Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:07, курсовая работа
Принятие христианства на Руси имело очень большое значение для развития государственности, дальнейшей интеграции славянских земель, установлением внешних связей, укрепления авторитета Руси среди соседей. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.
Христианизация Руси - хорошо изученная в историографии проблема, выбор этой темы обоснован важностью исторического события для Киевской Руси, последствия этого события не потеряли актуальность и по сей день, вся история становления и развития Российского государства находилась под влиянием православной религии.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Крещение Руси…………………………………………………………………………………5
1.Причины принятия христианства…………………………………………………….5
1.2 Распространение христианства на Руси…………………………………………….15
2 Значение крещения Руси…………………………………………………………....………..17
2.1 Роль православия в становлении государственности в Киевской Руси…………..17
2.2 Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства…………………………………………………………………..25
2.3 Историческое значение принятия Русью христианства…………………………...29
Заключение……………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………….….....38
Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.
Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. «С момента крещения на князя «взирает... всемилостивое око благого бога». Князя сажает на престол сам бог»
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания —как этнического, так и государственного. В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.
С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.
Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.
Не
менее крупные последствия
Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии вместе со студийским уставом показывает происхождение названий многих из них.
Еще
очевиднее влияние
Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофаков, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности ученики-русские,- отмечает И. Грабарь, - сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не менее русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная»
Особенно
ярко влияние византийского
Крещение
Руси ввело ее тесным образом не
только в семью христианских славянских
государств, но и в целом в систему
христианских стран Европы с их культурными
достижениями. Обогатилась русская культура
и имеющими глубокие исторические традиции
достижениями стран Ближнего Востока
и, конечно культурными сокровищами Византии.
Русь выиграла от союза с Византией, но
вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось
оказывать постоянное сопротивление
политическим и церковным притязаниям
Византийской империи, стремившейся подчинить
Русь своему верховенству. Тем не менее
Владимир, креститель Руси, чувствовал
свою державу полноправной среди других
христианских народов мира.
Список использованной литературы
1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2001. - 576 с.
2 Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М.: Политиздат, 1999. - 384 с.
3 Повесть временных лет. В переводе Лихачева Д.С. Часть II. http://www.hrono.info
4 Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.-Ростов н/Д: Издательство "Феникс",1998. - 512 с.
5 Бушуев С.В., Миронов Г.В. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. Кн. первая. IX-XVI вв. - М.: Кн. палата, 2002. - 544 с.
6 Ильтенбаев А.Ф, Карев В.П., Конюков Т.С, Филимонов М.А. История Отечества. Часть I (древнейшее время - середина XIX в.):Учеб. пособие / Уфимск. гос. авиац.техн. ун-т. Уфа, 2004.- 102 c.
7 Соловьев С.М. Об истории древней России (сост., авт., предисл., примеч.,А.И. Самсонов.) – 6е изд. - М.:Просвещение, 2000. - 544 с.
8 Журнал «Наука и жизнь» № 11, ст. «Христианство на Древней Руси», доктор исторических наук В. Даркевич, 1998г.
9 Русская церковь в IХ – первой трети ХII в. Принятие христианства: Рапов О.М. 2-е изд. М., 1998.
10 Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. – М., 1998.
11 Захаревич А.В. История отечества:Уч.- М.: «Дашков и К»,2006
12 История России с древнейших времен до конца 1861 года/Под ред. Н.И. Павленко М.:Высшая шк,2001
13 Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8-15 вв.:Уч.-М.:МИРОС, 1998
14 Некрасова М.Б.История России:Уч.пос.- М.:Юрайт-издат,2005
15 Введение христианства на Руси: Отв. ред. А.Д. Сухов. М., 2003.