Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа
Древнерусское государство, Киевская Русь, возникло в IX в. До недавнего времени считалось, что в рамках этого государства сформировался феодализм, после чего оно распалось в XII в. на мелкие феодальные княжества. Однако в действительности, как признано современной исторической наукой, можно говорить лишь о формировании основ феодализма в период существования этого государства.
1.Экономика Киевской Руси.
1.1Социально-экономический строй.
1.2. Город, ремесло, торговля, Экономическая мысль Древней Руси РУССКАЯ ПРАВДА.
1.3 Экономика русских земель в период раздробленности (XII-XV вв.)
1.4 Хозяйство Руси под монгольским игом.
2. Феодальное хозяйство России XV-XVII вв.
2.1 Объединение русских княжеств.
2.2 Переход от вотчины к поместью.
2.3Установление крепостного права.
2.4 Город, ремесло, промыслы.
2.5 Государственная промышленность. Рождение мануфактуры.
2.6 Хозяйство Алексея Михайловича.
2.7 Первые частные предприниматели. Строгановы. Морозовы.
2.8 Торговля и финансы.
2.9 Елена Глинская и ее денежная реформа.
3 Мануфактурный период в России.
3.1 Противоречия реформ Петра I.
3.2 Крепостная мануфактура.
3.3 Промышленное развитие.
3.4 Развитие сельского хозяйства.
3.5 Торговля и финансы.
Тема 3. Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)
1.Экономика Киевской Руси.
1.1Социально-экономический строй.
1.2. Город, ремесло, торговля, Экономическая мысль Древней Руси РУССКАЯ ПРАВДА.
1.3 Экономика
русских земель в период
1.4 Хозяйство
Руси под монгольским игом.
2. Феодальное хозяйство России XV-XVII вв.
2.1 Объединение русских княжеств.
2.2 Переход от вотчины к поместью.
2.3Установление крепостного права.
2.4 Город, ремесло, промыслы.
2.5 Государственная промышленность. Рождение мануфактуры.
2.6 Хозяйство Алексея Михайловича.
2.7 Первые частные предприниматели. Строгановы. Морозовы.
2.8 Торговля и финансы.
2.9 Елена
Глинская и ее денежная
3 Мануфактурный период в России.
3.1 Противоречия реформ Петра I.
3.2 Крепостная мануфактура.
3.3 Промышленное развитие.
3.4 Развитие сельского хозяйства.
3.5 Торговля
и финансы.
Литература:
1. Экономичекая история: учебник/ под.ред. О.В.Кузнецовой, И.Н.Шапкина, Л.И.Пермякова, А.С.Квасов. М.: «Юрайт», 2010.
2. История экономики: 2-изд/ под ред. О.В.Кузнецовой, И.Н.Шапкина. М., «Инфра-М», 2009.
3.
История мировой экономики:
4.
История экономического
5.
Тимошина Т.М. Экономическая
6. Толмачева Р.П. Экономическая история: Учебник. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
7.Алин Б. В. Русь на богатырских заставах // Вопросы истории. 1968. № 12.
8.Греков Б. Е. Скифы. М., 1971.
9.Ионичев Н. П. Внешние экономические связи России (IX—XX вв.). М., 2001.
1. Экономика Киевской Руси
1.1.
Социально-экономический
строй
Древнерусское государство, Киевская Русь, возникло в IX в. До недавнего времени считалось, что в рамках этого государства сформировался феодализм, после чего оно распалось в XII в. на мелкие феодальные княжества. Однако в действительности, как признано современной исторической наукой, можно говорить лишь о формировании основ феодализма в период существования этого государства.
Как и другие государства раннего Средневековья, Киевская Русь возникла в результате завоевания. Сначала возникло два центра объединения славянских племен — Киев и Новгород. Новгородский князь Олег, спустившись по Днепру, овладел Киевом, убил княживших там Аскольда и Дира и сделал Киев столицей рождавшегося государства. Процесс "собирания" русской земли продолжался до конца X в., когда в состав государства была включена земля вятичей, заселявших тогда территорию по реке Оке, в том числе район будущей Москвы. В одних случаях местные князья признавали зависимость от киевского князя, который теперь именовался великим князем, в других случаях славянские земли отвоевывались у других государств (например, вятичи были отвоеваны у хазар).
