Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Древнерусское государство, Киевская Русь, возникло в IX в. До недавнего времени считалось, что в рамках этого государства сформировался феодализм, после чего оно распалось в XII в. на мелкие феодальные княжества. Однако в действительности, как признано современной исторической наукой, можно говорить лишь о формировании основ феодализма в период существования этого государства.

Содержание

1.Экономика Киевской Руси.

1.1Социально-экономический строй.

1.2. Город, ремесло, торговля, Экономическая мысль Древней Руси РУССКАЯ ПРАВДА.

1.3 Экономика русских земель в период раздробленности (XII-XV вв.)

1.4 Хозяйство Руси под монгольским игом.

2. Феодальное хозяйство России XV-XVII вв.

2.1 Объединение русских княжеств.

2.2 Переход от вотчины к поместью.

2.3Установление крепостного права.

2.4 Город, ремесло, промыслы.

2.5 Государственная промышленность. Рождение мануфактуры.

2.6 Хозяйство Алексея Михайловича.

2.7 Первые частные предприниматели. Строгановы. Морозовы.

2.8 Торговля и финансы.

2.9 Елена Глинская и ее денежная реформа.

3 Мануфактурный период в России.

3.1 Противоречия реформ Петра I.

3.2 Крепостная мануфактура.

3.3 Промышленное развитие.

3.4 Развитие сельского хозяйства.

3.5 Торговля и финансы.

Работа состоит из  1 файл

3 лекция Зарождение и развитие экономики России.docx

— 90.64 Кб (Скачать документ)

   Города  выросли из погостов, которые были центрами племени (или объединения  племен) и одновременно местом "гостьбы", торговли. Затем дополнительно к этим функциям погосты стали еще и административно-фискальными центрами.

   "До  конца X. в. господствующий класс  русского общества остается городским", — замечает В. О. Ключевский, Именно здесь находились резиденция князя и основное место проживания бояр. Загородные села — места для отдыха, охоты и вспомогательного хозяйства, а в основном знатный человек жил не в замке за пределами города, как в Западной Европе, а в своем городском дворе.

   В отличие от Западной Европы, где  историческое название области (Бретань, Бургундия, Наварра, Гасконь) ничего общего не имело с названием крупнейшего города той области, на Руси такие области (земли, удельные княжества) назывались по городу, которому они подчинялись: Полоцкая земля, Смоленская земля, Черниговская земля. Полочане — это не жители Полоцка, а население всей Полоцкой земли. С середины XI в., пишет Н. П. Павлов-Сильванский, на Руси сложились "городовые области", т. е. торговые округа, управляемые укрепленным городом.

   Сельская  местность находилась в подчинении города. В этом отношении древнерусский город был подобен античному полису. Деревня не только подчинялась городу, но и платила ему дань. Например, сельское население Новгородской земли должно было платить своему городу налоги. При этом определенные части территорий были приписаны к определенным "концам" Новгорода, т. е. городским районам, подчинялись им и платили им налог. И даже некоторые новгородские улицы имели подчиненные деревни.

   В другом отношении древнерусские  города были подобны средневековым европейским городам-коммунам. Главным органом власти в городе было городское вече — собрание, и котором могли принимать участие все горожане.

   Казалось  бы, это утверждение противоречит статусу князя как верховного правителя. Однако известно, что города приглашали князей и выгоняли их по своему выбору. Летопись пестрит сообщениями о том, что жители города выгоняли одного князя и приглашали другого. Кияне (т. е. киевляне) в XI в. изгнали князя Изяслава и пригласили на его место Всеслава, потом изгнали Святополка и разграбили его имущество (может быть, правильнее сказать — конфисковали). Владимир Мономах стал князем по выбору киевского веча. В 1096 г. князь Олег "приде Смоленску и не прияше его смольняне". В 1175 г. смольняне изгнали Ярополка и вызвали на княжество Мстислава. Иногда земля вообще обходилась без князя. Например, в 1078—1093 гг. Ростовская земля своего князя не имела.

   Если  князь не поладил с вечевым  собранием (т. е. с киянами, смольнянами, новгородцами), то ему не могла помочь и дружина. Князя Святослава Ростиславича Новгородцы выгнали в подчиненную Новгороду Ладогу, а его дружину "в погреб въсажаше". Не такая уж большая, очевидно была эта дружина, если ее можно было посадить в погреб.

