Судебник и проблема сословного деления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Основная цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности Судебника на примере статей, касающихся проблемы сословного деления общества середины XVI в., а также центральных и местных органов власти, и выяснить степень его влияния на укрепление государства и дальнейшее развитие русского законодательства.
В связи с поставленной целью в данной работе будет кратко рассмотрена история Русского законодательства до принятия Судебника 1550 г., будут приведены важнейшие, на мой взгляд, предпосылки его принятия и проведения Иваном Грозным активного реформирования судебной системы. Мною будет разобрана проблема сословного деления общества середины XVI в., нашедшая отражение в Судебнике. Будет выведена структура центральных и местных органов управления, учреждённых на Руси вследствие принятия Судебника и на основе этого будет сделан вывод о характере власти Ивана Грозного.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……….3
Глава I. Судебник 1550 г. и развитие общерусского законодательства
§ 1. Русское законодательство до принятия Судебника 1550 г ……………9
§ 2. Предпосылки проведения реформ и принятие Судебника1550 г……12
Глава II. Судебник и проблема сословного деления
русского общества……………………………………………………….…..16
Глава III. Центральные и местные органы суда по Судебнику…….…27
Заключение.……........................................................................................31
Глоссарий…...……...………33
Список литературы………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

 

женщин из-за опасности насилия. Закреплялись особые правила «домостроя», выразившиеся в подчиненности женщин в быту, запрете мирских увеселений и  т. д. Обремененное военными заботами государство  независимо от своей воли консервировало правило «домостроя», облегчающие повиновение семьи жесткому государственному порядку. В крестьянской среде подчиненность женщин была особенно ощутима.

 

      С присоединением  Новгорода и Пскова к Московскому  государству угасли наметившиеся там ориентиры наследования. Воля наследователя уже не была абсолютным критерием, Судебники 1497 и 1550 гг. для новых форм (вотчин и поместий) установили значительные наследственные ограничения. Женщины допускались к наследованию (ст. 60 Судебника 1497 г. ист. 92 Судебника 1550 г.). Родовые вотчины оставались в роду, их не имели права завещать по своей воле. Поместья также не могли отчуждаться «на сторону», они переходили к детям с условием службы. Женщины получали из состава поместий законную долю на «прожиток». В крестьянской среде практиковалось наследование по обычному праву.

 

      В целом ко времени  Судебника 1550 г. вопрос о соотношении  завещания  и закона не всегда  достаточно ясно регламентировался  нормами права. Более четко обозначены права  первоочередных наследников - жены и детей, лишь при их отсутствии призывались к наследованию другие родственники. Внебрачные дети не имели прав на наследство как плод «блуда».

 

Одним из видов  преступления –  было преступление против государства; К их числу Судебник относил "крамолу". Под крамолой понималась измена, заговор, призыв к восстанию или поднятие восстания и другие действия, совершаемые преимущественно представителями господствующего класса и направленные против правительства. Именно как крамолу стали рассматривать великие князья отъезд бояр к другому князю. Так же ими (преступлениями) являлись: мятежи, заговоры, попытки смещение государственного строя, подделка ценных бумаг, что в принципе и было характерно для того периода.

 Ещё одним видом преступления  были имущественные преступления;

 

Собственность феодала на средства производства и  неполная собственность  на работника  производства является основой производственных отношений  при феодальном строе.

 

Судебник предусматривал следующие виды преступлений против имущественных прав: 1) разбой, 2) похищение чужого имущества (татьба), 3) истребление или повреждение чужого имущества, 4) противозаконное пользование чужим имуществом.

 

Так же были преступления против порядка управления (неуплата налогов, неподчинение приказам должностных лиц), против нравственности (долгое время супружеской измены, сожжение, колдовство), против личности (убийство (душегубство), нанесение телесных повреждений, оскорбление (словом или действием), клевета), против веры.

 

Обострение классовой  борьбы, вызванное  усилением закрепощения крестьянства и эксплуатации всего  трудящегося  населения, стремление господствующего  класса к охране частной собственности  вообще и, главным образом, собственности на землю приводит к установлению новых, более жестоких видов наказаний.