Князь, который встал во главе государства, первоначально был военным вождем и подчинялся вечевому собранию. Но в ходе образования государства в противовес народу, объединенному в общины, все большую роль начинает играть дружина князя. Теперь дружина делится на две части. Господствующее положение занимает "старшая" дружина из бояр. Бояре — уже не просто воины. Это люди, которые выдвинулись и разбогатели на службе у князя. Они имеют свои хозяйства, а иногда и свои дружины. Это "друзья" князя (ведь дружина — от слова "друг", "содружество"). Князь с ними советуется по всем вопросам. «Вместе дружиной, - говорит древнерусская летопись, - князь думал о строе землянем и о ратех, и о уставе земленем" (т. е. о государственном устройстве, о войне и государственных законах). Таким образом, старшая дружина — это государственный совет. Из состава старшей дружины назначаются и правители отдельных районов, и послы в другие страны,
Младшая дружина состоит из "отроков", или "детских". Младшие они теперь не по возрасту, а по положению. Это действительно только воины.
Князь с дружиной жил за счет дани с подчиненных Киеву племен. Правда, согласно утверждению И. Я. Фроянова, данью следует считать лишь поборы с неславянских побежденных племен, а плата славянских племен князю за выполнение административных, судебных и военных функций не может называться данью — это добровольные взносы. Этому утверждению противоречит тот факт, что Игорь и Ольга обложили славянское племя древлян именно данью. И как называть эти добровольные взносы? Но название не меняет существа дела: плата за выполнение государственных функций являлась налогом с населения.
Первоначально этот налог — дань (мы все же будем употреблять именно это слово, потому что другого названия нет) собирался способом полюдья: князь с дружиной объезжал земли племен, делая остановки в погостах и собирал дань в основном мехами, медом, воском, т. е. продуктами, предназначенными для экспорта в Византию. К местам остановок князя с дружиной дань доставляла верхушка местного племени.
Очевидно, все же в состав дани входили и продукты сельского хозяйства, прежде всего хлеб. Князья и дружинники своей пашни не имели, хлеба не выращивали, именно хлеб, жито (от корня "жизнь", "жить") было основой питания славян. Очевидно, они получали продовольствие ("корм") с того же населения, но это не фиксировалось в летописи, потому что престижными и ценными были продукты лесных промыслов, а снабжение дружины хлебом, ее содержание разумелись само собой.
Полюдье
продолжалось всю зиму. Князь с
несколькими сотнями
Со временем (летопись это относит к правлению княгини Ольги) были установлены нормы дани "от дыма" или "от рала". Единицей обложения стала, таким образом, не община, а семья, которая имела один очаг, одну печь ("дым"), и одно пахотное орудие ("рало"). Хоть дань собиралась в основном продуктами лесных промыслов, в качестве единицы обложения принималось пахотное орудие, т. е. пашня. Это лишний раз доказывает, что основой хозяйства славян все же были не промыслы, а земледелие.
По мере установления твердых норм дани "полюдье" заеняется "кормлением". Теперь уже сам князь с дружиной не ездил собирать дань, а отправлял на места своих представителей из младших членов княжеской семьи или бояр, поручая им в управление определенную волость, и назначил "корм". Назначенный в волость боярин собирал дань, определенную часть оставлял себе на "корм", т. е. на содержание себе и своим людям, а часть отправлял князю.
На этом этапе становится очевидным, что основу поборов с населения составлял хлеб: "кормиться" можно хлебом, "житом", а не мехами, медом и воском.
Главным в назначении боярина на определенную волость было не выполнение функций власти, а именно кормление. Князья выделяли для кормления определенные земли также церкви, монастырям, и это служило материальной основой их существования. Например, князь Мстислав в 1130 г. передал Юрьеву монастырю волость Буйце "с данию и с вирами, и с продажами, и вено." Монастырь, таким образом, получал не ренту с крестьян волости, а сбор в свою пользу государственного налога (дани) и судебные сборы. [18, с. 56].
Таким образом, вначале знатные люди еще не были землевладельцами, не были феодалами, а существовали за счет дани, которая по существу была государственным налогом. Здесь напрашивается ассоциация с правителями областей в Персии или Турции.
