Влияние христианства на Киескую Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:07, курсовая работа

Описание

Принятие христианства на Руси имело очень большое значение для развития государственности, дальнейшей интеграции славянских земель, установлением внешних связей, укрепления авторитета Руси среди соседей. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Христианизация Руси - хорошо изученная в историографии проблема, выбор этой темы обоснован важностью исторического события для Киевской Руси, последствия этого события не потеряли актуальность и по сей день, вся история становления и развития Российского государства находилась под влиянием православной религии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1 Крещение Руси…………………………………………………………………………………5

1.Причины принятия христианства…………………………………………………….5
1.2 Распространение христианства на Руси…………………………………………….15

2 Значение крещения Руси…………………………………………………………....………..17

2.1 Роль православия в становлении государственности в Киевской Руси…………..17

2.2 Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства…………………………………………………………………..25

2.3 Историческое значение принятия Русью христианства…………………………...29

Заключение……………………………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………………….….....38

Работа состоит из  1 файл

курсовая=).doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

      Очень тесными были внешне политические контакты Византии с Болгарией. К концу 8-начала 9 века, мощь Болгарского царства  насколько возросла, что стала  представлять реальную угрозу Византии. Походы византийских императоров Константина 6 и Никифора 1 на Болгарию успеха не принесли, а поход 811 года закончился разгромом византийского войска, и гибелью императора. В 812 году болгарский хан Крум разбил войска императора Михаила 1 под Андианополем, и подступил к стенам Константинополя.

      Распространяться в Болгарии христианство начало именно во время правления Крума. Официальный статус христианство получило в Болгарии после крещения князя Бориса и его ближайшего окружения, что имело место приблизительно в 846-865 годах.

      Исторические  источники свидетельствуют о значительной активизации внешнеполитической деятельности Киевской Руси в начале 10 века, что не могло не привести к тесным политическим, экономическим и религиозным контактам с христианскими Византией и Болгарией.

      Киевская  Русь была вовлечена в контакты с Византией по двойной причине. Первая - молодое, крепнущее государство с раннефеодальной структурой социальной организации совершало военные набеги на богатого соседа. Второе- Киевская Русь была вовлечена Византией в ее внешнеполитическую деятельность в качестве соседа и партнера.

      Русско-византийские контакты стали проявляться после  официального принятия христианства в  качестве государственной религии  Киевской Руси. Уже в 989 году, киевский князь Владимир посылает в помощь Константинополю военный отряд. В 1016 году, император Василий 2 после разгрома болгар предоставил третью часть союзной Руси.

      Неудачная война с Византией, о которой  летописец упоминает под 6551 (1043) года, привела к тому, что при сыне князя Владимира – Ярославе с 1019 года киевским митрополитом впервые был поставлен [ 13 ]

      Русский священник Илларион. Его деятельность как киевского митрополита длилась недолго (1051-1054), после него на митрополичьей кафедре вновь была восстановлена греческая иерархия (второй русский митрополит Климент Смолятич появился лишь в 12 веке).

      Большое влияние на распространение Киевской Руси оказала Болгария. Крещение Болгарии" предшествовало принятию христианства как государственной религии  Русью и по этому соседнее славянское государство могло служить наглядным примером, иллюстрирующим последствия этого важного и ответстъеннопг шага. При этом развитие древнеболгарской письменности основанной на древпеславяпской азбуке - кириллице, можно считать важнейшей основой общности двух народов. Такие памятники болгарской письменности как “Сказание о письменах” черноризца Храбра, “Шестоднев” Иоанна Экзарха Болгарского, отмечают несомненный факт значимости культуры для культуры Киевской Руси памятников болгарской письменности имевшие хождения в Киевской Руси, а позже в Московском государстве.

      Таким образом, основной причиной обращения  Киевской Руси к культуре Византии было то, что Византийская империя 11-10 веков, была передовой страной средневекового мира, способной дать высокие образцы  культуры и государственности.

      Следовательно, Византия и Болгария сыграли важную роль в христианизации и культурном развитии Киевской Руси: первая как  источник высокоразвитой христианизированной  греческой культуры, вторая как связывающее  звено, особо эффективное благодаря  славянской языковой общности.

