Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:13, реферат
Объект исследования: профессионально важные качества личности.
Предмет исследования: волевые качества личности подростка.
Задачи:
1.Проанализировать научные источники, освещающие вопросы психологии воли.
2.Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.
3.Разработать рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
1.Метод организации исследования – метод срезов;
2.Эмпирические методы: тестирование;
3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ;
4.Метод интерпретации результатов: структурный.
Введение………………………….……………………………..……………………2
Глава 1. Теоретические основы изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности……………...………………….…………………5
1.Определение понятия «воля»………………………………………………...5
2.Представления о волевых качествах…………………………….…………..8
3.Структура и общие характеристики волевых качеств………………….....10
4.Классификация волевых качеств…………………………………………...13
5.Возрастные особенности воли………………………………………..…….17
1.5.1. Подростковый возраст……………………………………....…………......17
1.5.2. Старший школьный возраст……………………………..………..…….....18
6. Развитие воли в подростковом возрасте……….……………………...…19
Глава 2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростков……………..…26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..…26
2.2. Результаты изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности………………………………………………………………………..26
2.3. Рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов…………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………….……..32
Список использованной литературы…………………………………………...…33
Приложение 1……………….………………………………………………….….36
Приложение 2…….………………………………………………………………..39
Приложение 3…………………………………………………………………..….42
Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.
Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав по времени, что он успеет это сделать позже, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.
Часто подросток бывает намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.
Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача взрослого - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.
Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли скорее, чем более младшие дети. Т.е. достигают поставленных целей чаще в результате сильного стремления утвердить себя в новой для них роли школьника, заслужить одобрения взрослых. А для подростков эти стимулы теряют значение.
Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей.
Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкой соответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, и это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и даже приводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание на выработку именно привычек нравственного поведения.
Часто подростки понимают задачу воспитать у себя сильную волю довольно своеобразно. Они как бы не замечают проявлений воли в повседневной жизни, не хотят признать, что и усидчивая работа, и постоянное прилежание также требует воли. Они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю, подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-то поступках, совершаемых в экстремальных условиях. Один рассказывал, что каждый день сидит в жгучей крапиве, «как в засаде», другой несколько раз ночью ходил на кладбище, третий спит на голых досках.
Учитывая такое своеобразное понимание подростками задачи воспитания воли, очень важно вовремя и тактично показать им верный путь, направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на то, чтобы развивать в себе выдержку, организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях [9].
Выводы:
в результате проведенных нами теоретических
исследований, на основе анализа основных
идей Ананьева Б.Г., Высоцкого А.И., Ильина
Е.П., можно заключить, что воля
человека - это
способность человека достигать сознательно
поставленную цель, преодолевая при этом
внешние и внутренние препятствия. А
волевые качества — это особенности
волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных
специфических условиях, обусловленных
характером преодолеваемой трудности.
Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую
структуру, которая в одних компонентах
может совпадать у разных волевых качеств,
а в других — расходиться. Волевые свойства
и их динамика зависят как от природных
особенностей человека, так и от социальных
факторов.
Глава 2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростков
В
исследовании принимали участие 20 подростков,
среди которых 12 юношей и 8 девушек,
учащихся 8 класса МОУ «Средней Общеобразовательной
Школы» с.Принцевка Белгородской области.
2.2.
Результаты изучения
волевых качеств в структуре
профессиональной пригодности
Анализ
результатов, полученных
после проведения
методики изучения импульсивности
и волевой регуляции
подростков
Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях.
Нами было сделано предположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивности превышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции (ряд 2) значительно превышает уровень импульсивности (ряд 1).
Испытуемые
Выводы: методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14-15 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.
Таблица 1.2.
№ | Испытуемый | Баллы | Ср. значения мальчиков | Ср. значения девочек |
1 | Александр А. | 20 | 22.2 | 12.6 |
2 | Иван П. | 21 | ||
3 | Ирина М. | 15 | ||
4 | Анна С. | 12 | ||
5 | Арина И. | 18 | ||
6 | Андрей К. | 26 | ||
7 | Иван М. | 23 | ||
8 | Софья А. | 10 | ||
9 | Алексей Р. | 24 | ||
10 | Родион В. | 21 | ||
11 | Владимир С. | 21 | ||
12 | Светлана Г. | 13 | ||
13 | Инга Д. | 14 | ||
14 | Евгений У. | 24 | ||
15 | Дарья Р. | 9 | ||
16 | Демьян Ч. | 16 | ||
17 | Диана О. | 10 | ||
18 | Ян О. | 26 | ||
19 | Степан Ю. | 19 | ||
20 | Вячеслав К. | 25 |
Таким
образом, для данной группы характерно
следующее: у мальчиков уровень социальной
смелости выше, чем у девочек.
Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли»
Таблица
1.3.
Результаты
тестирования по методике «Самооценка
силы воли»
№ | Испытуемый | Баллы | Ср. значения мальчиков | Ср. значения девочек |
1 | Александр А. | 22 | 23 | 15.9 |
2 | Иван П. | 24 | ||
3 | Ирина М. | 21 | ||
4 | Анна С. | 13 | ||
5 | Арина И. | 10 | ||
6 | Андрей К. | 21 | ||
7 | Иван М. | 19 | ||
8 | Софья А. | 14 | ||
9 | Алексей Р. | 29 | ||
10 | Родион В. | 22 | ||
11 | Владимир С. | 24 | ||
12 | Светлана Г. | 22 | ||
13 | Инга Д. | 18 | ||
14 | Евгений У. | 19 | ||
15 | Дарья Р. | 16 | ||
16 | Демьян Ч. | 24 | ||
17 | Диана О. | 13 | ||
18 | Ян О. | 22 | ||
19 | Степан Ю. | 26 | ||
20 | Вячеслав К. | 24 |
Таким образом сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что у мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.
В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.
Волевые
качества школьниц-подростков не проявляются
столь выраженно. Различие между девочками
и мальчиками в школьных делах заключается
в том, что для девочки достаточно сознания
того, что она действует так, как с нее
спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом
есть необходимость и смысл. Мальчики
же обязательно должны сами понять и смысл,
и значение мероприятия. Большинство девочек
не имеют выраженных волевых качеств и
не стремятся их развивать.
2.3.
Рекомендации по
коррекции профессионального
выбора с учетом
особенностей волевой
сферы оптантов
Приемы самомобилизации (самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и т.д.) выступают преимущественно в форме произносимых про себя слов, фраз и даже монологов. Практика применения этих приемов в ходе спортивных соревнований и тренировок показала их высокую эффективность. Несомненно, что для многих видов трудовой деятельности, где возникает необходимость экстренного действия или потребность в торможении отрицательных действий и реакций, подобная техника саморегуляции может принести ощутимую пользу, и овладение ею следовало бы включить в процесс профессиональной подготовки.
Волевые свойства и их динамика зависят как от природных особенностей человека, так и от социальных факторов. Существует тенденция зависимости выносливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотношении компонентов выносливости: волевой компонент выносливости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же выносливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нервной системой. Этот факт подтверждает положение Б. М. Теплова, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает [5].
Информация о работе Волевые качества в структуре профессиональной пригодности