   Основную  военную силу города составляла не княжеская дружина, а городское  ополчение, возглавляемое выборным тысяцким. В битве с половцами  в 992 г. главным героем оказывается не княжеский дружинник, а ремесленник-кожемяка.

   Вече  не только выбирало князя, но и решало вопросы войны и мира. Когда  киевское вече в 1068 г. приняло решение о походе на половцев, оно потребовало от князя выдать ополчению коней и оружие. Город давал "корм" князю именно для того, чтобы князь обеспечивал материальную часть вооруженных сил. Поэтому имущество князя считалось общественной собственностью, и, изгоняя князя, городская община забирала его имущество.

   Таким образом, главной властью в городе, а, следовательно, и в земле, которая  относилась к этому городу, было вече. Князь подчинялся вечевому собранию, был военачальником и возглавлял исполнительную власть. За это он получал "корм" — определенные доходы с населения на содержание его  двора и дружины.

   Это противоречит традиционному представлению  о том, что Киевская Русь была монархией. Она вообще не была монолитным государством, а представляла объединение городов-республик. Во главе этого объединения стоял киевский князь, который сам зависел от вечевого собрания "киям", Он мог направлять в земли, входившие в объединение, князьями-наместниками своих детей и родственников, но земля в лице своего веча могла и отвергнуть предложенную кандидатуру и пригласить другого князя из числа многочисленных его родственников.

   Для чего тогда были нужны князья в  этом объединении? Во-первых, своими родственными связями они сплачивали земли и города в единое целое ради борьбы с внешними врагами и установления единого порядка. Князь Владимир Мономах был избран киянами именно для установления порядка, для упорядочения гражданских дел, для прекращения "мятежа и галку в людях".

   Во-вторых, князья были авторитетными профессиональными военачальниками. В военных действиях они возглавляли не только свои дружины, но и ополчение. И если ополчение нередко было более многочисленным, чем дружина, то дружина являлась наиболее квалифицированной, сплоченной частью вооруженных сил.

   Господство  города над деревней отражалось в  городской застройке. Центром города был кремль или детинец (от слова "детские" — дружинники) — крепость, где находилась резиденция князя с дружиной. Снаружи у стен детинца располагались посад — поселение купцов, ремесленников и прочего городского люда, а также городской торг. Посад в свою очередь обносился крепостной стеной, затем снова обрастал неукрепленным поселением, вокруг которого вырастала новая стена. Древнерусские города имели концентрическое строение: центр окружали несколько концентрически расположенных стен, а улицы вели к центру.

   В отличие от западноевропейских, в покрытой лесами стране города были деревянными. Они часто горели и отстраивались заново. Построить новую деревянную крепостную стену было легче, чем каменную. Площадь внутри таких стен не экономилась, дома не росли ввысь, как каменные дома западноевропейских городов, да и трудно было построить многоэтажный каменный деревянный дом. Это не мешало иностранцам считать Киев, в котором было свыше 40 церквей и несколько торговых площадей, одним из крупнейших городов Европы.

   Городские улицы мостились деревянными  плахами 30—40 см толщиной. Приблизительно раз в 25 лет поверх стан рой деревянной мостовой настилали новую. В Новгороде археологи откопали целых 28 мостовых, лежавших одна на другой, причем слой этих мостовых — достигал десятиметровой глубины. Укладка мостовых считалась столь важным делом, что в Русской Правде мощению улиц был посвящен специальный раздел "Устав о мостниках".

   Значительная  часть наших горожан была грамотной. Oб этом свидетельствуют многочисленные письма на бересте, найденные при раскопках в Новгороде. На бересте, потому что бумаги еще не было, а пергамен (из кожи телят) был слишком дорог для бытовых писем. Он использовался лишь для важных документов. Почему в Новгороде? Потому что болотистые торфяные почвы Новгорода защищали от гниения, и там сохранились не только деревянные предметы, но даже береста, тогда как в почве других городов все это сгнило. А это были именно бытовые письма, например: "От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми чоловека на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцицю забыле". Практика таких бытовых писем считается свидетельством широкого распространения грамотности. К тому же береста сохранила и школьные записи новгородских детей.

   Что касается князей, то, например, князь  Роман Ростиславович разорился от покупки книг. Книги в Киевски Руси считались самой большой ценностью, их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Имелось 17 крупных монастырских книгохранилищ. 

