Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности Судебника на примере статей, касающихся проблемы сословного деления общества середины XVI в., а также центральных и местных органов власти, и выяснить степень его влияния на укрепление государства и дальнейшее развитие русского законодательства.
В связи с поставленной целью в данной работе будет кратко рассмотрена история Русского законодательства до принятия Судебника 1550 г., будут приведены важнейшие, на мой взгляд, предпосылки его принятия и проведения Иваном Грозным активного реформирования судебной системы. Мною будет разобрана проблема сословного деления общества середины XVI в., нашедшая отражение в Судебнике. Будет выведена структура центральных и местных органов управления, учреждённых на Руси вследствие принятия Судебника и на основе этого будет сделан вывод о характере власти Ивана Грозного.
Введение…………………………………………………………...……….3
Глава I. Судебник 1550 г. и развитие общерусского законодательства
§ 1. Русское законодательство до принятия Судебника 1550 г ……………9
§ 2. Предпосылки проведения реформ и принятие Судебника1550 г……12
Глава II. Судебник и проблема сословного деления
русского общества……………………………………………………….…..16
Глава III. Центральные и местные органы суда по Судебнику…….…27
Заключение.……........................................................................................31
Глоссарий…...……...………33
Список литературы………………………………………..35
Также некоторые дела (в частности, дела «по душегубству и разбою с поличным» 32) разбирались губными старостами.
Верховный
суд, надстоящий надо всеми
вышеперечисленными формами
Источники дают нам сведения,
касающиеся того, что взяточничество
(«лихоимство») судей было в то
время обычным делом, взятки, клевета
и подлоги считались нормой, указывая
тем самым на несовершенство
существующего
§ 2. Предпосылки проведения реформ и принятие Судебника 1550 года
К середине XVI в. сам политический строй Руси претерпевал изменения – всё более усиливалась власть царя, однако, ещё серьёзно зависевшая от знатной аристократии. Главным органом управления и законотворчества служила Боярская Дума, в областях, с которых бояре получали кормление, они стремились насаждать свои порядки, контролировали любые сделки, ревностно охраняли свои привилегии. Р.Г. Скрынников пишет о том, что ранее таким образом зародился институт местничества: при назначении на определённую должность не учитывались опыт и личностные качества человека, но принималось во внимание «отчество» (степень знатности) и положение родни человека33. Местничество затрудняло развитие эффективной системы управления государством, постоянно соперничающие друг с другом боярские семьи значительно тормозили управление страной. К середине XVI в. местничество начинает изживать себя.
Кроме того, к середине
XVI в. прежде однородная боярская
среда распадается на две
В XVI веке поместья имеют широкое распространение, с помощью поместного владения монархия располагает к себе большую часть дворян и получает в их лице прочную опору и поддержку. И именно эта среда становится недовольной по отношению к существующим порядкам: институт местничества закрывал новой социальной прослойке путь к значительной части государственных должностей, дворяне не имели своих постоянных представителей в Боярской думе (появившаяся в то время поговорка «царь постановил, бояре приговорили» наглядно иллюстрирует значение Боярской думы в управлении государством).
Но решающим толчком,
послужившим поводом для
Но восставшие не имели
чётких планов по поводу
Также ввиду личной неприязни к знатному боярству (опять-таки благодаря Глинским) молодой царь Иван Грозный вскоре после описанных событий окружает себя новыми талантливыми людьми, выходцами из прослойки дворянства, представителями высшей приказной бюрократии. Этот тандем получает название «Избранная Рада». В состав Избранной Рады входят митрополит Макарий, приближённый царя, венчавший его на царство, дьяк Иван Висковатый, мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, благовещенский поп Сильвестр39 и некоторые другие дворяне, вышедшие из «низов» исключительно благодаря своим незаурядным способностям.
Так называемым «Адашевским кружком» ведётся активная подготовка будущих реформ, о программе которых 18-летний царь впервые заявляет на Соборе примирения в 1549 г. Именно на этом соборе встал вопрос о корректировке, дополнении и исправлении Судебника «по старине»40. Сразу после окончания собора приказы приступили к разработке нового Судебника и по прошествии года передали на утверждение Думы готовый вариант. Приказом, контролировавшим разработку нового Судебника, являлся Казённый приказ, возглавляемый на тот момент Адашевым.
Не смотря на то, что
новый Судебник был
Таким образом, царь
предложил новый Судебник на
рассмотрение и утверждение: «
В отличие от предыдущих Судебников, новый Судебник призван был стать, прежде всего, инструкцией по организации и упорядочению самого судебного процесса, а не только сводом обычных норм права и судебных прецедентов44.
Судебник 1550 года содержал 100 статей, из них 37 статей были упомянуты в первый раз, остальные же статьи, доставшиеся Судебнику «в наследство» от его предшественников, подверглись кардинальной переработке45.
Глава II. Судебник и проблема сословного деления
русского общества
Для того, чтобы правильно выделить из текста и проанализировать статьи Судебника, касающиеся сословного деления общества середины XVI в., прежде всего следует дать определение самому термину «сословие».
В западноевропейской и
отечественной историографии
Словарь Брокгауза и Ефрона
даёт такое определение: «
В.В. Виноградов в своей работе пишет о том, что в древнерусском литературном языке слово «сословие» начинает встречаться в списках XVI в. Его значение в то время – звание, принадлежность к той или иной категории по разграничению разрядов, состояний, духовных качеств и свойств людей в системе48. То есть при сравнении двух общепринятых терминологий – западноевропейского понятия сословия и понятия сословия в России – оказывается, что под словом «сословие» в XVI в. следует понимать два различных статуса социальных групп.
Таким образом, исходя из вышеприведённых определений следует заключить, что общие признаки сословия появляются в том случае, если положение социальной группы закреплено в законе и передаётся по наследству. Чтобы ответить на вопрос – сложились ли к середине XVI в. сословия в России, необходимо обратиться к Судебнику 1550 г. , т.е. к правовой базе, в которой могли бы быть закреплены не только обязанности, но и права сословий.
и т.д.................
На первом Земском соборе, Иван IV Грозный принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года.
В Судебнике 1550 года из
100 статей большая часть
Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:
1. Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
2. Приговор царя, формулирующий
норму, которая должна
Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - “приговор” - осуществляется для различных законов по-разному:
1. Приговором одного царя.
2. Приговором царя с боярами.
3. Устным приказом царя (“государевым словом”).
Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или не привлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.
Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.
Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления - в него включаются холопы. Значительно определеннее устанавливаются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины.