Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

2) степень осознания преступником  своего деяния;

 

3) соучастие;

 

4) профессионализм преступника;

 

5) применение насилия;

 

6) объект преступления;

 

7) отягчающие обстоятельства: мотивы жестокости, злобы, коварства,  хитрости, запальчивости, легкомыслия  и небрежности.

 

Система наказаний (по руководящим  началам): внушение; общественное порицание; принудительное изучение курса политграмоты; бойкот; исключение из коллектива; возмещение ущерба; отстранение от должности; конфискация  имущества; лишение политических прав; объявление «врагом народа»; принудительные работы; лишение свободы; объявление вне закона; расстрел.

 

Меры уголовного наказания  могли применяться и в административном, и внесудебном порядке органами ВЧК.

73. Национально-государственное  устройство СССР в 1920–1940 гг 

 

СССР – федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием  Договора о создании СССР.

 

Система национально-государственного устройства СССР:

 

1) Союз ССР;

 

2) равноправные (вначале –  суверенные) республики.

 

Обсуждение проекта объединения  советских республик (1922 г.) явилось  первым этапом образования национально-государственного устройства СССР. Предложения о форме  государственного устройства:

 

1) конфедеративное (В. И.  Ленин);

 

2) унитарное (И. В. Сталин).

 

В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП из своего состава сформировало специальную комиссию для разработки возможной формы объединения. Таковой  была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР).

 

Специальная комиссия ЦК РКП  подготовила проект Договора об образовании  СССР. После длительного обсуждения проекта «Основные пункты Конституции» были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы  в республики на обсуждение.

 

Вторым этапом образования  национально-государственного устройства СССР явилось обсуждение проекта  Договора о создании СССР и его  подписание. Съезды Советов советских  республик приняли решение об образовании СССР и избрали своих  полномочных делегатов на I съезд  Советов СССР. 23–29 декабря состоялся  последний Х Всероссийский съезд  Советов, на котором присутствовали делегаты республик I Всесоюзного съезда. Х Всероссийский съезд Советов  принял решение о создании СССР и  о вхождении в его состав РСФСР.

 

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. Он окончательно  принял решение об объединении  советских социалистических республик  в СССР. I съезд Советов СССР  утвердил Декларацию и Договор  об образовании СССР, которые  позднее послужили основой первой  Конституции СССР 1924 г.

 

Договор о создании СССР первоначально  подписали РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР.

 

Принцип федеративного устройства СССР: открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик.

 

Последующее развитие СССР –  третий этап образования его национально-государственного устройства. Первоначально Бухарская  и Хорезмская не были советскими республиками, потому не вошли в состав СССР. Туркестанская  АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов  разделили республики на Узбекскую  ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УССР в 1926 г.), Киргизскую АССР.

 

В Конституции СССР 1936 г. было закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской.

 

В ней же были преобразованы  Казахская и Киргизская из автономных республик РСФСР в союзные.

 

21 июля 1940 г. Народные сеймы  Латвии и Литвы и Государственная  Дума Эстонии провозгласили установление  советской власти в Прибалтике, а указом Президиума Верховного  Совета СССР от 7 сентября 1940 г.  Латвийская ССР, Литовская ССР  и Эстонская ССР вошли в  состав СССР в качестве равноправных  субъектов.

 

В 1940 г. окончательно оформился  состав СССР (16 союзных республик): РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская  ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская  ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская  ССР и Молдавская ССР.

74. Общая характеристика  новой экономической политики 

 

Причины введения НЭПа: сложное  экономическое и политическое положение, вызванное тотальной национализацией  и политикой продразверстки. Возрастали крестьянские волнения (конец 1920 –  начало 1921 гг.) – антоновское движение в Тамбовской губернии, Кронштадтский  мятеж.

 

Основная сущность НЭПа –  разрешение свободного обмена, продажи  и покупки продуктов сельского  хозяйства и кустарного промысла.

 

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной  и сырьевой разверстки натуральным  налогом» от 21 марта 1921 г. установил, что  разверстка продовольствия, сырья и  фуража заменяется натуральным налогом. От натурального налога освобождалась  часть бедноты, середняки облагались умеренным налогом, а кулацкие хозяйства  – в повышенном размере.

 

Порядок расчета налога: сумма, взимаемая с налогоплатильщика, тем больше, чем больше он произвел.

 

Все излишки продуктов  после уплаты налогов переходили в полную собственность крестьян и могли ими использоваться в  любой не запрещенной законом  форме (для улучшения своего хозяйства, обмена и торговли через кооперацию на рынке).

 

В 1924 г. натуральные налоги были заменены денежными.

 

Налоги – главный источник финансирования государства и пополнения бюджета (1/5).

 

Налоговая система (1923 г.): сельскохозяйственный налог; промысловый налог; подоходный налог.

 

Декрет СНК от 24 мая 1921 г. «Об обмене» законодательно был  разрешен свободный обмен продукцией сельского хозяйства и кустарной  мелкой промышленности, т. е. была допущена частная торговля для граждан  и кооперативных организаций.

 

Торговля в период НЭПа допускала свободный товарооборот. Частный капитал устремился в  торгово-посреднический оборот, главным  образом в розничную торговлю.

 

В селах частная торговля держала 8/10 или 9/10 розничной торговли. Однако свободную торговлю государство  контролировало, для этого в 1924 г. был сформирован Наркомат торговли СССР, который направлял политику рынка.

 

Появились и коммерческие юридические лица (в форме государственных  трестов). Они получали обособленное имущество от государства на праве  хозяйственного ведения и могли  самостоятельно распоряжаться произведенной  продукцией.

