Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. первыми  всеобщими и повсеместными выборами. Эти выборы назначены еще Временным  правительством, однако проводились  уже в период победы советской  власти, поэтому Учредительное собрание сразу после выборов не было созвано, так как в его составе процент  большевиков был очень немногочисленный. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г.

 

Перед началом работы Учредительного собрания появилось постановление  ВЦИК от 3 января 1918 г. «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить  себе функции государственной власти». Оно законодательно закрепляло власть только одной большевистской партии.

 

С момента начала работы Учредительного собрания Ленин предложил принять  «Декларацию прав трудящегося и  эксплуатируемого народа». Этот проект был отклонен большинством Учредительного собрания.

 

После отклонения «Декларации  прав трудящегося и эксплуатируемого народа» В. И. Ленина Учредительное  собрание было распущено 6 января 1918 г.

 

С этого момента функции  высшего законодательного органа власти перешли к III Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, который 13 января 1918 г. объединился  с III Всероссийским Чрезвычайным съездом  крестьянских депутатов. С этого  момента появился единый верховный  орган власти Советов – Всероссийский  съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

 

III съезд Советов принял  отклоненную декларацию 12 января 1918 г. Декларация окончательно закрепила  единоличную власть Советов в  стране.

 

Российская республика стала  федеративной, формирующейся на основе всеобщего равенства всех народов  России. Федеративное устройство Советского государства предполагало наличие  единого верховного органа власти и  органов власти в отдельных республиках.

 

Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа состояла из 4 разделов:

 

1) политическая и социальная  основа государства – республика  Советов рабочих, солдатских и  крестьянских депутатов;

 

2) устанавливались главные  задачи Советского государства  и общие положения, отражающие  суть советской власти;

 

3) основы внешней политики  страны;

 

4) основы федеративного  устройства.

 

III съезд Советов принял  решение о подготовке первой  Конституции Советского государства,  в основу которой была положена  Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа.

 

Советская власть сразу же после официального своего утверждения  на III съезде Советов стала устанавливать  собственные принципы организации  государственной власти и экономики  в стране:

 

1) высший орган власти  теперь был Рабочее и Крестьянское  Правительство Российской Советской  республики (постановление ВЦИК  «О новом названии существующей  верховной государственной власти»);

 

2) утверждалась национализация  государственных богатств: земли  и ее недр (Декрет «О социализации  земли»).

66. Общая характеристика  конституции РСФСР 1918 г 

 

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции  принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

 

Структура Конституции 1918 г. включала разделы:

 

1) Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа;

 

2) общие положения Конституции  РСФСР (они включали статьи  о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т.  д.);

 

3) конструкция советской  власти (организация советской власти  в Центре и на местах);

 

4) активное и пассивное  избирательное право;

 

5) бюджетное право;

 

6) о гербе и флаге  РСФСР.

 

1. Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа.

 

Социальная основа советской  власти – диктатура пролетариата. Политическая основа – система Советов  рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

 

Нововведения в экономике, установленные Конституцией, – полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция  устанавливала монополию государства  в сфере экономики. Высший Совет  народного хозяйства – высший орган в сфере управления экономикой.

 

Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму. Государственное  устройство РСФСР по Конституции 1918 г. – Федерация. Субъекты Федерации  – национальные республики.

 

Система органов государственной  власти по Конституции:

 

1) всероссийский съезд  Советов рабочих, солдатских, крестьянских  и казачьих депутатов – высший  орган законодательной власти. Он  был временным органом, в период  между сессиями работы Съезда  обязанности высшего органа власти  исполнял Всероссийский центральный  исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый  Съездом; ВЦИК – высший законодательный,  распорядительный и контролирующий  орган, т. е. принцип разделения  властей в РСФСР действовал  условно;

 

2) Правительство РСФСР  – высший исполнительный орган  власти. Он формировался съездом  Советов;

 

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству  РСФСР, в него входили народные  комиссары, возглавлявшие отдельные  отраслевые народные комиссариаты);

 

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды  Советов, их исполнительные комитеты  – органы власти на местах (в городах и селах – городские  и сельские советы).

 

Избирательная система по Конституции 1918 г.

 

Активным избирательным  правом обладали только представители  отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

 

Не имели права избирать:

 

1) лица, использующие наемный  труд в целях извлечения прибыли;

 

2) граждане, живущие на  «нетрудовые доходы» (от сдачи  жилого помещения внаем, кредитования  иных граждан за плату, определенную  процентом за пользование денежными  средствами и т. п.);

 

3) частные торговцы и  посредники;

 

4) представители духовенства;

 

5) служащие жандармерии,  полиции и охранного отделения.

 

Выборы в Советы были многоступенчатыми  и основанными на принципах представительства  и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и  городские Советы и делегатов  на выборы всех последующих уровней.

 

Историческое значение Конституции 1918 г.: появилась правовая база для  последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной  власти и ее структур.

67. Формирование вооруженных  сил РСФСР в 1917–1918 гг 

 

Причины создания Вооруженных  сил:

 

1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил  о необходимости вывода русских  войск; Декрет о мире повлек  заключение Брестского мирного  договора (по нему Прибалтика, Белоруссия, Украина, Крым отходили к Германии), который в свою очередь повлек  интервенцию стран Антанты;

 

2) начало Гражданской войны.

