Волевые качества в структуре профессиональной пригодности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:13, реферат

Описание

Объект исследования: профессионально важные качества личности.

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

1.Проанализировать научные источники, освещающие вопросы психологии воли.
2.Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.
3.Разработать рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов.


Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

1.Метод организации исследования – метод срезов;
2.Эмпирические методы: тестирование;
3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ;
4.Метод интерпретации результатов: структурный.

Содержание

Введение………………………….……………………………..……………………2

Глава 1. Теоретические основы изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности……………...………………….…………………5

1.Определение понятия «воля»………………………………………………...5
2.Представления о волевых качествах…………………………….…………..8
3.Структура и общие характеристики волевых качеств………………….....10
4.Классификация волевых качеств…………………………………………...13
5.Возрастные особенности воли………………………………………..…….17
1.5.1. Подростковый возраст……………………………………....…………......17

1.5.2. Старший школьный возраст……………………………..………..…….....18

6. Развитие воли в подростковом возрасте……….……………………...…19
Глава 2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростков……………..…26

2.1. Организация и методы исследования……………………………………..…26

2.2. Результаты изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности………………………………………………………………………..26

2.3. Рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов…………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………….……..32

Список использованной литературы…………………………………………...…33

Приложение 1……………….………………………………………………….….36

Приложение 2…….………………………………………………………………..39

Приложение 3…………………………………………………………………..….42

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсовик - Воля.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………….……………………………..……………………2

Глава 1. Теоретические основы изучения волевых  качеств в структуре профессиональной пригодности……………...………………….…………………5

    1. Определение понятия «воля»………………………………………………...5
    2. Представления о волевых качествах…………………………….…………..8
    3. Структура и общие характеристики волевых качеств………………….....10
    4. Классификация волевых качеств…………………………………………...13
    5. Возрастные особенности воли………………………………………..…….17

    1.5.1.   Подростковый возраст……………………………………....…………......17

    1.5.2.   Старший школьный возраст……………………………..………..…….....18

    1.   Развитие воли в подростковом возрасте……….……………………...…19

Глава 2. Эмпирическое изучение волевых качеств  подростков……………..…26

2.1. Организация  и методы исследования……………………………………..…26

2.2. Результаты  изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности………………………………………………………………………..26

2.3. Рекомендации  по коррекции профессионального  выбора с учетом особенностей  волевой сферы оптантов…………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………….……..32

Список использованной литературы…………………………………………...…33

Приложение  1……………….………………………………………………….….36

Приложение  2…….………………………………………………………………..39

Приложение  3…………………………………………………………………..….42

Введение

 

     Актуальность исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.  Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.  

     Трудно  представить себе, то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

     Многие  ученые, исследующие психологию подросткового  возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной  сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

     Для подростка воля как черта характера  стоит на одном из первых мест. Волевые  люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

     У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы  в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

     Родители  и учителя оказывают влияние  на формирование личности подростка  и именно поэтому пристальное  внимание к вопросам формирования и  воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

     Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции  детей подросткового возраста.

     Работа  базируется на теоретических исследованиях Ананьева Б.Г., Высоцкого А.И., Ильина Е.П., и др.

     Использовано, в основном, типология волевых актов Платонова К.К., Рубинштейна С.Л., Рудик П.А.

Объект  исследования: профессионально важные качества личности.

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

  1. Проанализировать научные источники, освещающие вопросы психологии воли.
  2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.
  3. Разработать рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов.
 

   Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

      1. Метод организации исследования – метод срезов;
      2. Эмпирические методы: тестирование;
      3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ;
      4. Метод интерпретации результатов: структурный.

     Методики, используемые в исследовании:

      1. методика «Самооценка силы воли»
      2. методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции у подростков»
      3. методика «Социальная смелость»

Структура работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения.

Глава 1. Психологические особенности воли

    1. Определение понятия «воля»
 

     Проявление  воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических  ситуациях заставляет говорить о  волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор  этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

     В отечественной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

     До  сих пор имеются большие трудности  в разведении или идентификации  понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий  от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

     Волевые качества — это особенности волевой  регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных  характером преодолеваемой трудности [9].

     В трудовой деятельности роль воли, волевых  свойств личности очень велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: «сопротивление материала» (в широком смысле слова), непредвиденные изменения производственной ситуации, утомление, монотония. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.

     Вместе  с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Значение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфическими трудностями.

    Волевые свойства и их динамика зависят как  от природных особенностей человека, так и от социальных факторов. Существует тенденция зависимости выносливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотношении компонентов выносливости: волевой компонент выносливости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же выносливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нервной системой. Этот факт подтверждает положение Б. М. Теплова, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает [5].

     Из  более обобщенных личностных характеристик  на выносливость оказывают влияние  общительность и самооценка (выносливость больше у экстравертов и у лиц с низкой самооценкой). Волевой компонент выносливости в большей степени выражен у лиц с высокой экстравертированностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой.

     Интересные  результаты получены М. Н. Ильиной при  изучении влияния мотивации на выносливость к статическим усилиям. Ее данные свидетельствуют о том, что при наличии соревновательного мотива выносливость значительно увеличивается, притом если соревнование командное, то выносливость увеличивается в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». В условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с большой и средней силой нервной системы. Прирост выносливости у представителей слабого типа наблюдался в большей степени за счет увеличения волевого компонента.

     Воля  как сознательная организация и  саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

     Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

     Умение  владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал  Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением» [3].

     Прежде  всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый  предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

     Итак, мы пришли к некоторой схеме всякого  действия, которое может быть названо  волевым - действие реализует объективно два разных отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двум различным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов является отрицательно эмоционально окрашенным, а другой, напротив, положительно, то возникает ситуация, типичная для осуществляющегося волевого действия. Если оба мотива являются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых. То же самое с отрицательными мотивами, действие просто не идет, его нет.

Информация о работе Волевые качества в структуре профессиональной пригодности