   Промышленное  производство в городах находилось I стадии ремесла. Ремесленника в определенной степени можно считать мелким предпринимателем: он не только готовил изделия, но и выполнял предпринимательские функции: — заготовлял сырье, сбывал готовую продукции Он был заинтересован в увеличении выручки за эту продукцию, т. е. в получении прибыли. И все же он только наполовину предприниматель, потому что он же и работник. Поэтому в его доходе прибыль неотделима от заработной платы.

   Как и в городах Западной Европы, ремесленники селились компактно по специальностям. Отдельные части Киева назывались Гончары, Кузнецы, Кожемяки. В Новгороде один из "концов", частей, на которые делился город, назывался Плотницким, другой — Гончарным, а улицы сохранили названия Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Гончарная. Уже эти названия свидетельствуют о развитии и специализации ремесла в городах.

   В условиях северных лесов была особенно распространена деревообработка. Дома, крепостные стены и башни, церкви, мостовые — все делалось из дерева. Особое положение среди ремесленников по дереву занимали городники (строители городских стен и башен), мостники (укладчики мостовых), порочные мастера (изготовители стенобитных Орудий — пороков).

   О широком распространении гончарного производства свидетельствует Гончарный конец в Новгороде, а кожевенного — район Кожемяки в Киеве. На ряд специальностей делилась металлообработка, в частности, больших успехов добились в своем деле оружейники.

   По  определению, ремеслом называется работа по займам потребителей. Но уже в XI—XIII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию — стадию товарного производства: ремесленник уже не работает по наказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который продает их в отдаленных районах. Так, новгородские ремесленные изделия везут на юг для обмена на хлеб, потому что в Новгородской земле всегда не хватало своего хлеба. И не только на юг. Русские трубчатые замки пользовались повышенным спросом в Англии, Германии, Венгрии, Чехии.

   Из  раскопок в Новгороде выясняется, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос  в окрестностях. Самшит привозили  из Грузии. Сырье для янтарных украшений доставлялось из Прибалтики; свинец, медь, олово для других изделий тоже привозили издалека Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Сырье привозили торговые люди. Процесс производства и обращения разделился.

   Кроме ремесла в Киевской Руси рождались  более сложные формы организации производства, которые стали вообще характерны для России — артели и подряды.

   Для некоторых работ требовалось  объединение значительного количества людей. Так, большими коллективами работали городники, мостники, порочные мастера, да и вообще плотники-"древоделы". Эти работы выполнялись артелями, во главе которых, естественно, оказывались предприимчивые люди, причем обладавшие к тому же достаточным капиталом, чтобы взять подряд. Известно, например, что Ждан, старейшина городников сравнительно небольшого города Вышгорода, ежегодно устраивал многолюдный праздник в честь святого Николы (у нас, как и в Западной Европе, каждая ремесленная специальность имела своего святого покровителя), а это, конечно, требовало больших расходов.

   Подрядным способом, артелями, строились и  церкви, Князь Изяслав, как свидетельствует  летопись, чтобы построить церковь, призвал к себе "старейшину древоделов", тот организовал работу, и за несколько дней церковь была построена. Старейшина здесь выступал в качестве подрядчика. При этом он заключал субподряды с артелями лесорубов и возчиков: "древоделы" получали готовый материал для строительства.

   В это время уже действовали  крупные мастерские по выделке изразцов. В таких мастерских было занято много работников, между которыми существовало разделений труда. Естественно, что во главе такой мастерской должен был стоять предприниматель-организатор.

   Объединять  значительные группы работников с разделением труда требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специальных "цренах". Поскольку для этого нужно было готовить "црены" и буровой инструмент, при соляных варницах действовали кузницы. Все это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята получал "соленые куны" — доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.

   Таким образом, в промышленном производстве Киевской Руси существовали довольно сложные экономические отношения, которые требовали выделения предпринимателей-организаторов и появления значительных капиталов.

   Торговля  играла столь важную роль в хозяйстве  Киевской Руси, что многие историки, в том числе крупнейший историк России В. О. Ключевский, даже рождение российской государственности выводят из внешней, транзитной торговли, т. е. считают, что Киевская Русь возникла как торговое государство. Крупнейшие города Киевской Руси, расположенные, как правило, по берегам судоходных рек, выросли из погостов — торговых пунктов.

Информация о работе Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)