Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:07, курсовая работа
Принятие христианства на Руси имело очень большое значение для развития государственности, дальнейшей интеграции славянских земель, установлением внешних связей, укрепления авторитета Руси среди соседей. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.
Христианизация Руси - хорошо изученная в историографии проблема, выбор этой темы обоснован важностью исторического события для Киевской Руси, последствия этого события не потеряли актуальность и по сей день, вся история становления и развития Российского государства находилась под влиянием православной религии.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Крещение Руси…………………………………………………………………………………5
1.Причины принятия христианства…………………………………………………….5
1.2 Распространение христианства на Руси…………………………………………….15
2 Значение крещения Руси…………………………………………………………....………..17
2.1 Роль православия в становлении государственности в Киевской Руси…………..17
2.2 Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства…………………………………………………………………..25
2.3 Историческое значение принятия Русью христианства…………………………...29
Заключение……………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………….….....38
Истинное смирение и преклонение перед волей Божиею побуждало князей ознаменовывать победы свои и счастливые события не сооружением памятников славы, а строением храмов. Владимир Святой вытроил храм Преображения в память чудесного спасения 6 августа 995 года от печенегов. Князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире церковь во имя святого Федора Стратилата в память своего чудесного спасения в 1149 г. под Луцком, когда он просил святого о помощи. [ 4 ]
Хотелось бы особо сказать о почитании на Руси Пресвятой Богородицы. Ибо ее водительство в жизни и градостроительстве Руси поистине огромно. С момента основания русской Митрополии князем Владимиром кафедральные соборы связаны с почитательством Девы Марии - это Успенские и Софийские соборы.
Святой Владимир начал распространять просвещение, приемники его продолжили это дело. Из Византии Руси стали известны аскетические произведения православного Востока, способствующие просвещению всего народа. Основой государственной жизни стали христианские законы. В новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге.
Воспевая князя Ярослава, летописец пишет: “Владимир вспахал и умягчил землю, просветил ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное”.
Великая
заслуга православия в деле создания
древнерусской
Святой князь Андрей Боголюбский брал с собой в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и честный крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 года при поражении восточных болгар-магометян. В этот день то же чудо было явлено византийскому императору Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда православная Церковь празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса. [ 15 ]
Следует отметить политическое значение духовников киевских князей. Митрополит Киевский Илларион являлся неизменным помощником Ярослава Мудрого. Советником киевских князей являлся Преподобный Феодосии Киево-Печерский. Митрополит Никифор был ближайшим сотрудником Владимира Мономаха и наставлял его в деле управления государством: “ Пишу на напоминание тебе: ибо великие власти великого напоминания требуют”, писал митрополит Никифор. Иерархи являлись примирителями в разрушающих Русь спорах князей.
При этом иерархи не стремились к светской власти. Их задачей было духовное просвещение и наставление на путь истинный.
Почти за 100 лет до официального принятия Киевской Русью Православия как государственной религии два монаха Кирилл и Мефодий - возгорелись желанием просветить светом Божественного учения народы. Живущие на западе от Руси - в государстве Великая Моравия. Для этого они составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие и Псалтырь. Перевод святого Писания, составленный святыми Кириллом и Мефодием, достался русам и более всего содействовал распространению среди них христианства. [ 11 ]
Благодаря
православию русы получили письменность
и создали великую культуру. Прекратились
войны, Русь прочно объединилась единой
религией, единой культурой едиными законами.
Киевская Русь стала могущественным славянским
государством и быстро набирала силы.
Укреплялась в политическом, экономическом
и культурном смысле. История церкви неотделима
от истории государства. В деятельности
таких князей как княгиня Ольга, князья
Владимир 1, Ярослав Мудрый и еще целого
ряда князей Киевской Руси, слилось воедино
глубокая вера. Духовность, самопожертвование
и патриотизм, все то, что в последствии
стало фундаментом государственности
украинского народа.
2.2 Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства
Специалисты достаточно единодушны в оценке крещения Руси, как явления прогрессивного. При этом, однако, чаще всего имеется в виду соотношения абстрактного христианства и абстрактного язычества. А сравнение должно быть конкретным: что привносило, и что разрушало христианство на Руси.
Главное
достоинство язычества
Всюду в Европе горели костры, сжигающие языческих кудесников. на Руси тоже эти костры вспыхнут, но несколько лет позже: впервые об этом напоминает новгородский летописец под 1227 годом, а затем сведения о них относятся к XV веку, когда само русское христианство, наконец, приобретает характерные византийские черты. Несомненны потери также в области поэтического творчества народа. Поэзия - обязательный спутник язычества и вообще племенного стоя. Исторические песни поддерживали связь времен, а живая связь с природой давала образы, понятные язычника и подозрительные для христианина. В монашеско-аскетическом варианте христианства особенному гонению подвергались вообще языческое жизнеутверждающее «веселье» поучения наполнены осуждения светских развлечений, но результат от этого был крайне незначительный. В конце XI века митрополит-грек Иоанн II осуждает священников, участвующих вместе с мирянами в пирах и гулянках, совместные гуляния мужчин и женщин проводились даже в монастырях. В миру же на такого рода призывы практически не обращали внимания. [ 7 ]
Церковь на Руси изначально стояла все-таки под княжеской властью. А, по замечанию видного знатока позднего язычества Н.М. Гальковского, « в деле искоренения игр и плясок гражданские власти не всегда проявляли энергию, потому что сами в глубине души сочувствовали этого рода развлечениям». И много столетий спустя, перед церковными служителями будут стоять те же самые проблемы. В начале XVI века игумен Елизарова монастыря Памфил осуждал псковичей за празднование Купальской ночи: «Мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам накивание и устнам их неприятен клич, всескверныя песни бесовъскыя и хрептом их вихляния, и ногами скакания и топчания. Ту же есть мужем и и отороком великое падение, на женское и девичье шатание и блудание им возрение. Також есть и женам мужатым беззаконное осквернение ту же и девам растленение».
