Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:13, реферат
Объект исследования: профессионально важные качества личности.
Предмет исследования: волевые качества личности подростка.
Задачи:
1.Проанализировать научные источники, освещающие вопросы психологии воли.
2.Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.
3.Разработать рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
1.Метод организации исследования – метод срезов;
2.Эмпирические методы: тестирование;
3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ;
4.Метод интерпретации результатов: структурный.
Введение………………………….……………………………..……………………2
Глава 1. Теоретические основы изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности……………...………………….…………………5
1.Определение понятия «воля»………………………………………………...5
2.Представления о волевых качествах…………………………….…………..8
3.Структура и общие характеристики волевых качеств………………….....10
4.Классификация волевых качеств…………………………………………...13
5.Возрастные особенности воли………………………………………..…….17
1.5.1. Подростковый возраст……………………………………....…………......17
1.5.2. Старший школьный возраст……………………………..………..…….....18
6. Развитие воли в подростковом возрасте……….……………………...…19
Глава 2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростков……………..…26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..…26
2.2. Результаты изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности………………………………………………………………………..26
2.3. Рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов…………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………….……..32
Список использованной литературы…………………………………………...…33
Приложение 1……………….………………………………………………….….36
Приложение 2…….………………………………………………………………..39
Приложение 3…………………………………………………………………..….42
Из более обобщенных личностных характеристик на выносливость оказывают влияние общительность и самооценка (выносливость больше у экстравертов и у лиц с низкой самооценкой). Волевой компонент выносливости в большей степени выражен у лиц с высокой экстравертированностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой.
Существуют
профессии, в которых фактор волевых
качеств человека, оказывает наибольшее
влияние на трудовую деятельность и
на саму профессию. Примером могут служить
такие профессии как: работа в МЧС, пожарный,
водолаз, машинист горного комбайна, рабочие
горнодобывающей промышленности, антенщик-мачтовик.
Такие профессии относят к категории –
работа в необычных условиях, где фактор
воли в большей степени накладывает отпечаток
как на темперамент человека, так и на
его характер.
Выводы:
в результате проведённого исследования
выяснилось, что волевые качества оказывают
непосредственное влияние на выбор профессии.
Первая методика подтверждает, что у юношей
и девушек в возрасте 14-15 лет уже сформирована
способность контролировать и управлять
своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии
дать оценку своим поступкам, хотя нередко
затрудняются объяснить мотивы, побудившие
их совершать подобное. Вторая методика
«Социальная смелость»
показала, что у мальчиков уровень социальной
смелости выше, чем у девочек. Из результатов
третей Методики «Самооценка
силы воли» видно, что сила воли у
подростков мужского пола выражена сильнее,
чем у девушек. Это может быть обусловлено
тем, что у мальчиков-подростков развитие
взрослости связано с их активной ориентацией
на определенное содержание мужского
идеала - качества "настоящего мужчины".
Следовательно, значительная часть юношей
начинает развивать у себя силу воли и
волевые качества различными упражнениями.
Большинство же девочек не имеют выраженных
волевых качеств и не стремятся их развивать.
Выполненная работа дает общее представление о психологии волевых процессов, и в подростковом возрасте в частности. В данной работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.
Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности.
В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.
Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.
Именно
поэтому вопросы изучения и развития
воли в подростковом возрасте особенно
актуальны в настоящее время.
Список использованной
литературы
МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Анкета
изучения импульсивности
и волевой регуляции
подростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
2.
У тебя часто меняется
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
6. Может нагрубить родителям, учителям.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
8.
Горячишься во время разговора,
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
9.
Любишь организовывать и
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
10.
Похвала и порицание действуют
на тебя сильнее, чем на
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
11.
Если в пылу полемики ваш
оппонент срывается и
а) отвечаете в еще более грубой форме
б) отвечаете ему тем же,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
д) не обращаете на это внимание
12.
Если друзья или коллеги
а) злитесь на них.
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше,
в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,
г)делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
д) не обращаете никакого внимания
13.
Часто ли вы задумываетесь
над тем, какое влияние твои
поступки оказывают на
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
14. Ты не бросаешь работу на пол пути, несмотря на усталость
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
15. Тебя раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже если ты не торопишься
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
16. Если требуют обстоятельства можешь долго заниматься неинтересным делом
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
17. Установив распорядок ты его соблюдаешь, даже если это неудобно
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
18. Ты всегда отстаиваешь свое мнение, если прав.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводить ее до конца.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
21. В споре тебе удается сохранить выдержку
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
22. Специально учишься владеть с собой
а)
всегда б) часто в)
иногда г) редко д)
никогда
Оценка теста: шкала импульсивность - вопросы 1-12; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.
шкала волевой регуляции - вопросы 13-24; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.
МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Методика
«Социальная смелость»
Данная
методика является фрагментом методики
многофакторного исследования
личности Р. Кеттелла (фактор Н).
Текст опросника
1. При общении с людьми я:
а)
с готовностью вступаю в
б) нечто среднее;
в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
2. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
3. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
4. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
5. Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
6. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал
а) довольно часто,
б) иногда,
в) почти никогда
7. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
8. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий
а) верно,
б) не уверен
в)неверно
Информация о работе Волевые качества в структуре профессиональной пригодности