Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:07, курсовая работа
Принятие христианства на Руси имело очень большое значение для развития государственности, дальнейшей интеграции славянских земель, установлением внешних связей, укрепления авторитета Руси среди соседей. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.
Христианизация Руси - хорошо изученная в историографии проблема, выбор этой темы обоснован важностью исторического события для Киевской Руси, последствия этого события не потеряли актуальность и по сей день, вся история становления и развития Российского государства находилась под влиянием православной религии.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Крещение Руси…………………………………………………………………………………5
1.Причины принятия христианства…………………………………………………….5
1.2 Распространение христианства на Руси…………………………………………….15
2 Значение крещения Руси…………………………………………………………....………..17
2.1 Роль православия в становлении государственности в Киевской Руси…………..17
2.2 Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства…………………………………………………………………..25
2.3 Историческое значение принятия Русью христианства…………………………...29
Заключение……………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………….….....38
Вывод: выбор религии сделан – византийское христианство. Великий реформатор Владимир Красное Солнышко, как его величают в былинах, приняв это решение, положил начало древнерусской цивилизации. Произошёл великий исторический переворот. В течение нескольких десятков лет Русь вошла в культурный ареал восточноправославных государств, поддерживая одновременно тесные связи с католическим Западом
Все было готово к принятию новой веры, ждали только удобного случая. «Подожду еще немного», - говорил Владимир, по свидетельству начального летописца киевского. Удобный случай представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. Владимир спросил у бояр: «где принять нам крещение?». Те отвечали: «Где тебе любо». И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение; Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену у уносили присыпаемую русскими землю к себе в город; русские сыпали еще больше, и Владимир все стоял. Тогда один корсунянин, именем Анастас, пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: «За тобою с восточной стороны лежат колодцы, от них вода идет по трубам в город, перекопай и перейми ее». Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: «Если это будится, я крещусь». Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир тот час велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будит то же, что с корсунем». Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: «Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будишь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя». Владимир отвечал на это царским посланием: «Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служение, о которых мне рассказывали посланные нами мужи». Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: «Крестись и тогда пошлем к тебе сестру». Но Владимир велел отвечать: «Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня». Цари послушались и послали сестру свою вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами. Анне очень не хотелось идти. «Иду точно в полон, - говорила она, лучше бы мне здесь умереть». Братья утешали ее: «А что если бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати: видишь, сколько зла наделала Русь грекам?» И теперь, если не пойдешь, будет тоже. И едва уговорили ее идти. Анна села в корабль, простилась с родней и поплыла с горем в Корсунь, где была торжественно встречена жителями. В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть и сильно тужил; тогда царевна велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то и не вылечишься». Владимир сказал на это: «Если в самом деле так случиться, то по истине велик будет бог христианский» - и объявил, что готов к крещению. Епископ корсуньский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, в церкви Св. Василия, стоявшей на торговой площади среди города. (Владимиру при крещении дали имя Василий). И когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел; удивясь такому внезапному исцелению, Владимир сказал: «Теперь только я узнал истинного бога!» [ 3 ]
Видя это, и из дружины его многие крестились. После крещения совершен был брак Владимира с Анною.
988 год. Князь Владимир вернулся в Киев. «И возвратившись, повелел ниспровергнуть идолы – одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Это не потому, что дерево может чувствовать, но на поругание бесу, который обманывал людей». Так в сознании людей языческие боги начали превращаться в демонов.
«На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасённых душ».
Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещён Владимир. [ 9 ]
Древнерусский писатель и проповедник Кирилл Туровский (XII век), радуясь победе христианства, пишет в одном из поучений: «Не нарекутся богом стихиа, ни солнце, ни источницы, ни древа».
Вместе с Владимиром в Киев прибыли корсунские священники и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами и Анастасом-Корсунянином, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем – Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество.
В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить число священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для «совершения треб и для научного просвещения паствы». Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения. Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии.
С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни которых и идеология были целиком перенесены из Византии. Большинство монастырей и церквей на Руси строились князьями и боярами в качестве официальных государственных храмов, или в качестве фамильных усыпальниц, или для обслуживания культов излюбленных святых. Конечно, основатели церкви брали их на своё содержание. Так Владимир после крещения поставил в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих преемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство, поэтому церковь и была прозвана Десятинной.
Вывод:
христианство распространялось на Руси
очень быстро, но, как мы увидим далее,
не всё шло так гладко.
1.2
Распространение христианской веры
Тотчас после крещения Владимир велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. Так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам.
Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и со священником Анастасом ходили на север и крестили народ. Естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного конца этого пути – Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан. Но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями. Из Новгорода, по всем вероятностям, водным путем, проповедники отправились к востоку, до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году. В 991 он умер и из Царя-града был призван новый митрополит – Леон. С помощью поставленного в Новгород митрополитом Леоном епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь было сокрушено окончательно. [ 10 ]
Таким образом, христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии, иноки Печерского монастыря будут проповедниками христианства у вятичей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время вятичи сохраняли еще языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимирова, называет русских христиан малым стадом Христовым. Самому князю принадлежит распространение христианства на запад от Днепра, в странах, которые он должен был посещать по отношениям своим к Польше; есть известие, что в 992 году он ходил с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в земле Червенской построил в свое имя город Владимир и деревянную церковь Богородицы.
Митрополита и епископов прислали из Царя-града. В Киеве, если прежде были христиане и церковь, то были, разумеется, и священники. Владимир также привел из Херсонеса священников. Но все этого числа было недостаточно для крещения и научения людей в Киеве и других местах.
И
вот есть известие, что присланы
были священники из Болгарии, которые
были способны учить народ на понятном
для него языке. Но сколько бы ни пришло
священников греческих и болгарских, все
их было мало для настоящей потребности.
Нужно было умножить число своих русских
священников, что не могло произойти иначе,
как чрез распространение книжного учения.
Такое распространение было предпринято
немедленно после всенародного крещения
в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели
единственное средство утвердить веру.
Отцы и матери были мало утверждены, поэтому
Владимир велел отбирать детей у лучших
граждан и отдавать их в книжное ученье.
Детей роздали учиться по церквам к священникам
и причту. [ 11 ]
2 Значение крещения Руси
2.1 Роль православия в становлении государственности в Киевской Руси
Духовный и моральный облик нации - сила любого государства. Христианство и является той силой, которая поможет Украине в возрождении духовного состояния его народа.
Вся история украинского народа неразрывно связана с христианством. Многие века Украина хранила верность и почтение к Православной вере. И эта Великая вера в свою очередь помогала как самому народу, так многим его лидерам. Так Даниле Галицкому христианство значительно помогло в борьбе против монголо-татарского нашествия; с оружием в руках защищал украинский народ Православие в годы польского владычества и католической экспансии.
Православие всегда оказывало огромное влияние на формирование и развитие государственности, политико-правовых идей, общественного строя. Но эти два института имеют разные задачи. Главная задача Церкви - заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе Иисуса Христа, о приближении их к Христу, о единении их с Христом. Государство должно заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать права и свободы граждан, следить за тем, что бы всем людям были обеспечены равные права и обязанности, чтобы все были равны перед законом, заботиться о материальном благосостоянии граждан. [ 8 ]
Церковь и государство отличаются объемом своей деятельности. Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также существует различие в способах влияния на население. Государство часто применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять насилие, должна действовать только путем убеждения и примера.
Однако, не смотря на значительные различия. Церковь и государство на протяжении всей истории Украины всегда существовали взоимосвязанно.
Как средневековое грекоязычное государство Византии начала свою историю в 5 в. н. э., после разделения Римской империи. Восточная Римская империя была названа византийской только в трудах западноевропейских гуманистов в 16 веке, т. е. уже после падения Константинополя и взятия его турками в 1453 году, после гибели самой империи. Жители Константинополя именовали себя ромеями, приемниками древнеримской государственности.
Обосновывали это тем, что Римская империя не просто исчезла, а уступила свое место Византии и преобразовалась в последнюю. Византийцы называли свою государственность “ромейской”, т. е. римской, так как это была единая и непрерывная традиция государственности.
Период Византийской империи конца 1Х-середины XII века был временем наивысшего расцвета империи и полного воплощения того сложнейшего духовно-исторического образования, которое получило условное обозначение “византизма”. Этот термин употреблялся как правило, для обозначения всей совокупности политических, этнографических, культурных, церковных особенностей восточной греко-римской империи. [ 4 ]
Важнейшей особенностью византизма была высокоразвитая государственность, которая строилась на идеи абсолютной авторитарности. В религиозной жизни византизм характеризовался теснейшим союзом государства и церкви. Императоры из династий Македонских, Комнинов и Палеологов, обладали большим багажом богословецких познаний, хорошо разбирались в религиозно-филосовских проблемах. Формально византийская церковь по своим законам и канонам была свободной и независимой, право церкви на самостоятельность не отрицалось императорами и законами империи.
Особенностями
византийской культуры выделяется Православная
форма византийского
С второй половины 9 века в Византии наступил период политической и религиозной стабилизации. Византийский император Василий 1 выступил за более тесные связи с странами славянского региона. Во время его правления относится миссионерская деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия. [ 3 ]