Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа
Древнерусское государство, Киевская Русь, возникло в IX в. До недавнего времени считалось, что в рамках этого государства сформировался феодализм, после чего оно распалось в XII в. на мелкие феодальные княжества. Однако в действительности, как признано современной исторической наукой, можно говорить лишь о формировании основ феодализма в период существования этого государства.
1.Экономика Киевской Руси.
1.1Социально-экономический строй.
1.2. Город, ремесло, торговля, Экономическая мысль Древней Руси РУССКАЯ ПРАВДА.
1.3 Экономика русских земель в период раздробленности (XII-XV вв.)
1.4 Хозяйство Руси под монгольским игом.
2. Феодальное хозяйство России XV-XVII вв.
2.1 Объединение русских княжеств.
2.2 Переход от вотчины к поместью.
2.3Установление крепостного права.
2.4 Город, ремесло, промыслы.
2.5 Государственная промышленность. Рождение мануфактуры.
2.6 Хозяйство Алексея Михайловича.
2.7 Первые частные предприниматели. Строгановы. Морозовы.
2.8 Торговля и финансы.
2.9 Елена Глинская и ее денежная реформа.
3 Мануфактурный период в России.
3.1 Противоречия реформ Петра I.
3.2 Крепостная мануфактура.
3.3 Промышленное развитие.
3.4 Развитие сельского хозяйства.
3.5 Торговля и финансы.
Раннее развитие торговли было отражением общей закономерности, согласно которой торговля рождалась с рождением цивилизации, а купеческие капиталы существо- пали задолго до рождения капитализма.
На Руси эта закономерность усиливалась тем обстоятельством, что Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком — по рекам Днепру и Волге. И если Венеция разбогатела, потому что держала в своих руках транзитную торговлю по Средиземному морю между Азией и Европой, то транзитная торговля между Азией и Северной Европой, конечно, должна была способствовать процветанию Киевской Руси. О значении этой торговли свидетельствуют следующие обстоятельства.
Как известно, и дань киевские князья собирали медом, воском, мехами — товарам для экспорта. Б. А. Рыбаков рассматривает полюдье и торговые походы в Византию как части единого процесса. Да и в княжеских и боярских селах добывались эти же продукты лесных промыслов, которые через торговлю обеспечивали накопление богатств.
Можно выделить два этапа этой транзитной торговли
1.
VIII—X вв. — торговля шла
В Эрмитаже хранится богатая коллекция сасанидского серебра. Эти серебряные сосуды доставлены сюда с берегов Волги и ее притоков. Их находили, в частности, на Каме, куда это серебро доставлялось в обмен на пушнину. Известны случаи, когда на такие сосуды напарывался в поле плуг, или хозяйка из такого сосуда кормила кур.
Средневековый французский поэт воспевал красавицу, одетую в "русские шелка". Шелководством на Руси, естественно, не занимались. "Русским" назывался шелк, доставляемый через Русь с восточных рынков.
Но нижняя Волга, через которую шел путь в Халифат, была в руках хазар, и хазарский каган брал с русских торговых людей десятину. И для полного овладения этим путем князь Святослав разгромил Хазарский каганат.
2. Приблизительно с середины X в. основное направление торговли с Востоком меняется. Теперь торговля идет через Византию знаменитым путем "из варяг в греки". Византийский император Константин Багрянородный подробно описал торговые путешествия киевских купцов-дружинников в Константинополь. Это была не просто торговля, а военно-торговые походы.
С наступлением весны, после того как зимой путем полюдья собрана дань, в Киеве снаряжается целый флот, который затем двигается вниз по Днепру, отбивая оружием нападения кочевников-печенегов, ибо низовья Днепра были их территорией. Таким же порядком этот военно-торговый флот осенью возвращается в Киев.