 

По Судебнику  наказание имело  цель не только покарать преступника  и извлечь при  этом имущественные  выгоды, как было в первоначальный период развития феодальных отношений, но и устрашение масс. В  этот период начинает складываться получивший впоследствии широкое распространение принцип: "чтобы, смотря на то, другим неповадно было так делать".

 

Именно в целях  устрашения населения  расправы с  участниками заговоров, восстаний  и иными "коромольниками" совершались, открыто, при массовом стечении народа и отличались особой жестокостью.

 

Смертная казнь  устанавливалась  за особо опасные  преступления: убийство зависимым своего господина, крамолу, церковную и  головную татьбу, поджог города, а также татьбу, разбой, душегубство, ябедничество или любое лихое дело, совершённое «ведомым лихим человеком».

 

      В самом Судебнике  не указываются  способы осуществления  смертной казни. Для наказаний  стали характерны жестокость  и неопределенность их формулировки (что также служило целям устрашения).

 

      Однако  исследование  документальных данных показывает, что способы осуществления смертной  казни были чрезвычайно разнообразны. Большей частью смертная казнь  осуществлялась через повешение  или отсечение  головы. Телесные наказания применялись  как основной и Членовредительные наказания кроме устрашения выполняли важную символическую функцию - вьщеление преступника из общей массы, "обозначение" его. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в случаях оскорблений и бесчестья (ст. 26) , как дополнительный - при должностных преступлениях, нарушении прав собственника, земельных спорах и т.д.. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего. Сохранились прежние формы судебного процесса. Состязательный процесс используется при ведении гражданских и менее тяжких дел. По решенному делу суд вьщавал "правовую грамоту", с вьщачей которой иск прекращался. Розыскной процесс - применялся в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве новой процессуальной меры использовался "повальный обыск" - массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру 'облихования". По приговору суда "облихованный" но не признавший своей вины преступник мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок. Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило по докладу или жалобе, допускался только апелляционный характер пересмотра. Судебная система состояла из инстанций: 1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской Думы или великого князя.

 

Параллельно действовали  церковные  и вотчинные суды, сохранялась  практика

 

"смешанных"  судов. В централизованной государственной  системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Государственными судебными

 

органами  были:  царь, Боярская Дума, путные бояре, чины, ведающие отраслевыми управлениями и приказы. На местах судебная власть принадлежала наместникам, волостелям, позже - губным, земским органам и воеводам. С 15 в. Боярская Дума становится самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой инстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей, разбирала споры о местничестве. Дума сама могла выходить к государю с докладом, прося разъяснения и окончательного разрешения дела.

 

     Рассмотренные Думой приговоры,  поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась "новоуказной статьей". С возрастанием роли письменного судопроизводства возрастала роль дьяков, стоявших во главе приказов (в состав Думы вводятся думные дьяки, возглавлявшие Разрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ казанского дворца). Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладывались царю.

 

Предусматривалось наказание как для судей, отказавшихся в принятии жалобы, так и для  жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой. В 1550 году учреждается Холопий

 

приказ, ведавший всеми спорами о холопах, оформлявший  крепостные и отпускные грамоты, кабальные записи.Местные судебные органы строились как административные органы, по системе

 

"кормлений"  Функции суда выполняли наместники  и волостели. Без их ведома

 

рассматривались только тяжкие уголовные преступления.Наместники и волостели были обязаны являться в вышестоящий суд по его требованию: перечень поводов для такого вызова давал Судебник 1550 г.

 

     Наряду  с государственными и  вотчинными судами особняком  стояла группа "данных" или  третейских судов. Эти суды  назначались властями в случаях,  когда стороны просили об этом, а данное дело не относилось  к числу "приказных", т.е.  прямо входящих в компетенцию судебного органа. Такие суды назначались из числа низших чиновников и отрабатывали только отдельные стадии судебного процесса. Первые третейские суды появились в середине 14 века. Они рассматривали частные, но не казенные или государственные дела. Решения по спорам - между частными лицами основывались на доброй воле, носили мировой характер. Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины ХVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

 

 


Информация о работе Судебник и проблема сословного деления