Волевые качества в структуре профессиональной пригодности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:13, реферат

Описание

Объект исследования: профессионально важные качества личности.

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

1.Проанализировать научные источники, освещающие вопросы психологии воли.
2.Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.
3.Разработать рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов.


Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

1.Метод организации исследования – метод срезов;
2.Эмпирические методы: тестирование;
3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ;
4.Метод интерпретации результатов: структурный.

Содержание

Введение………………………….……………………………..……………………2

Глава 1. Теоретические основы изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности……………...………………….…………………5

1.Определение понятия «воля»………………………………………………...5
2.Представления о волевых качествах…………………………….…………..8
3.Структура и общие характеристики волевых качеств………………….....10
4.Классификация волевых качеств…………………………………………...13
5.Возрастные особенности воли………………………………………..…….17
1.5.1. Подростковый возраст……………………………………....…………......17

1.5.2. Старший школьный возраст……………………………..………..…….....18

6. Развитие воли в подростковом возрасте……….……………………...…19
Глава 2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростков……………..…26

2.1. Организация и методы исследования……………………………………..…26

2.2. Результаты изучения волевых качеств в структуре профессиональной пригодности………………………………………………………………………..26

2.3. Рекомендации по коррекции профессионального выбора с учетом особенностей волевой сферы оптантов…………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………….……..32

Список использованной литературы…………………………………………...…33

Приложение 1……………….………………………………………………….….36

Приложение 2…….………………………………………………………………..39

Приложение 3…………………………………………………………………..….42

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсовик - Воля.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Представления о  волевых качествах

 

     Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

     Чаще  всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность. 

     Таблица 1.1.

Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

Волевые

свойства

Цель

и стремление

к ней

Возможности

и мотивы

Борьба

и выбор

мотивов

Решение 
Осуществление решения
Сильная

воля 

 

 

 

Четкое 

осознание

цели 

Интенсивное

стремление 

Достаточные

 

 

 

 

Обоснованные 

и быстрые 

 

 

Обоснованное,

с интенсивным 

стремлением

Стойкое 

 

 

Настойчи-вость

 

 

Отдаленная,

с интенсивным  стремлением 

Нормальные 

 

 

Очень

стойкое 

 

Упрямство

 

 

 

Объективно-

неоправданная

 

Определяются  не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

мнением

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Стойкое

 

 

 

Податливость  Легко

меняющаяся 

Определяются  внушающим 

влиянием  других лиц 

Легко

меняется 

Различное

 

Внушаемость Отсутствует Дается извне  То же
Решитель-ность

 

 

 

Четкое 

осознание

цели 

Интенсивное

стремление 

Достаточные,

иногда 

чрезмерные 

 

 

Быстрые, но

не всегда

обоснованные 

 

Четкое и 

устойчивое 

 

 

 

Стойкое 

 

 

 

 

Нерешитель-ность

 

Тоже 

 

 

Тоже 

 

 

Длительные 

 

 

Отсутствует

или часто 

меняется 

Отсутствует

 

 

Слабоволие 

 

 

 

Нечеткое,

со слабым

стремлением

 

Нечеткие 

 

 

 

Незавершенные

 

 

Без

стремления 

к его 

выполнению 

Нестойкое

 

 

 

 

     А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой» [18].

    1. Структура и общие характеристики волевых качеств
 

     П. А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение  структурных особенностей волевых  качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирический характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель» [11].

     Как и любые качества личности, волевые  качества имеют горизонтальную и  вертикальную структуру.

     Горизонтальную  структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх  имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы» [11]. Это утверждение имеет мало общего с реальностью.

     Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием  торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой.

     Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма [25].

     Высокая степень терпеливости имеет связи  с инертностью возбуждения, с  преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему»  балансу, с сильной нервной системой [9].

     Таким образом, каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других — расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая, степень терпеливости, могут и не обладать высокой степенью решительности, так как два типологических признака из четырех у них противоположны тем, которые: обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним «силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.

     Вертикальная  структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.

     При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е. К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками — типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным — и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость — в большей мере мотивацией, в частности — потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое [29].

     Таким образом, можно говорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через  количество деятельностей в которых  оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.  Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

1.4. Классификация волевых  качеств

 

     В психологии существует несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

     Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые  качества на две группы, связанные  с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличаются с его точки зрения, дисциплинированность и организованность [2].

     В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных  волевых качеств тоже считает  динамику процессов возбуждения  и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение [25].

     Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые  качества [13]:

1) энергия  — динамическая сила — интенсивность;  это качество определяется

трудностью  достижения цели;

2) мастерство  — контроль — дисциплина; это  качество подчеркивает регулирование  и    контролирование волей других психических функций;

3) концентрация  — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особенное  значение, когда объект воздействия  и задача непривлекательны;

4) решительность  — быстрота — проворность  проявляются в принятии решения;

5) настойчивость  — стойкость — терпение;

6) инициатива  — отвага — решимость на  поступки; это склонность к риску;

7) организация  — интеграция — синтез; воля  выступает здесь как организующее  звено объединения тех средств,  которые необходимы для решения  задачи.

     В этой классификации обращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих  отношения к «силе воли» и  порой несовместимых, в триады (например, мастерство — контроль — дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.

     Другой  подход к классификации волевых  качеств базируется на высказанной  С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам  волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

     Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств  у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям [2].

     В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность [18].

     Эта классификация тоже не идеальна, так  как многие термины дублируют друг друга (стойкость — твердость, самостоятельность — независимость, самообладание — решительность, отвага — мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию.

     Среди спортивных психологов принято разделять  волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и  основные.

Информация о работе Волевые качества в структуре профессиональной пригодности