 

Допускалась передача промышленных предприятий гражданам и их кооперативным  объединениям в аренду. Условия договора аренды в этом случае устанавливало  только Советское государство. Корректировать их было нельзя.

 

Распространялись договоры концессии, т. е. сдача хозяйственных  объектов в аренду иностранцам, по которым  концессионеры выполняли условия  Советского государства (в сфере  оплаты труда и организации режима рабочего времени).

 

Денежная реформа в  период НЭПа: появились денежные знаки  образца 1924 г., которые обеспечивались золотом и товарной массой.

 

Государство обеспечивало снижение цен на промышленные товары и ликвидацию разрыва цен.

 

Окончание НЭПа (конец 20-х—начало 30-х гг.) ознаменовалось установлением  политико-экономического курса страны на сворачивание НЭПа, на индустриализацию и коллективизацию.

 

С 1929 г. появляются командно-административные методы экономики. Увеличились темпы (по пятилетним планам) развития промышленности.

 

В декабре 1929 г. начался переход  к политике ликвидации кулачества как  класса.

75. Судебная реформа 1922 г 

 

Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему  судебных учреждений»:

 

1) общие суды;

 

2) специальные суды:

 

а) военные трибуналы;

 

б) военно-транспортные трибуналы;

 

в) трудовые сессии народных судов;

 

г) земельные комиссии;

 

д) арбитражные комиссии.

 

Упразднялись революционные  трибуналы и иные особые суды, созданные  в связи с утверждением советской  власти на местах.

Трехзвенная структура общих  судов 

 

1. Народный суд отправлял  правосудие в пределах уездного  или городского района, участка.  Его компетенция: большинство  гражданских и уголовных дел,  за исключением дел, отнесенных  к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось  коллегиальное (профессиональный  судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

 

1) единолично – несложные  семейные и административные  дела;

 

2) коллегиально – все  остальные.

 

2. Губернский суд был  административно-управленческим органом  по отношению к народным судам.  Он рассматривал дела в кассационном  порядке и наиболее важные  гражданские и уголовные дела  – по первой инстанции.

 

Его структура:

 

1) пленум;

 

2) уголовное отделение;

 

3) уголовное кассационное  отделение;

 

4) гражданское отделение;

 

5) гражданское кассационное  отделение;

 

6) дисциплинарная коллегия.

 

3. Верховный Суд РСФСР  – высший судебный орган.

 

Члены Верховного Суда РСФСР  назначались ВЦИКом РСФСР.

 

Его структура:

 

1) президиум (компетенция  – административные полномочия  в регулировании деятельности  судов);

 

2) пленарные заседания,  пленумы (компетенция: толкование  законодательства, пересмотр приговоров  и решений в порядке надзора,  выборы дисциплинарной коллегии);

 

3) кассационные коллегии  по гражданским и уголовным  делам (включали трех судей);

 

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

 

Судебная коллегия – суд  первой инстанции.

 

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

 

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено  – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

 

Компетенция Верховного Суда СССР:

 

1) надзор за законностью  решений и приговоров судов;

 

2) разъяснение применения  и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

 

3) вынесение решений о  неконституционности законодательных  и подзаконных актов;

 

4) пересмотр решений и  приговоров с точки зрения  соответствия общесоюзному законодательству;

 

5) решение дел исключительной  важности, уголовных дел в отношении  высших должностных лиц СССР  и дел персональной подсудности,  споров между союзными республиками  – первая инстанция.

 

Структура Верховного Суда СССР:

 

1) пленум;

 

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

 

Верховный суд союзной  республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом  союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

 

Его функции:

 

1) кодификация законодательства  СССР;

 

2) юридические консультации;

 

3) обязательные заключения  для СНК СССР.

76. Декрет ВЦИК от 22 мая  1922 г. «Об основных частных  имущественных правах, признаваемых  в РСФСР, охраняемых ее законами  и защищаемых судами РСФСР». Гражданский  кодекс РСФСР 1922 г 

 

1920-е гг. – период НЭПа. Появились некоторые черты капиталистической  формы хозяйствования, свободной  торговли.

 

Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных  правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» устанавливал допустимые формы предпринимательской  деятельности, порядок образования  различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ, виды имущества, на которые разрешена частная  собственность и др.

 

Новые товарно-денежные отношения  требовали дополнительного регулирования, 20 марта 1922 г. принимается Положение  «О векселях».

 

Вексель – средство платежа; ничем не обусловленное денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю). Виды: простой и переводной вексель.

 

ГК был принят в октябре 1922 г., но вступил в силу только со следующего года.

 

Принцип регулирования гражданских  правоотношений: гражданские права  охранялись законом только в случае, если они используются в пределах их социально-хозяйственного назначения.

 

Имущественные права принадлежат  всем независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания.

 

Виды имущественных прав граждан:

 

1) свободное передвижение  по территории РСФСР;

 

2) занятие любым незапрещенным  законом видом деятельности;

 

3) свободное приобретение  и отчуждение имущества;

 

4) учреждение промышленных  и торговых предприятий.

 

Структура ГК: общая часть; вещное право; обязательственное право; наследственное право.

 

Новый ГК устанавливал:

 

1) правовое положение субъектов  гражданских правоотношений;

 

2) виды объектов гражданских  правоотношений;

 

3) понятие и виды сделок;

 

4) срок исковой давности.

 

Право собственности по ГК имело следующие виды собственности: государственная (муниципальная и  национализированная); кооперативная; частная.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"