Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Древнерусское государство, Киевская Русь, возникло в IX в. До недавнего времени считалось, что в рамках этого государства сформировался феодализм, после чего оно распалось в XII в. на мелкие феодальные княжества. Однако в действительности, как признано современной исторической наукой, можно говорить лишь о формировании основ феодализма в период существования этого государства.

Содержание

1.Экономика Киевской Руси.

1.1Социально-экономический строй.

1.2. Город, ремесло, торговля, Экономическая мысль Древней Руси РУССКАЯ ПРАВДА.

1.3 Экономика русских земель в период раздробленности (XII-XV вв.)

1.4 Хозяйство Руси под монгольским игом.

2. Феодальное хозяйство России XV-XVII вв.

2.1 Объединение русских княжеств.

2.2 Переход от вотчины к поместью.

2.3Установление крепостного права.

2.4 Город, ремесло, промыслы.

2.5 Государственная промышленность. Рождение мануфактуры.

2.6 Хозяйство Алексея Михайловича.

2.7 Первые частные предприниматели. Строгановы. Морозовы.

2.8 Торговля и финансы.

2.9 Елена Глинская и ее денежная реформа.

3 Мануфактурный период в России.

3.1 Противоречия реформ Петра I.

3.2 Крепостная мануфактура.

3.3 Промышленное развитие.

3.4 Развитие сельского хозяйства.

3.5 Торговля и финансы.

Работа состоит из  1 файл

3 лекция Зарождение и развитие экономики России.docx

— 90.64 Кб (Скачать документ)

   По словам В. О. Ключевского, "Русская Правда есть по преимуществу уложение о капитале". Она содержит свыше 20 статей о кредите и "резах" (ссудном проценте), На денежных штрафах в ней основана вся система наказаний.

   Мы  узнаем, что купцы давали друг другу  деньги "в куплю" (т. е. для закупки  нужного товара) и "в гостьбу" (в долг под проценты). Выше говорилось о новгородце  Климяте, который получал "соленые куны", т. е. вложил часть капитала в соляные варницы и получал с этих денег определенный процент. Известно, что в качестве ростовщиков выступали бояре (иначе откуда бы взялись закупы?), а также монастыри (хотя христианское учение и осуждало лихоимство). Русская Правда ограничивала "резы" 50% в год, и Владимир Мономах в поздней редакции этого кодекса законов эти 50% разрешал брать только два года. Но уже вскоре после Мономаха "милосердным ростом" считалась норма в 60 или 80% в год.

            * * *

   Подводя итоги, мы можем выделить основные особенности экономического развития Киевской Руси.

  1. Огромные лесные пространства "ничьей" земли затормозили развитие феодального землевладения и феодальных отношений. Княжеские и боярские "села" предназначались для эксплуатации богатств леса, их удельный вес в сельском хозяйстве был незначительным, а подавляющая часть крестьян оставалась вне рамок феодальной зависимости.
  2. В хозяйствах знатных людей использовались рабовладельческие отношения. Челядь, холопы и другие категории зависимых людей были подобны сервам в ранних варварских государствах Западной Европы.
  3. Киевская Русь была объединением городов-республик, в которых княжеская власть ограничивалась народными вечевыми собраниями.

      Киевская  Русь возникла как торговое государство  на речных транзитных путях между  Востоком и Балтикой. Торговля с Византией имела государственный характер, а господствующее положение заняла "военно-торговая аристократия".

    1. Если по развитию отношений в сельском хозяйстве Русь отставала от Западной Европы, то по развитию ремесла и торговли шла впереди. Ремесло как самостоятельная отрасль производства здесь возникло раньше, чем в Западной Европе, переходила на стадию товарного производства, здесь уже практиковались формы артелей и подрядов, причем в качестве подрядчиков выступали предприниматели-организаторы.
    2. Торговля посадских людей имела сложные формы организации — товарищества "складчиков", объединения вокруг Храмов. Выделения богатейшей верхушки купечества.

1.3. Экономическая мысль Древней Руси РУССКАЯ ПРАВДА 

    Экономическая мысль Древнего Русского государства  нашла отражение в замечательном  памятнике Русская Правда, влияние  которого распространилось с возникновения  его в первой трети XI в. и до XV в.

    Экономическая мысль Древней Руси берет начало от описания истории становления  Руси летописцем Нестором. В этот же период византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в сочинении "Война с готами" писал о сла вянских племенах: они не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим . К тому времени относится усиление восприятия элементов византийской культуры

    Между славянскими племенами быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения. Из Русской Правды известно, что древние русские деньги — меха — ценились и по породе пушного зверька, и по качеству меха. Разменным малоценным мехом был мех летней (вешней) рыжей белки — векши. В "Дополнении к древним законам", записанным в Судебнике Российском, дано объяснение названия монеты полушка (1/2 копейки): при расчетах меховыми деньгами возникла потребность в мелких разменных деньгах. Тогда "стали употреблять половинка лба или уха,; 1/2 головы — пол уха".