      Говоря  о духовном смысле и значении принятия Киевской Русью Православия в  качестве государственной религии  нельзя не обратиться к первому массовому  крещению словяно-росов, связанному с  именем святителя Фотия, Патриарха  Константинопольского и получившему название “Фотиево крещение Руси”. [ 9 ]

      В июне 860 года, царствовавший в Византии император Михаил 3 отправился в  поход против сарацин, у стен Константинополя  внезапно появились корабли “свирепого варварского народа рос”. Не встретив сопротивления, росы высадились на берег залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности, начали осадочные работы под стенами города. Положение византийской столицы было критическим. Император Михаил извещенный константинопольским епархом о случившемся. Не до оценил размеры опасности, и возвратился в столицу без войска. 18 июля 860 года, Блаженный патриарх Фотий обойдя во главе крестного хода стены осажденного города приблизился к морю и опустил в волны край ризы Божьей Матери, взятой в Влахернской церкви. Поднялась буря. Флот росов стал терпеть бедствие, многие ладьи были разбиты о скалы, многие опрокинулись и потонули. Это великое чудо заставило росов снять осаду с города и отступить. После чего росы прислали в Константинополь посольство с предложением заключить с империей мир и союз с просьбой “сделать их участниками в святом крещении”, что было и исполнено.

      О походе на Константинополь сообщает и летопись “Повесть временных лет”. Единственным отличием является только указание. Что поход возглавляли киевские князья Оскольд и Дир. О крещении. Которое принесли росы после понесенного ими от бури действия, в летописи не говорится. Некоторые греческие источники передают историю нашествия росов и их крещения несколько по- иному. Источник получивший название “аноним Бандури”, в котором упоминается составитель славянской письменности Кирилл, который был послан императором вместе с епископом к росам, что бы по их просьбе крестить и привести к благочестию этот народ. . Этот источник относит крещение росов к царствованию Василия Македонского, можно предположить, что речь идет о каком-то другом крещении росов, не связанного с деятельностью патриарха Фотия. Еще одним важным свидетельством совершившегося во второй половине 9 века крещения росов является упоминание в списке епархий Константинопольского патриархата Роской митрополии, которая стоит в этом списке на одном из последнем месте, что говорит о недавнем времени ее возникновения. Многие авторы считают. Что она просуществовала до конца 10 века. [ 15 ]

      История “Фотиева крещения” длительное время  была предметом острой полемики, имеющиеся  письменные источники не содержат однозначного ответа на вопросы: кто были упоминаемые в них росы, их этническая принадлежность, где была их родина и так далее. Существовало об этом множество теорий, например “норманнская теория”, сторонниками которой были Байер, Шлецер, которые считали, что росами были норманы пришедшие из Швеции, или “теория Тмутараканской Руси”, сторонники Голубинский и Машин, которые настаивали на том, что это были славяне.

      Первым, обратившим внимание на возможную связь  истории крещения росов и духовно-просветительской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славянских народов был Ламанский, который пришел к выводу, что знаменитая хазарская миссия святых братьев была в действительности русской миссией. По его мнению, Кирилл и Мефодий побывали в 861 году в Киеве, и под воздействием их проповеди киевские росы, которые еще недавно осаждали Константинополь приняли крещение. Точку зрения Ламанского разделил В. А. Карташов. Наличие связи между походами росов на Константинополь, хазарской миссией Константина Филосова и крещением росов, упомянутых в Окружном послании патриарха Фотия 867 года, отмечает академик Б. А. Рыбаков. [ 12 ]

      Дальнейшую  историческую судьбу крещенной Руси почти не возможно проследить, так  как исторические свидетельства  об этом почти не сохранились. Однако известно, что около 889 года Роская митрополия еще не существовала. Может быть ее и имел в виду папа Иоанн 8. Который в своей булле 972 года свидетельствовал, что у 6 русских. Как и у болгар, богослужение совершается на русском языке. Хотя, возможно, речь шла о русских, принявших христианство при княгине Ольге. Надо принять во внимание, что росы крестившиеся в 60 годах 9 века, были в большинстве своем дружинниками, проводившими жизнь в боевых походах. По этому трудно предполагать, что первая русская община могла быть стабильной и долговечной. И все же “Фотиево крещение” было событием. Не только получившим широкую известность на Руси, но и прочно вошедшим в историческую память народа. Митрополит Макарий (Булгаков) отмечал: “В протяжении многих веков у нас единодушно была повторяемая весть, что первый раз Русь крестилась при патриархе Фотии и что от Фотия к нам был прислан первый епископ. Мало того: имя Фотия как первого насадителя святой веры в нашем отечестве, до того врезалась в память народа, что даже все последующие крещения. Бывшие при святой Ольге и святом Владимире. Обыкновенно были приписываемы у нас, разумеется, по ошибке, тому же самому Фотию”.