И богатство знатного человека в Киевской Руси определялось не его земельными владениями, а движимыми ценностями: золотом, серебром, тканями, мехами, медом, воском, рабами. "Богатство множилось не за счет плодов земледельческого труда, — пишет И. Я. Фроянов, — a в результате накопления движимых ценностей, увеличении стад и эксплуатации промысловых угодий" [20, с. 61].
В сущности, кормление было уже шагом к рождению феодального землевладения. Знатный человек, боярин, получал в свое распоряжение определенную территорию и вместе со своими людьми жил за счет доходов с населения этой территории. Правда, эта земля не была его собственностью. Но ведь и первая форма феодального землевладения у франков, бенефиций, тоже не была собственностью бенефициария.
И все же на Руси феодальное землевладение стало| рождаться не путем перерастания бенефиция в феод. Этому препятствовали огромные лесные массивы, среди которых лишь небольшими полянами были клочки пашни и селения. Эту неразмежеванную "ничью" землю можно было беспрепятственно осваивать для получения продуктов лесных промыслов — мехов, меда, воска. Леса компенсировали своими богатствами скудость почвы. Особенно большое значение лесные промыслы имели для новгородского севера, где хлеб родился плохо. Главным богатством там были пушные зверьки: соболи, бобры, горностаи, куницы. Белок было так много, что их шкурки употреблялись в качестве разменной монеты. И именно путем освоения этих "ничьих", никем не занятых земель стало рождаться сначала княжеское, а потом и боярское частное землевладение.
От IX в. до нас не дошло сведений о частном землевладении. В X в. появляются княжеские села: Берестово, которое принадлежало князю Владимиру, Ольжичи, принадлежавшие княгине Ольге. Заметим, что "села" на Руси появились гораздо позже, чем города.
Княжеское село не обязательно принадлежало киевскому "великому" князю. Княжеский род быстро разрастался и задолго до распада Киевской Руси князья раздавали в ведение детей и других родственников уделы для кормления, и в этих уделах возникали села княжат.
В XI в. появляются боярские села. В поздней части Русской Правды, в ее Пространной редакции, мы находим свечения о "боярском тиуне", "боярском рядовиче", а так назывались люди, которые ведали хозяйством в селах. В летописи упоминается, что князь Всеволод в 1177 г. "села боярские взял и кони и скот", а рязанский князь Глеб "села пожже боярская".
По аналогии с селами позднейшего времени предполагалось, что появление этих сел и было рождением феодального землевладения: если село населено крестьянами и крестьяне, конечно, имеют пашню, то и земля, и крестьяне принадлежат владельцу села. Однако уже дореволюционной исторической науке было известно, что княжеские и боярские села X в. — это охотничье-рыболовные хозяйства, в которых не было крестьян, а пашня, если и была, то играла вспомогательную роль.
Деревня, т. е. крестьянское селение, тогда называлась "весь", а село — это загородное хозяйство князя или боярина. Центром его было "дворище", т. е. обширный двор с одним или несколькими домами и хозяйственными постройками. К селу "тянули", т. е. входили в состав этого хозяйства, "ловища рыбные и гоголиные", охотничьи и бортные угодья. В сущности четких границ принадлежавших селу владений не было. Так же, как владения крестьянского селения определялись принципом "куда топор да соха ходили", так и здесь в распоряжении владельцев села оказывались угодья, явочным порядком освоенные слугами князя или боярина. Ограничения были относительными. Например, новгородцы, отводя князю места для охоты, указывали "а свиньи ти бити за 60 верст от города..., а далее кому угодно" (конечно, здесь речь идет о диких свиньях) [7, с. 135].
И, конечно, подлежали правовой защите уже освоенные угодья. В Русской Правде были установлены высокие штрафы за порчу перевеса (сети для ловли птиц), повреждение борти и т. п.
Охота и рыбная ловля служили не только источником дохода, но и для развлечения. Боярин или князь являлись в свой загородный дом (на дачу) отдыхать в свободное от государственных обязанностей время.
К концу XI в. важную роль в хозяйстве села начинает играть скотоводство, особенно разведение лошадей, необходимых для войска. В княжеских селах насчитывались тысячи лошадей и до 900 стогов сена. Князь Владимир Мономах в своем "Поучении детям" писал о том, каким он был рачительным хозяином, как он заботился об охоте, о скоте, но ни слова не упоминает о земледелии, о пашне.
Информация о работе Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)