    Первоначально римские и греческие монеты служили средством внутреннего обмена для древних славян Восточной Европы. Затем денежная система славян претерпела некоторые изменения. Важнейшим событием Древней Руси было появление в X в. собственных металлический денег. Надо отметить, что еще в VII в. на Руси было достаточное количество серебра и накоплен опыт денежного обращения (представление о весе монеты, качестве миеталла). Типичными были медные монеты с клеймом, изображавшим голову (морду, мордку) или всю фигуру животного. Эти монеты назывались "скотец", или "говядо". Но хотя монеты были металлические, но из-за изображенных на них зверьков сохранились старые названия денег — куна, мордка и т. п. Регулярная чеканка русских металлических денег в X в. началась при князе Владимире Красное Солнышко. На Руси расчеты производились по десятичной алфавитной нумерации, сходной с греческой и византийской. Сочетание букв и черточки означали цифры до миллиона (А — аз— 1, Б— буки— 2, В — веди — 3, К с черточкой наверху — 20, JI с черточкой — 30, М — 40).

    В Киевской Руси была значительно развита как  внутренняя, так и внешняя торговля. Киевское государство вело торговлю с арабами, Византией и с народами Западной Европы. Особенно большое значение для Киевской Руси имел торговый путь "из варяг в греки" — из Балтийского моря в Черное. Внутренняя торговля происходила главным образом на небольших и раздробленных местных рынках. С применением христианства в Киевской Руси стало складываться Крупное церковное и монастырское землевладение путем княжеских пожалований. Эти процессы нашли отражение в истории русской экономической мысли.

   Экономическая мысль в Древней Руси, как и  во всех других странах, долгое время  существовала в неразрывной связи с религиозными воззрениями людей и их правовыми понятиями. Самыми ранними письменными памятниками Древнерусского государства являются летописи. Составлению Русской Правды предшествовал летописный свод законов — "Повесть временных лет". Он лег в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводах — Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Составителем "Повести временных лет" считается монах Нестор, но были и летописные своды (Новгородский свод 1050 г.), предшествовавшие ей. Однако заслуга Нестора в том, что был первым, кто связал историю Руси с историей восточноевропейских славянских народов и со всемирной историей.

   Русская Правда отражала обычное право восточных  славян и была кодексом княжеского законодательства. Составлялась она в течение XI—XII вв. и существует в двух видах: "Краткая Правда" и "Пространная Правда".

   "Русская  Правда" имеет большое значение  для изучения экономической мысли Киевской Руси, ибо в ней регламентируются интересы земельных собственников, а также обязанности крестьянства, смердов, закупов, холопов.

   Так, в ней предусматривалась повышенная ответственность за поджоги, перепашку меж, хищение хлеба, скота и другого имущества князей и бояр. Величина штрафа была: за нарушение межи — 12 гривен; повышенные штрафы были установлены за убийство землевладельца-феодала — 80 гривен; за убийство холопа также платили штраф, но только 5 гривен; за убийство свободного человека — 40 гривен

   "Русская  Правда" дает представление об  организации крупного княжеско-боярского  владения, в котором имелся целый  штат управления, а работали частью  холопы, частью зависимое крестьянство. Доход присваивался в форме барщины, отработочной ренты.

   "Русская  Правда" охраняла городских жителей  от произвола ростовщиков. Уровень  процента (вследствие неразвитости  товарно-денежных отношении) устанавливался законодательным путем. После восстания 1113 г, киевский князь Владимир Мономах в особом Уставе, вошедшем со» I ставной частью в "Русскую Правду", стремился определить ^ максимальный уровень процентов, взимаемых за долги: 20% или 40%.

   Стремясь  предотвратить угрозу народных восстаний, Владимир Мономах в своем "Поучении к детям" осуждал [ сребролюбие, погоню за богатством, насилие над людьми и [ чрезмерную эксплуатацию.

   Экономическая мысль периода феодальной раздробленности была направлена на защиту натурального хозяйства. 15 этот период приходят в упадок торговля и ростовщичество. Сепаратизм и разобщенность боярских вотчин были помехой единству страны, столь необходимому для защиты независимости Родины. Эта идея нашла свое выражение в замечательном литературном памятнике конца XII в. (1185 г.) — "Слове о полку Игореве", в котором осуждаются раздоры князей и междоусобицы, провозглашаются важность и необходимость единства Русской земли.

   В другом более позднем произведении, относящемся к XIII в., "Молении Даниила  Заточника", был подвергнут критике боярский произвол и закабаление крестьян. В боярах иидели помеху отношениям между народом и князем и высказывались за сильную княжескую власть, которая могла Г)Ы обуздать бояр, укрепить силу и славу страны. 

1.4. Экономика русских земель в период раздробленности (XII—XV вв.) 

   Период  феодальной раздробленности на Руси татаро- монгольским нашествием делится на две части: с 20-х гг. XII в. до монгольского завоевания в 30-х гг. XIII в., и период монгольского ига с 30-х гг. XIII в. до освобождения от власти Золотой Орды во второй половине XV в.

   Феодальная  раздробленность  — закономерная политическая организации феодализма. Экономической основой этой раздробленности был натуральный характер феодального хозяйства: в феодальной вотчине все производилось для внутреннего потребления, т. е. ничего не покупалось со стороны и ничего не продавалось на сторону. Это хозяйство приспособлено для изолированного существования. Оно не нуждается во внешнем мире.

   Страна  не составляла единого экономического организма, а была экономически раздробленной, т. е. делилась на экономически замкнутые районы, внутри которых шел торговый обмен — ремесленные изделия обменивались на сельскохозяйственные продукты. А между такими районами, или, другими словами, между местными рынками, стабильных экономических связей не было. Этой экономической раздробленности и соответствовала политическая — деление на мел кие государства.

   Однако  на Руси генезис феодализма только еще начинался, подавляющая часть населения оставалась вне рамок феодальных отношений, поэтому распад Руси на мелкие княжества, согласно утверждению И. Я. Фроянова и А. Ю. Дворниченко, "ничего общего с феодальной раздробленностью не имел".

   Было  и другое отличие раздробленности  на Руси от соответствующей стадии в Западной Европе. При переходе к феодальной раздробленности, например, при распаде Королевства франков, там города еще не сложились, а ни Руси раздробленность представляла конгломерат городов республик, во главе административного аппарата которых, однако, стояли князья — военачальники.

   Но  экономической основой раздробленности  и здесь был натуральный характер хозяйства. Страна делилась на местные рынки, замкнутые экономические районы, центрами, экономическими узлами которых и были города.

   Прежде  эти города-княжества объединялись под руководством киевского князя потребностью в торговле с Византией. Хребтом, вокруг которого сплачивалась Русь, был путь "из варяг в греки".

   Но  в XII в. Русь начинает отступать перед  половцами. Половцы разоряют южные княжества и население бежит оттуда. Князь Святослав Ольгович в середине XIII в. пишет своему брату: "Взял я город Чернигов с семью другими городами, да и то пустыми: живут в них псари да половцы». Под натиском половцев пустеет и Киев, утрачивая свою господствующую роль. Естественно, торговые связи с Византией в новых условиях ослабли настолько, что утратили свою объединяющую роль.

   Следствием  ослабления Киева как связующего центра Руси, а, следовательно, и киевского  князя как "великого", главного, стали княжеские усобицы. Прежде киевский князь, старший в роду, "отец", выделял своим детям уделы, земли в управление. В землях-княжествах они играли роль его представителей, действовали от его имени и платили ему дань. Как старший в роду, он пользовался непререкаемым авторитетом, тем более, что он держал в своих руках торговлю с Византией. Но род Рюриковичей разрастался. У детей были свои дети, которым тоже надо было выделять уделы. Родственные связи слабели, и уже трудно было определить, кто старший в роду. Усиливались столкновения за земли, за города, особенно ожесточенными эти усобицы были вокруг Киева, потому что киевский князь по традиции считался "великим", главным.

   Одновременно  происходило дробление княжеств. Каждый князь старался "устроить" своих детей, обеспечить им княжеские "должности", а для этого дробил княжество на уделы. На территории нынешней Московской области теперь уже было несколько княжеств: Дмитровское, Коломенское, Можайское и др.

   Все большую ценность для князей приобретают  их собственные владения, села, которые  постепенно превращайся в феодальные вотчины с зависимыми крестьянами и полным комплектом отраслей сельского хозяйства. Именно в это время и начинается переход к феодализму на Руси, а, следовательно, все же можно называть нашу раздробленность феодальной.

   Одним из путей расширения вотчин было закладничество. Усобицы, грабежи "сильных людей" разоряли крестьян и, чтобы избежать разорения, крестьяне были вынуждены отдаваться под защиту князя или крупного боярина, «вкладываться», т. е. вместе с землей переходить под его покровительство, а за это покровительство платить ему феодальную ренту. Здесь была полная аналогия с западной коммендацией.

Информация о работе Зарождение и развитие экономики России (IX –XVIII вв.)