Вопросы к экзамену по истории государства и права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 05:41, шпаргалка

Описание

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Содержание

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
2. Государственный строй Киевской Руси.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.
6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор¬ганов в Древнерусском государстве.
8. Государственно-политическая структура Руси в период фео¬дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб¬нику 1497 г.).
13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
20. Государственные реформы Петра I.
21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу¬бернской реформе 1775 г.).
23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
24. Изменения в общественном строе России во второй полови¬не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.
28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
29. Крестьянская реформа 1861 г.
30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
31. Военная реформа 1864–1874 гг.
32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус¬тройства по судебной реформе 1864 г.).
33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).
34. Контрреформы 1880–1890 гг.
35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).
36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.
41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира¬тельная система, права и обязанности).
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе¬кунском праве РСФСР 1918 г.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на¬чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко¬дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.
57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.
58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра¬ве в период Великой Отечественной войны.
63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
65. Конституция СССР 1977 г.
66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ИОГП.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

    Для руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования.

    Развитие  права в данный период было подчинено требованиям обстановки военного времени.

    В гражданском праве оправдывается принцип единства государственной собственности, позволявший государству оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налаживания военной экономики, мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с фашизмом. Сокращаются договорные отношения, возрастает роль административных актов и плановых заданий. Вводится квартальное, месячное и декадное планирование. В особом порядке защищаются права военнослужащих и членов их семей.

    Были  расширены права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности, в круг наследников были включены трудоспособные родители, братья и сестры.

    В семейном праве закреплялся институт официального брака, усложнялся процесс развода, поощрялись многодетные семьи, рождаемость, увеличивается государственная помощь беременным, многодетным и одиноким матерям.

    Трудовое право было призвано решать задачи трудовой мобилизации военного времени с применением чрезвычайных мер.

    Указ  Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. ввел мобилизацию трудоспособного населения, не занятого в учреждениях и на предприятиях. Мужчины от 16 до 55 лет, а женщины с 16 до 50 лет обязаны были трудиться на производстве и строительстве.

    Для выполнения оборонных работ, заготовки  топлива, охраны важных объектов на срок до 2 месяцев допускалась трудовая повинность.

    Вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, право на отпуск имели лишь подростки до 16 лет, остальные работники получали денежную компенсацию за отпуск, которая переводилась в сберегательные кассы. Устанавливалась уголовная ответственность за нарушения в сфере труда (прогул, опоздание). Вводилась система материального стимулирования за трудовые успехи, обычной нормой становится трудовой подвиг и энтузиазм.

    В уголовном праве была повышена ответственность за ряд преступлений, общественная опасность которых усиливалась в условиях военного времени, вводились новые составы, характерные для военной обстановки. Заключением на срок от 2 до 5 лет наказывается распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения.

    Усиливается ответственность (лишение свободы до 10 лет) за разглашение государственной тайны, хищение государственной и общественной собственности.

  1. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.

    В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции. В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.

    Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.

    В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием главных действующих лиц - США и СССР.

    С окончанием войны произошла и  перестройка государственного аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам; с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы - в министерства.

    Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств. Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий.

    Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми (ленинградское дело, дело врачей), С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность.

    Судебные  органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

      Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию.

    В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новые в соотношении 10:1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларом США, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции.

    В гражданском и хозяйственном праве снова возрастает роль договорных отношений. Договор признается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами.

    Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или приобретать на праве личной собственности один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м. В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.

    В трудовом праве ликвидируются чрезвычайные нормы, характерные для военного времени. Восстанавливаются отпуска, 8-часовой рабочий день, система коллективных договоров, отменяются сверхурочные работы и трудовые мобилизации. Перед трудовым правом стояла задача трудоустройства большого количества демобилизованных граждан, для этого законодательно устанавливалась обязанность руководителей предприятий в месячный срок предоставить демобилизованному работу по специальности. Повышается роль профсоюзов, которые строго следили за соблюдением администрацией трудового законодательства.

    В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни. Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.

    Повышается  наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь уже и личной собственности.

    Издаются  Указы Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона, Об усилении уголовной ответственности за изнасилование, Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах.

  1. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.

    Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономической и политической обстановке и отставали от развития государства и общества.

    Ключевые  моменты кодификации:

    перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы;

    своеобразность  советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве;

    длительная  подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия;

    демократизация  государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы, обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука.

    За  рассматриваемый период Верховным  Советом были приняты:

    Основы  уголовного и гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик;

    Основы  уголовного и гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик;

    Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и гражданско-процессуальный кодексы.

    Существенные  изменения были внесены в действующее законодательство. Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов (п) социалистического строя:

    п распределения благ пропорционально затраченному труду;

    п демократической системы управления государством, сущность которой состоит в привлечении народа к управлению государством;

    п взаимосвязи методов убеждения  и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина, т. к. построение коммунистического общества, предоставляя гражданам широкие права, требует от них и точного соблюдения действующих правовых норм и выполнения возлагаемых на них государством обязанностей.

    Однако  не все прогрессивные предложения, предлагаемые юристами, были восприняты и учтены советским руководством, еще не освободившимся от сталинских догм.

    11 июня 1964 г. Верховный Совет РСФСР принял Гражданский кодекс РСФСР, который содержал следующие разделы:

    1. Общие положения, определяли цели и задачи гражданско-правового регулирования, запрещали частное предпринимательство, провозглашали наличие социалистической собственности на орудие и средства производства, планирование - как единственный метод развития народного хозяйства.

    2. Право собственности, государство признается единственным собственником всего государственного имущества, закрепляется самостоятельная собственность профсоюзов, колхозов и других общественных организаций, регламентируется право оперативного управления государственным имуществом.

    3. Обязательственное право, создает систему обязательств, упорядоченную по предмету и содержанию обязательства.

    4. Авторское право.

    5. Право на открытие.

    6. Изобретательское право.

    7. Наследственное право.

    8. Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.

    Необходимо  отметить положительную роль ГК в развитии гражданского законодательства.

  1. Конституция СССР 1977 г.

    Конституция (К) СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Информация о работе Вопросы к экзамену по истории государства и права России