Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства
Учредительное собрание было
избрано в ноябре 1917 г. первыми
всеобщими и повсеместными
Перед началом работы Учредительного
собрания появилось постановление
ВЦИК от 3 января 1918 г. «О признании контрреволюционным
действием всех попыток присвоить
себе функции государственной
С момента начала работы Учредительного собрания Ленин предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Этот проект был отклонен большинством Учредительного собрания.
После отклонения «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» В. И. Ленина Учредительное собрание было распущено 6 января 1918 г.
С этого момента функции высшего законодательного органа власти перешли к III Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, который 13 января 1918 г. объединился с III Всероссийским Чрезвычайным съездом крестьянских депутатов. С этого момента появился единый верховный орган власти Советов – Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
III съезд Советов принял
отклоненную декларацию 12 января 1918
г. Декларация окончательно
Российская республика стала федеративной, формирующейся на основе всеобщего равенства всех народов России. Федеративное устройство Советского государства предполагало наличие единого верховного органа власти и органов власти в отдельных республиках.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа состояла из 4 разделов:
1) политическая и социальная
основа государства –
2) устанавливались главные задачи Советского государства и общие положения, отражающие суть советской власти;
3) основы внешней политики страны;
4) основы федеративного устройства.
III съезд Советов принял
решение о подготовке первой
Конституции Советского
Советская власть сразу же после официального своего утверждения на III съезде Советов стала устанавливать собственные принципы организации государственной власти и экономики в стране:
1) высший орган власти
теперь был Рабочее и
2) утверждалась национализация государственных богатств: земли и ее недр (Декрет «О социализации земли»).
66. Общая характеристика конституции РСФСР 1918 г
Проект Конституции 1918 г.
готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.).
Окончательный текст
Структура Конституции 1918 г. включала разделы:
1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2) общие положения Конституции
РСФСР (они включали статьи
о правах и обязанностях
3) конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);
4) активное и пассивное избирательное право;
5) бюджетное право;
6) о гербе и флаге РСФСР.
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Социальная основа советской власти – диктатура пролетариата. Политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Нововведения в экономике,
установленные Конституцией, – полная
национализация лесов, земли, недр, транспорта,
банков, промышленности. Конституция
устанавливала монополию
Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. – Федерация. Субъекты Федерации – национальные республики.
Система органов государственной власти по Конституции:
1) всероссийский съезд
Советов рабочих, солдатских, крестьянских
и казачьих депутатов – высший
орган законодательной власти. Он
был временным органом, в
2) Правительство РСФСР – высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;
3) Совет народных комиссаров.
Был подотчетным Правительству
РСФСР, в него входили
4) областные, губернские,
уездные и волостные съезды
Советов, их исполнительные
Избирательная система по Конституции 1918 г.
Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).
Не имели права избирать:
1) лица, использующие наемный
труд в целях извлечения
2) граждане, живущие на
«нетрудовые доходы» (от сдачи
жилого помещения внаем,
3) частные торговцы и посредники;
4) представители духовенства;
5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.
Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.
Историческое значение Конституции 1918 г.: появилась правовая база для последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.
67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг
Причины создания Вооруженных сил:
1) Декрет о мире от 26
октября (8 ноября) 1917 г. объявил
о необходимости вывода
2) начало Гражданской войны.
Первая программа по формированию армии Советского государства предполагала отсутствие армии как таковой в стране Советов, где должен был быть установлен вечный мир. В случае же возникновения угрозы со стороны врагов пролетариата предполагалось, что народные массы будут сразу же мобилизоваться по собственному революционному сознанию.
В декабре 1917 г. началась полная демобилизация военнослужащих из армии.
Была введена выборная система командования Красной армии (Декрет СНК «О выборном начале и об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г.). Одновременно все военнослужащие были уравнены в правах и отменены все чины и звания военнослужащих.
Появились солдатские комитеты, которые осуществляли контроль за военными штабами.
Декреты «О рабоче-крестьянской
Красной армии» и «О рабоче-крестьянском
Красном флоте» 1918 г. законодательно
подтвердили необходимость
Принцип формирования Красной армии: добровольность. Позднее Красная армия стала формироваться по принципу назначаемости и единоначалия (Декрет от 22 апреля 1918 г.).
Граждане могли поступить
на военную службу при наличии
рекомендаций от войсковых комитетов,
партийных и профсоюзных
В системе Вооруженных сил Советского государства устанавливалась круговая порука внутри войсковых частей.
В Красную армию могли поступить на службу только рабочие и крестьяне, она, как и все властные структуры, была классовой.
Ситуация изменилась в апреле 1918 г., когда было принято решение о всеобщей воинской повинности. Начало всеобщей воинской обязанности было положено Декретом ВЦИК «О всеобщем обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. А уже в мае 1918 г. был принят Декрет «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую Красную армию».
Система руководства Красной армии:
1) военные комиссары (они
осуществляли контроль над
2) революционный военный совет (его глава – Троцкий).
Революционный военный совет республики (Реввоенсовет) был образован в 1918 г. Его компетенция:
1) руководство работой
всех органов военного
2) формирование реввоенсоветов на местах и назначение их командующего состава.
В связи с востребованностью профессионалов в армии теперь на военную службу призывались офицеры царской армии. Их деятельность контролировали и направляли военные комиссары.
Воинская дисциплина вначале
должна была поддерживаться революционным
правосознанием военнослужащих (предположительно),
на практике же в 1918 г. была введена
единая военная форма, на каждого
военнослужащего оформляются
68. Cоветская судебная система 1917–1918 гг
Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.
Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)
Основные положения:
1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);
2) революционные трибуналы
объявлялись судебными
3) устанавливалось применение
законодательства свергнутых
4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.
Принципы судопроизводства:
1) сменяемость судей (выборность судей – цель);
2) гласность и публичность судебного разбирательства;
3) коллегиальность
Система судов по Декрету 1
1. Местные (общие) суды.
Они рассматривали гражданские
дела, по которым цена иска
не превышала 3 тыс. руб., и уголовные
дела, срок лишения свободы по
которым был не более 2 лет,
в пределах уезда; суды
1) местные суды (разрешали дела по первой инстанции);
2) уездные суды (кассационная инстанция).
2. Революционные трибуналы.
Рассматривали большинство
Состав местных судов:
1) профессиональный судья;
2) 2 народных заседателя.
Декрет о суде № 2 (февраль
1918 г.) учредил окружные и областные
суды. Это значительно менее
В этих судах разбирательство
должно было вестись на языке, который
преобладает у населения
Суды реально стали
выборными. Избрание судей и народных
заседателей производили
Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.
Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.
Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).
Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных судов. Теперь они разрешали гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"