  независимости судей от местных  властей. Судебная реформа была самой  демократической и последовательной из «Великих реформ» того времени. 

 

С 1 января 1864г. в России (за исключением губерний, где преобладало  неправославное население) создавались  земства — выборные органы местного самоуправления в губерниях и  уездах. Выборы гласных, т.е. представителей от трех сословных курий — землевладельцы, владельцы недвижимости в городах  и сельские общества — давали им возможность на ежегодных собраниях  решать назревшие проблемы народного  образования, здравоохранения, благотворительности. Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы — управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя  передовые методы хозяйствования, организуя  помощь населениюв неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные  взгляды и нравы.

 

В это время земства  начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто  говорят о необходимости созыва в Москве Земской думы, т.е. выборного  общероссийского органа, который  стал бы совещательным народным представительством. Но Александр II был уверен, что это  могло стать первым шагом к  созданию парламента, могущего стать  трибуной политической оппозиции. Идея общероссийского земства, таким  образом, встречала упорное сопротивление  в правительстве. Политические права  земств были крайне ограничены. Земства  могли обращаться к правительству  с ходатайствами, но не обладали правом законодательной инициативы. Всякие объединения земств разных губерний не разрешались. Губернаторы имели  право отменять решения земских  собраний и управ.

 

В 1870 г. было реорганизовано и городское самоуправление. По новому Городовому положению выборы членов городских дум (гласных) стали бессословными, думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Исполнительными органами городских дум стали городские управы, в которых председательствовал городской голова.

 

Развитие местного самоуправления способствовало возникновению независимой  от властей, не контролируемой ими общественной жизни. Этому способствовали и другие реформы 60-х годов: университетская (1863), предоставившая автономию высшим учебным заведениям, школьная (1864), цензурная (1863), отменившая предварительный просмотр публикаций. Либеральные преобразования затронули и армию. Важнейшими элементами военной реформы стал опубликованный 1 января 1874 г. Устав о воинской повинности. Сословная армия заменялась новой, созданной на основе всеобщей воинской повинности. Срок обязательной солдатскойслужбы сокращался до 6 лет (на флоте — до 7 лет). Существовала целая система  льгот и отсрочек призыва (вплоть до освобождения от службы) для различных  социальных и профессиональных категорий (например, для единственных кормильцев в семье, для получивших образование  и т.д.). Таким образом, в 60-70-е гг. в России происходили такие перемены, которые в Западной Европе занимали целые века.

 

27.             Нэп, его сущность и значения

 

Переход к НЭПу был вынужденной  мерой. Во-первых, к началу 20-х годов  расчеты большевиков на мировую  революцию не оправдались:   надо было любыми способами просто выжить. Опираться дальше   , только на государственное принуждение было невозможно. Об этом   свидетельствовали  такие важнейшие народные выступления, как восстание в Тамбовской губернии (»антоновщина») и «мятеж» моряков  в Кронштадте.

 

Информация о работе Реформы Петра 1 и образование Российской империи (конец 17-нач. 18 вв.)