      Однако  содержащиеся в летописях (Летопись новгородских владык, Никоновская летопись) и Церковном уставе князя Владимира указании, о том, что он, Владимир от патриарха Фотия взял “первого митрополита Киеву”. Могут быть рассматриваемы как доказательство того, что упомянутый архиерей принадлежал к иерархии, учрежденной святым Фотием в 9 веке. [ 5 ]

      Трудно  разрешаемым остается вопрос, почему русские летописи связывают поход 860 года с именами Оскольда и Дира, тогда как греческие источники. Сообщающие об этом походе и о крещении росов, последовавшим после него, ни слова не говорят об этих князьях. В богословенной литературе этот факт рассматривается как косвенное доказательство того, что “Фотиево” крещение произошло не в Киеве, а Приазовье. Высказано предположение, что после бури часть разбросанного флота росов во главе с князьями могла. Поднявшись по Днепру возвратиться в Киев. Тогда как другая часть кораблей пострадавших от бури, повернула в сторону колоний на Черноморском побережье в Приазовье, чтобы там устранить повреждения и пополнить команду. Именно эта часть команды направила посольство в Константинополь. Возможно этим объясняется, что киевская летопись умалчивает о “Фотиевом крещении” и то, что византийские хронисты. Знающие о крещении росов. Не знают имен князей, возглавивших поход. Большую роль в жизни Восточной Европы сыграл Фотиевский Ренессанс. Энциклопедический. Просветительский ренессанс 9 в. , положивший начало просвещению славянского мира. В числе его приверженце - сам патриарх Фотий и солунские братья Кирилл и Мефодий. Усилиями святых братьев и их учеников на славянский язык было переведено практически все, что находилось в арсенале богословия, философии, логики, аскетики, всеобщей истории. Созданный книжный фонд стал основой. На которой развивалась древнерусская христианская культура.

      Крещение  славяно-росов в 60 годах 9 в. . было одним  из звеньев неразрывной цепи событий. Знаменовавших начало великой духовной и исторической значимости - присоединение славянства к православному миру. Принятие христианства Оскольдом и его стремление утвердить христианство государственной религией Киевской Руси, привели к падению династии Калиновичей и вокняжению династии Рюриковичей. [ 4 ]

      Если  иметь в виду, что официальной  датой принятия православия как  государственной религии считается 988 год, то иерарх Фотий, живший в 9 веке, не мог говорить о тех русах, которые  в то время в большинстве были язычниками. Но если иметь ввиду предположения Ламанского о том, что первым христианином Руси был Константин Философ. От которого Русь получила и славянскую письменность, и славянское богослужение, то крещение первых русских могло произойти во время хазарской миссии Константина Философа, еще при жизни патриарха Фотия.

      П. А. Флоренский назвал Кирилла первоучителем  славян. Чеканные слова эти не содержат никакого преувеличения. Конечно, прежде всего необходимо назвать славянский алфавит. Который и поныне в употреблении у русских. Украинцев, белорусов, болгар, сербов и македонцев. Но пожалуй, еще большей заслугой Кирилла и Мефодия надо по праву считать создание ими литературного языка. Хотя просветители и опирались на родной для них говор солунских славян, все же они создали литературный язык для всего славянского мира, который в 9 в. был в языковом отношении неразделенным. [ 8 ]

      Выполнив  переводы с греческого Кирилл и Мефодий, и их ученики подключили молодую  славянскую науку к огромному  духовному богатству. Литературным языком Киевской Руси, позже Московского государства надолго стал древнеславянский, а в нем через переводы, нашли отражения христианская культура и образованность Византии.

      Есть  сведения о появлении христианства в среде восточных славян уже в конце 8 начале 9 веков. В это время в Киеве строится церковь Св. Илии - на Подоле, видимо на том же месте где находится Ильинская церковь. К христианству начинает склоняться княжеская власть. Христианином был князь Оскольд, немало лет правила государством, принявшая христианство княгиня Ольга. Есть предположение, что ее внук Ярополк тоже был христианином. Он правил в Киеве в 972-980 гг. был предшественником Владимира Святославовича. Киевская Русь уже была предрасположена к принятию христианства.

      Отношение Киевской Руси с христианским миром  постепенно приобретали более постоянный и прочный характер, чем с мусульманским  и иудаистским. С государственным  язычеством было покончено. Христианство стало религией не просто князя или  даже верхушки государства, оно стало официальной государственной религией.

      Сведения  сообщаемые летописцем в “Повести временных лет”, о том как князь  Владимир выбирал веру для Руси и  остановил свой выбор на христианстве, отражают реально происходящие в  Киевской Руси в конце 10 в. события. [ 15 ]

      Православие, начавшее обособляться в ставшее  в 11 в. уже исторической реально культурного  единения Киевской Руси с Византией, Болгарией, Сербией. И это имело  для Руси далеко идущие последствия.

      Весьма  символично, что знаменитая Киево-Печерская Лавра, сыгравшая столь важную роль в духовной. Культурной и политической жизни Киевской Руси, возникла вокруг пещеры в которой жил будущий митрополит Илларион, первый рос назначенный на митрополичью кафедру. Неслучайно. Конечно и то. Что основатель Лавры - преп. Антоний Печерский связан прямой традицией с главным центром исихизма -Афоном.

Информация о работе Влияние христианства на Киескую Русь