Почти все киевские князья совершали походы на Византию, а князь Олег даже прибил свой щит "на вратах Цареграда". Для чего? Для грабежа? Нет, в результате «тих походов заключались торговые договора Руси с Византией, из которых видно, что и походы совершались ради преимуществ в торговле. Тексты этих договоров сохранились в византийском варианте на греческом языке.
Нужно учитывать, что здесь имелась в виду торговля не только с Византией, но и через Византию с Востоком. "Великий шелковый путь" заканчивался в Константинополе. Отсюда часть восточных товаров направлялась по Средиземному морю, а часть — на север, к Балтике.
Согласно текстам договоров русские люди обеспечивались в Константинополе (Царьграде) за счет византийского императора даровым кормом и даровой баней. А это значило, что к ним относились не как к купцам, а как к представителям иностранного государства. Но зато пускали их в Константинополь партиями не более 50 человек, т. е. видели в них людей военных, которые могут захватить город. 1
Дело в том, что торговал с Византией и через нее — с восточными странами — князь со своей дружиной, "военно-торговая аристократия", по выражению историка Н. П. Павлова-Сильванского. Во главе государства стояли купцы-дружинники, а Русь была торговым государством.
Конечно, и на этом торговом пути Русь встречалась с конкурентами. На севере это были норманны-варяги. Это были морские разбойники. Для Западной Европы они были страшным "бичом божьим". Они налетали с моря сотнями дракаров, жгли, грабили, убивали, захватывали прибрежные земли. Но русские города стояли не на морском побережье, а на реках внутри страны. На речном пути "из варяг в греки", с волоками на водоразделах норманны со своими дракарами были бессильны. Поэтому сюда они приходили не как пираты, а как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь в богатую Византию. А для этого они вливаются в состав русской правящей верхушки, становятся дружинниками и участвуют в защите русских земель.
Они приходят в Византию, но уже в новом качестве русских купцов-дружинников. В перечне людей, подписывавших русско-византийские договора, почти нет славянских имен, решительно преобладают скандинавские. Первые князья носили варяжские имена: Игорь (Ингвар), Ольга (Елга), Олег (Хелгу). Но имена следующих князей были уже славянскими: Святослав, Владимир, Ярослав. За одно- два поколения варяги ославянивались и уже забывали о своем норманнском происхождении.
С
юга к этому пути подбирались
Венеция и Генуя. На скалах южных
берегов Крыма сохранились
Князь Святослав заявлял в 969 г.: "Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславцы в Дунай, яко то есть среда земли моей, яко ту вься благая съходяться: от грек — наволоки, злато, вино и овощеве разноличьнии; ис Чех и из Угър — сьребро и комони; из Руси же — скора и иоск и мед и челядь" [12, с. 357].
Дело в том, что Переяславец (в устье Дуная) был центром значительной принадлежащей Руси территории, соответствующей размерами земле или удельному княжеству. Г. А. Рыбаков называет это "островом русов". Конечно, этот "остров" находился не в середине, а на краю русских земель и даже был отделен от них половецкой степью, но имел важные стратегические преимущества: близость к Византии и дружественной Болгарии, возможность торговать, не прорываясь с боями через кочевников. Впрочем, перенос столицы Киевской Руси на Дунай не состоялся.
Однако не вся торговля и даже не вся внешняя торговля была в руках дружины. Разница между просто торговым человеком и княжеским дружинником была довольно размытой. Согласно летописи Олег и Игорь, приплыв по Днепру от Новгорода, "притворились гостями" (т. е. торговыми людьми). Обманув, таким образом, бдительность Аскольда и Дира, они убили их и тем объединили Киевскую Русь. Очевидно, "притвориться" торговым человеком дружиннику было не так уж сложно.
О развитии внутренней торговли свидетельствует следующее. Известно, что на севере, в Новгородской земле, всегда не хватало своего хлеба. Поэтому с юга на север постоянно везли хлеб, а в обратном направлении в обмен на хлеб — новгородские и иноземные ремесленные изделия. Этим, конечно, занимались не князья и дружинники, а посадские торговые люди.
