Вопросы к экзамену по истории государства и права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 05:41, шпаргалка

Описание

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Содержание

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
2. Государственный строй Киевской Руси.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.
6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор¬ганов в Древнерусском государстве.
8. Государственно-политическая структура Руси в период фео¬дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб¬нику 1497 г.).
13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
20. Государственные реформы Петра I.
21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу¬бернской реформе 1775 г.).
23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
24. Изменения в общественном строе России во второй полови¬не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.
28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
29. Крестьянская реформа 1861 г.
30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
31. Военная реформа 1864–1874 гг.
32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус¬тройства по судебной реформе 1864 г.).
33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).
34. Контрреформы 1880–1890 гг.
35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).
36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.
41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира¬тельная система, права и обязанности).
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе¬кунском праве РСФСР 1918 г.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на¬чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко¬дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.
57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.
58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра¬ве в период Великой Отечественной войны.
63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
65. Конституция СССР 1977 г.
66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ИОГП.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

    К устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование, женщины уравнивались в правах с мужчиной. К закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности. К гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации. Прогрессивный характер К был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран.

    Однако  многие демократические принципы К  не нашли практического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.

  1. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.

    Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной (контрреволюционные преступления). Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве. Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет.

    Развивается законодательство о государственных преступлениях: увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений; Особенная часть дополняется статьями об измене Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего расстрел; в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. О борьбе со спекуляцией повышается санкция за спекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы; в связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет; хищение социалистической собственности рассматривается теперь как государственное преступление; постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лишения свободы, причем размер похищенного не имел значения для квалификации данного преступления.

    Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

    Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.

  1. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.

    Индустриализация требовала пополнения рядов трудящихся и ужесточения трудовой дисциплины. Конституция 1936 г. закрепила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, установила и обязанность трудиться.

    Перед трудовым законодательством ставились  задачи повышения эффективности производства, трудовой отдачи, сокращения нарушений трудовой дисциплины.

    Правовым  обоснованием данных задач являлись: постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений.

    Постановление СНК СССР от 20 декабря 1938 г. ввело единые трудовые книжки. Сокращается число праздничных дней, устанавливается полный рабочий день для лиц с 16 лет.  С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращается выплата пособий по безработице. Трудовое право закрепляло поощрение добросовестных работников и устанавливало санкции для нерадивых.

    23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий рабочихчленов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Нормы страхового обеспечения по болезни устанавливались в зависимости от стажа работы на предприятии.

    В декабре 1938 г. были утверждены Положения о присвоении высшего трудового отличия - звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями За трудовое отличие и За трудовую доблесть.

    Отменяется  действие трудовых норм, регулирующих выполнение трудового договора, в частности право работника на увольнение по собственному желанию, перевод на другое предприятие и в другую местность. Усиливается, ответственность за прогул и опоздание.

    Прогулом  признается отсутствие на работе без уважительных причин более 20 минут, уволенные за прогул выселялись с жилой площади, предоставленной предприятием, и лишались пособия по временной нетрудоспособности в течение 6 месяцев на новом предприятии. Устанавливается уголовная ответственность за прогул - исправительные работы до 6 месяцев плюс удержание 25% из зарплаты. За самовольный уход с работы следовало тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев.

  1. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.

    В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана. Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами. Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была Производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д. Нормы семейнозо права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины. Вводился институт потроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность - лишение свободы на срок до двух лет.

  1. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.

    Коллективизация (К) - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой К являлся закон Об общих началах землепользования и землеустройства 1928 г., на основании которого колхозам предоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготы по получению в пользование земель, кулаки, наоборот, ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу для учреждения общесоюзной централизованной системы управления сельским хозяйством.

    Проведение К предполагалось на основе принципов добровольности и постепенности, однако кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. подтолкнул власти на проведение принудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистической партии в ноябре 1929 г. Для государственного управления процессом К и в целом сельскохозяйственным производством был создан Наркомзем СССР, в состав которого вошел Колхозцентр СССР.

    Проведение  К регламентировалось принятым 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР законом О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством и соответствующей Инструкцией ЦИК СССР от 4 января 1930 г.

    Процесс К сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества и их переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства.

    В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись Примерный устав сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников.

    Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов, определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял перечень имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз, порядок распределения доходов колхоза, членство.

    Фактически  колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности.

  1. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период Великой Отечественной войны.

    22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР, целью которой было полное уничтожение как государства СССР, так и ее народов. Развернулась борьба за перестройку всей жизни страны на военный лад, за укрепление Красной Армии и обороны.

    Основной  функцией Советского государства  стала организация ведения войны, все остальные функции являлись вспомогательными. Страна превратилась в единый военный лагерь. Все народное хозяйство было перестроено для удовлетворения нужд фронта и обороны.

    Война стала серьезной проверкой на состоятельность советской системы в управлении государством и организации советского общества, показала эффективность работы государственного аппарата, оправданность плановой системы хозяйствования, идеологическую и социальную устойчивость советского государства, подтвердила право СССР на мировое признание.

    Коммунистическая  партия и государство предписывали партийным и советским органам принимать меры, направленные на укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовывать все силы на разгром врага. Данный призыв содержался в Указе О военном положении, принятом Президиумом Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г.

    Перестройка государственного аппарата была направлена на усиление роли центральных органов власти и управления, упрощение системы государственных органов, сокращение штатов. В условиях войны продолжали действовать созданные ранее общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На послевоенное время были перенесены выборы в ВС СССР.

    Создавались чрезвычайные органы: Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО), руководимый И.В. Сталиным, сосредоточил всю полноту власти в государстве, его постановления имели силу законов военного времени. ГКО не имел своего аппарата, а использовал аппарат СНК СССР и ЦК ВКП(б). На местах создавались городские комитеты обороны.

    При СНК СССР были созданы: Совет по эвакуации - руководил эвакуацией промышленности; снабжением народного хозяйства занимались Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и т. д.; Управление по эвакуации населения; Комитет по учету и распределению рабочей силы; Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих; Совинформбюро - проводило информационно-пропагандистскую работу.

Информация о работе Вопросы к экзамену по истории государства и права России