Вопросы к экзамену по истории государства и права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 05:41, шпаргалка

Описание

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Содержание

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
2. Государственный строй Киевской Руси.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.
6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор¬ганов в Древнерусском государстве.
8. Государственно-политическая структура Руси в период фео¬дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб¬нику 1497 г.).
13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
20. Государственные реформы Петра I.
21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу¬бернской реформе 1775 г.).
23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
24. Изменения в общественном строе России во второй полови¬не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.
28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
29. Крестьянская реформа 1861 г.
30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
31. Военная реформа 1864–1874 гг.
32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус¬тройства по судебной реформе 1864 г.).
33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).
34. Контрреформы 1880–1890 гг.
35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).
36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.
41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира¬тельная система, права и обязанности).
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе¬кунском праве РСФСР 1918 г.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на¬чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко¬дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.
57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.
58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра¬ве в период Великой Отечественной войны.
63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
65. Конституция СССР 1977 г.
66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ИОГП.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

    Целью деятельности Советского государства, по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества. Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советов депутатов трудящихся).

    Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

    К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

    Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения их компетенции. Были расширены полномочия Верховного Совета СССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

    Срок  полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

    К изменила порядок формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

    К расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

    К устанавливала следующую систему  обязанностей граждан: соблюдать К и советские законы; уважать правила социалистического общежития; с достоинством нести высокое звание гражданина СССР; добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину; беречь и укреплять социалистическую собственность; оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка.

    На  основе К СССР были приняты соответствующие К союзных и автономных республик.

  1. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.

    Стабильность  общественного и государственного строя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которого не свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовых актов требуется проведение систематизации и кодификации.

    Особенностью  работ, проводившихся в правовой сфере, было не изменение существовавших правовых институтов, а закрепление, обобщение и уточнение уже действующих.

    Данные  работы проводились  по следующим направлениям:

    1. Завершаются проводившиеся более  20 лет работы по кодификации основных отраслей права. Надо отметить двухуровневую систему кодификации: на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законодательства и др.); на уровне союзных республик принимались кодексы и отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).

    2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с ней всей действующей системы правовых актов. В основном данная работа была завершена к 1985 г.

    3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, а в РСФСР - Свод законов РСФСР.

    4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

    В развитии права в период перестройки исследователи выделяют два периода:

    - первый (198&-1989 гг.) характеризуется попытками последовательного либерального и демократического изменения и обновления действующей социалистической правовой системы;

    - второй (1990-1991 гг.) характеризуется бурными изменениями, направленными на глубокое реформирование существующей правовой системы, связанное с переходом к рыночным отношениям, возрождением частной собственности, разгосударствлением политическими изменениями.

    С усилением центробежных сил в  государственном устройстве и в развитии права наблюдается стремление к автономии и самостоятельности законодательств союзных республик (война законов): нарушался принцип приоритета союзного законодательства перед республиканским и принцип прямого действия законов СССР на территории союзных республик.

    В связи с учреждением поста Президента развивалась система президентских указов, имеющих силу законов, причем как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик.

    Правотворческая деятельность направлена на внесение изменений в Конституции (СССР и республик), действующие акты и принятие новых законов вновь образованными союзными и республиканскими органами власти.

    В конституционном праве РСФСР необходимо отметить принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, 22 ноября 1991 г. – Декларации прав и свобод человека и гражданина.

    В гражданском праве на первом этапе вносятся изменения, расширяющие хозяйственные права предприятий и граждан, при сохранении социалистического уклада (законы об индивидуально-трудовой деятельности, о государственных предприятиях, об аренде, о кооперации), на втором этапе происходят кардинальные преобразования, связанные с переходом от плановой к рыночной экономике. Союзные законы 1990 г. о собственности и о предприятиях отменяют государственную монополию на собственность, разрешая ее существование в виде собственности советских граждан, коллективной, кооперативной, смешанной собственности.

    Государственная собственность подразделялась на общесоюзную, республиканскую и местную.  Разрешались следующие виды предприятий: индивидуальное, семейное, коллективное, государственное. Закон о собственности в РСФСР наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений восстановил частную собственность без ограничения ее размера и состава.

  1. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

    Предпосылки распада СССР:

    идеологический  кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзных республик;

    резкий  переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР, стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;

    война законов, игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республики принимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному (парад суверенитетов);

    приход  к власти в республиках националистически  настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;

    неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективность проводимых ими мер, одной из которых была попытка заключения нового Союзного договора в 1991 г. обновлению СССР («новоогаревский процесс»). Договор предполагал предоставление республикам широких полномочий, одна из моделей: сильный центр-сильные республики или сильные республики - сильный центр.

    17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердил право на существование СССР.

    23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали  Договор о союзе суверенных  государств, по которому СССР утрачивал большую часть своих полномочий.

    18 августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, однако его попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы.

    После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР, и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный факт своими указами.

    8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (беловежское соглашение).

    21 декабря Алма-атинским соглашением  11 республик поддержали создание СНГ и роспуск СССР. Правопреемником СССР стала РФ.

Информация о работе Вопросы к экзамену по истории государства и права России