Торг, т. е. торговая площадь города, был центром общественной жизни. Здесь не только торговали, но и давались объявления об украденном имуществе, о бежавших холопах.
В Руси чеканились серебряные деньги, что свидетельствовало о довольно высоком развитии товарно-денежных отношений.
О торговых операциях новгородских посадских людей мы узнаем из их деловой переписки на берестяных грамотах. Из этих грамот выясняется, что обычно купец не торговал сам по себе, один, а входил в товарищество "складников". Это объединение купцов, которые вели совместные торговые операции, складывая капиталы и товары, Такие товарищества, судя по всему, были обычной формой организации торговли.
Но складнические товарищества были не единственной формой объединения купцов. Как правило, купцы, торгующие одинаковыми товарами, объединялись вокруг своего, построенного ими же патронального храма, платили членские взносы и имели определенные привилегии.
Например, известный герой былины Садко ("богатый гость") был членом купеческого объединения вокруг церкви Николы Можайского. Вокруг церкви Успенья Богородицы Пирогощи в Киеве объединялись хлеботорговцы. В "Слове о полку Игореве" эта церковь упоминается как символ Киева. Солеторговцы объединялись вокруг церкви Бориса и Глеба в Старой Русе.
Но наиболее известное объединение — "Иванское сто" — содружество богатейших новгородских купцов, которые вели торговлю с иноземцами (их называли "пошлыми" купцами), вокруг церкви Иоанна Предтечи. Поскольку "Иванское сто" объединяло богатейших купцов, эта церковь была центром купеческой жизни Новгорода. Здесь заседал и торговый суд.
Среди членов "Иванского ста", т. е. купеческой верхушки, особенно выделялась привилегированная группа гостей-сурожан, которые по своему положению приближались к боярам. Это были купцы, которые вели торговлю с Востоком, но не через Константинополь, а через Сурож (Судак) в Крыму. Рядом с нынешним Судаком на горе — остатки венецианской крепости Сугдеи. Суда по всему, здесь русские и венецианцы действовали вместе. Отсюда на Русь шел поток восточных товаров, в частности, шелка. Заметим, что основная резиденция сурожан находилась не в Киеве, сравнительно близком к Крыму, а в далеком Новгороде — на другом конце пути "из Варяг в греки", потому что здесь начинался второй отрезок этого пути в Европу.
Менее привилегированной группой были купцы — суконщики, торговавшие с Западной Европой. Если сурожане позли на Русь шелк, то суконщики привозили сукна. Они ездили в Польшу, Скандинавию, Британию. В ливонской Риге, в Вильно были русские кварталы.
Купцы в те времена наживали уже значительные капиталы. Например, летопись рассказывает, что когда нов- юродцы разграбили дом купца Мирошкина, на долю каждого новгородца пришлосъ по три гривны (т. е. около 300 р. на деньги начала XX в.).
Торговля — это товарно-денежные отношения. Как уже сказано, первой металлической монетой на Руси были арабские дирхемы. В кладах этих монет наряду с целыми дирхемами находят много их отрезанных кусочков. Это докапывает, что дирхемы использовались именно в качестве денег: обломки заменяли разменную монету.
Чеканить
собственные серебряные деньги начали
при князе Владимире
Крупнейшей денежной единицей была гривна кун — слиток серебра, обычно продолговатой форма, весом 68,2 г. Гривна равнялась 25 кунам, 20 ногатам или 50 резанам. Куна во весу соответствовала дирхему (2,7 г. серебра). [6, с. 217— 218].
Следует оговориться, что вес серебра в денежной единице не был стабильным, поэтому указанное выше количество серебра в гривне и куне, как и в дирхеме, довольно условно. В самой Киевской Руси драгоценные металлы не добывались, золото и серебро были привозными. В Арабском же халифате месторождения серебра истощались, поступления дирхемов на Русь с X в. стали сокращаться, а и соответствии с этим изменялся и вес гривны.
Информация о работе Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)