 

Первая программа по формированию армии Советского государства предполагала отсутствие армии как таковой  в стране Советов, где должен был  быть установлен вечный мир. В случае же возникновения угрозы со стороны  врагов пролетариата предполагалось, что народные массы будут сразу  же мобилизоваться по собственному революционному сознанию.

 

В декабре 1917 г. началась полная демобилизация военнослужащих из армии.

 

Была введена выборная система командования Красной армии (Декрет СНК «О выборном начале и  об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г.). Одновременно все военнослужащие были уравнены в правах и отменены все чины и звания военнослужащих.

 

Появились солдатские комитеты, которые осуществляли контроль за военными штабами.

 

Декреты «О рабоче-крестьянской Красной армии» и «О рабоче-крестьянском Красном флоте» 1918 г. законодательно подтвердили необходимость создания новой рабоче-крестьянской армии.

 

Принцип формирования Красной  армии: добровольность. Позднее Красная  армия стала формироваться по принципу назначаемости и единоначалия (Декрет от 22 апреля 1918 г.).

 

Граждане могли поступить  на военную службу при наличии  рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

 

В системе Вооруженных  сил Советского государства устанавливалась  круговая порука внутри войсковых частей.

 

В Красную армию могли  поступить на службу только рабочие  и крестьяне, она, как и все  властные структуры, была классовой.

 

Ситуация изменилась в  апреле 1918 г., когда было принято  решение о всеобщей воинской повинности. Начало всеобщей воинской обязанности  было положено Декретом ВЦИК «О всеобщем обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. А уже в мае 1918 г. был принят Декрет «О принудительном наборе в  рабоче-крестьянскую Красную армию».

 

Система руководства Красной  армии:

 

1) военные комиссары (они  осуществляли контроль над командирами  Красной армии и проводили  революционную агитацию их); Всероссийское  бюро военных (позднее – Политуправление  Реввоенсовета);

 

2) революционный военный  совет (его глава – Троцкий).

 

Революционный военный совет  республики (Реввоенсовет) был образован  в 1918 г. Его компетенция:

 

1) руководство работой  всех органов военного ведомства  и военных учреждений;

 

2) формирование реввоенсоветов  на местах и назначение их  командующего состава.

 

В связи с востребованностью  профессионалов в армии теперь на военную службу призывались офицеры  царской армии. Их деятельность контролировали и направляли военные комиссары.

 

Воинская дисциплина вначале  должна была поддерживаться революционным  правосознанием военнослужащих (предположительно), на практике же в 1918 г. была введена  единая военная форма, на каждого  военнослужащего оформляются книжки красноармейца (в них отражались особенности военной службы), и  наконец были введены первые советские  военные уставы.

68. Cоветская судебная система  1917–1918 гг 

 

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами  о суде.

 

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

 

Основные положения:

 

1) ликвидация существующей  системы судопроизводства (исключение  – народные суды);

 

2) революционные трибуналы  объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило  решение дел о контрреволюционной  деятельности;

 

3) устанавливалось применение  законодательства свергнутых правительств  в частях, не противоречащих принципам  и целям революции и революционному  сознанию;

 

4) устанавливалось, что  судьями могут быть бывшие  мировые судьи.

 

Принципы судопроизводства:

 

1) сменяемость судей (выборность  судей – цель);

 

2) гласность и публичность  судебного разбирательства;

 

3) коллегиальность судопроизводства.

 

Система судов по Декрету 1

 

1. Местные (общие) суды. Они рассматривали гражданские  дела, по которым цена иска  не превышала 3 тыс. руб., и уголовные  дела, срок лишения свободы по  которым был не более 2 лет,  в пределах уезда; суды осуществляли  следствие; защита в местных  судах могла осуществляться любыми  гражданами, обладающими непорочной  репутацией; их решения и приговоры  считались окончательными и не  подлежали пересмотру в апелляционном  порядке:

 

1) местные суды (разрешали  дела по первой инстанции);

 

2) уездные суды (кассационная  инстанция).

 

2. Революционные трибуналы.  Рассматривали большинство уголовных  дел, главным образом связанных  с борьбой против контрреволюционных  сил: о мародерстве, саботаже; предварительное следствие и  подготовка этих дел к рассмотрению  осуществлялась особыми следственными  комиссиями при Советах.

 

Состав местных судов:

 

1) профессиональный судья;

 

2) 2 народных заседателя.

 

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные  суды. Это значительно менее классовый  декрет, он создан под нажимом партии левых эсеров.

 

В этих судах разбирательство  должно было вестись на языке, который  преобладает у населения данного  региона.

 

Суды реально стали  выборными. Избрание судей и народных заседателей производили Советы.

 

Окружные суды рассматривали  гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции  местного суда. В них гражданское  судопроизводство осуществлялось в  составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное  – в составе 1 профессионального  и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.

 

Областные суды должны были рассматривать гражданские и  уголовные дела в кассационной инстанции.

 

Кассационный пересмотр  осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения  или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора  суда).

 

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных  судов. Теперь они разрешали гражданские  дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым  наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"