Много позднее, в 1636 году, нижегородские священники жалуются на свою паству, празднующую Семик - русалии, приспособленный к христианству как троицын день: «В седьмой четверок по Пасце собираются жены и девицы под древа, под березы, и приносят, яко жертвы, пироги и каши и яичницы, и поклоняясь березам, учнут походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся». В быт никак не могла войти восточная неделя с нерабочим днем в воскресение. Еще и в XVI веке, причем и у мордвы, и в Южной Руси, праздновали пятницу - остаток старого славянского календаря. Не случайно позднее пятница станет базарным, торговым днем во многих районах: в язычестве в этот день нельзя было работать, но можно было торговать.
Должно отметить, что русское духовенство, хотя и боролось с языческими пережитками, все-таки относилось к ним довольно терпимо. И именно это обстоятельство обеспечивало обратную терпимость язычников к христианству. Лишь в пору голодных лет, моров, следовавших обычно за извне приходившими разорениями (вроде татарско-монгольского нашествия), обострялись отношения между теми и другими, а веры и суеверия проникаются фанатизмом. [ 4 ]
Наступление церкви на повседневный быт, естественно, возрастает в эпоху образования централизованного государства, когда подчинение требованиям церкви становится одним из средств усиления контроля специальных верхов над низами. При этом низам запрещается теперь делать то, что позволяется верхам. В требнике XVI века можно прочесть вопросы на исповеди: «Не пел ли еси песней бесовских. Не играл ли еси в гусли или шахматы». В то же время в связи с третей свадьбой Ивана Грозного по всем городам и волостям переписывали «веселых людей» и ученых медведей, которых и свезли на потеху в Москву.
Обычно отмечается положительная роль церкви в деле стабилизации государственности, укреплении феодального способа производства, прогрессивного для данного времени. В этой связи необходима только некоторая конкретизация. Довольно стройная система самоуправления в рамках городов и племенных союзов была эффективной, но не справлялась с новыми условиями: углубляющиеся противоречия между землями принимали угрожающий характер. Внешняя, не связанная с землями власть не идеальным вариантом, но относительно меньшим злом. Язычество не могло снять напряжение между землями и разными общественными слоями. Христианство этой цели служило, и в той мере, в какой это было целесообразно в данное время, оно выполняло положительную роль.
Важным
аспектом принятия Христианства является
то, что Христианство проповедовало
жизнь после смерти. Но самое главное
заключалось в зависимости
С
христианством обязательно
С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт работы по камню, росписи стен и. т. п. При этом, однако, не следует забывать и о большинстве достижений в этой сфере язычества. Германские авторы выражают удивление, например, по поводу качества красок в росписях языческих храмов балтийских славян. Во всяком случае, красок такого качества у католических западноевропейских художников не было бесспорен вклад в строительное дело. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Теперь оно приходит из христианских стран (не только из Византии), достигая уже в XI - XII веках высокого развития.
В послемонгольское время церковь станет крупнейшим феодалом. Это увеличит ее экономические и политические возможности, но не поднимет нравственного авторитета. Борьба крестьян с монастырями за землю станет одним из главных проявлений классовой борьбы XV - XVII веков, пока монастырские земли не будут переведены в казну. В эпоху становления абсолютизма у церкви возрастут возможности подчинять, но таким образом она становится лишь ветвью и проявлением Власти, все более отдаляющейся от Народа. Сила способна подавить, но связанные с ней идеи не станут органический частью мировоззрения ни тех, кого подавляют, ни даже тех, кто подавляет. [ 3 ]
Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - «крестьяне», мировоззрением их оно не овладело. В быту в производстве крестьянин оставался язычником. Иначе и быть не могло. В условиях жизни и труда крестьянина за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую часть потребности в общении, обмена знаниями и опытом.
На византийской почве возникло двоеверие. Связи с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил утраченных, было специальных богов -0покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и на священников смотрел как на волохов. Наконец византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и, воскресении легко соединялись с первобытным культом мертвых.
Разложение
общины отодвигало в привычные поверья.
Поверья и предрассудки теперь вытеснялись
не другой верой, а наукой, просвещением.
Можно лишь пожелать, что искоренение
предрассудков не обошлось и без
некоторых потерь. Ведь в мистической
форме часто выступали знания, добытые
многовековой практикой. Само знание традиционно
мистифицировалось, и даже шарлатаны далеко
не всегда были просто шарлатанами. Что-то
они знали из недоступного простым смертным,
хотя и не могли объяснить природы своих
секретов. [ 5 ]
2.3 Историческое значение принятия Русью христианства
Что же получила Русь, приняв христианскую веру? Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем — от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны.