Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа
С развитием рыночных отношений в имуществе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремление получить признание на внутреннем и мировом рынках.
Содержание
Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Понятие и основные аспекты учета нематериальных активов.
1.1. Сущность и классификация нематериальных активов………
1.2. Переход на международные стандарты………………………..
1.3. Сравнение учета нематериальных активов по МСФО и Российским ПБУ………………………………………………………………………
Глава 2. Экономический субъект исследования ООО «Альтернатива».
2.1. Общие сведения о предприятии………………………………
2.2. Аналитический баланс и основные экономические показатели деятельности ООО «Альтернатива»…………………………………..
2.3. Учетная политика и организация учета на предприятии…….
Глава 3. Учет нематериальных активов на ООО «Альтернатива»
3.1. Поступление и создание нематериальных активов…………
3.2. Амортизация нематериальных активов……………………
3.3. Учет выбытия нематериальных активов……………………
3.4. Особенности учета товарного знака на ООО «Альтернатива»……
Глава 4. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии ООО «Альтернатива»…………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Применяются специальные знаки для обозначения исключительных прав - Предупредительная маркировка
Предупредительная маркировка - средство защиты исключительных прав:
- (C) знак охраны авторского права;
- (P) знак охраны смежных прав;
- [T] уведомление об исключительном праве на использование топологии;
- (R) маркировка зарегистрированного товарного знака.
Особым видом нематериальных активов является деловая репутация фирмы. Между стоимостью организации и чистой стоимостью ее имущества есть разница. Эта разница представляет собой деловую репутацию организации, гудвилл (
Деловая репутация возникает в процессе жизнедеятельности организации. Однако сформированная внутри организации деловая репутация не включается в бухгалтерский баланс. Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи в целом или ее частей.
Для целей учета величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной продавцу за организацию, и размером приобретенных покупателем долей в ее активах и обязательствах на дату приобретения.
Указанная разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительная репутация означает, что уплаченная цена за организацию превышает стоимость ее активов и обязательств, что организации присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы. Таким нечто могут быть наличие стабильных покупателей, репутация качества, навыки маркетинга, и сбыта, техническое ноу-хау, деловые связи, имя организации и д.р.
Отрицательная деловая репутация – скидка с цены, свидетельствующая об отсутствии этих факторов.
Деловая репутация не существует отдельно от организации - это неотчуждаемые имущества, которыми нельзя распорядится отдельно от распоряжения организации. Эта черта отличает вид активов от всех иных активов. Каждый фактор, составляющий деловую репутацию, не может быть оценен в отдельности.
В бухгалтерском учете информация о приобретении положительной репутации фирмы записывается на счет Нематериальных активов, а об отрицательной – на счете Доходов будущих периодов.
В этой главе мы решили такие задачи, как дали определение и основные понятия нематериальным активам, рассмотрели их классификацию и назначение.
1.2. Переход на международные стандарты.
Роль нематериальных активов возрастает по мере развития законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения торговли патентами и ноу-хау. По экспертным оценкам стоимость объектов промышленной собственности нематериальных активов организаций и предприятий РФ составляет около 1 трлн. долл. Однако большинство из них, в отличие от зарубежных фирм, до сих пор не ведет соответствующей оценки и учета. Лишь 30% предприятий используют патентное право для охраны объектов промышленной собственности, охраняется лишь 1-2% изобретений, полезных моделей и т.д., отсутствует оценка ноу-хау.
Введение предлагаемой оценки в рамках действующего законодательства резко увеличит ресурсы для финансирования инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических организаций, залоговую стоимость их имущества.
В силу перечисленных фактов значимости учета нематериальных активов, нам необходимо познакомится с международными принципами и правилами учета нематериальных активов.
В работе профессора М.И.Кутера (44,с.512) указаны предпосылки возникновения международных стандартов рассмотрим эти предпосылки:
· Развитие мировых производительных сил достигло такого уровня, при котором экономические процессы стали всеобъемлющими, глобальными и интернациональными;
· Взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие Общего рынка;
· Возникновение интегрированных совместных предприятий, корпораций, транснациональных компаний способствовало дальнейшей взаимообусловленности и взаимозависимости экономик различных стран;
· Свободная конвертация валют ведущих стран, а также введение единой европейской валюты евро, стимулировали дальнейшее укрепление международных экономических связей любого уровня;
Все выше перечисленное является мнением и убеждением многих экономистов, бухгалтеров и просто заинтересованных людей, но этим мнениям есть и противоположное высказанное Валерием Кожановым (40,48-51).
Автор этой статьи утверждает, что главной причиной по какой российская система учета переходит на международные стандарты, является утверждение о том, что иностранным инвестором непонятна Российская отчетность, поэтому поток инвестиций в экономику страны сегодня очень незначительны. Нужно заметить, что эту причину защищают и отстаивают большинство людей занимающихся этой проблемой, и никаких других оснований не приводят в поддержку перехода на международные стандарты, и даже те предпосылки, перечисленные нами выше вытекают из основной причины.
Так, вот этот автор подтверждает, что это убеждение является заблуждением, подтверждая это своими расчетами и наблюдениями.
Кожанов определил границы максимального и минимального уровня мировых инвестиционных возможностей для нашей страны, и попытался определить насколько важна связь денежных заимствований с необходимостью перехода на международные стандарты. Выводом его исследований стало утверждение, что внедрение МСФО, для увеличения инвестиций ТНК в экономику России не имеет большого смысла.
Далее он подтверждает свое мнение еще одним фактом: что главным элементом современного б/у является его налоговая политика. Она в основном определяет финансовый результат работы предприятия. Задачи минимум налогообложения - своевременное и правильное внесение платежей и это является основной частью нынешнего б/у. А внедрение в практику МСФО никак не скажется на налогообложении предприятия и не изменит приоритеты в реальном б/у.
Еще одно подтверждение тому, что не надо спешить с переходом на эти стандарты является заявление, сделанное на 16-м «Всемирном конгрессе бухгалтеров», который проходил в ноябре 2002г. в Гонконге, где было сказано, что с 2005 года планируется ввести в действие принципиально новые «золотые», универсальные стандарты, отличающиеся от МСФО.
Надо согласится и с мнением профессора Безруких, который лояльно относится к МСФО и считает неуместно, бессмысленно и безграмотно копировать подчистую МСФО, подтверждая это тем, что некоторые страны, ознакомившись с МСФО отдают предпочтение национальным.
По поводу всех этих высказываний у автора этой работы сложилось свое мнение, как относится к переходу на международные стандарты. Необходимо из международных стандартов взять только то, что действительно положительно повлияет на ведение б/у в России, и не составит больших проблем для принятия этих изменений, не надо спешить с переходом, необходимо сначала навести порядок с действующими правилами внутри страны.
Как было сказано выше по поводу ввода совершенно новых стандартов отличных от МСФО, необходимо повременить с переходом на МСФО, что бы потом не пришлось переходить на другие, ведь эти переходы очень «болезненны» и требуют много времени для обучения и выработки навыков ведения б/у по новым правилам.
Следующий вопрос, который мы рассмотрим это сравнение Российских стандартов и МСФО, это связанно с последними новостями о переходе на МСФО, что делает нашу работу еще более актуальной, но это будет в следующем пункте наше главы, а сейчас ознакомимся с новостями о переходе на МСФО:
Минфин предлагает перевести открытые акционерные общества, ведущие в настоящее время консолидированную бухгалтерскую отчетность по системе US GAAP, на Международную систему финансовой отчетности (МСФО) с 2007-2008гг. а, с 1 января 2004г. на МСФО предполагается перевести открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке. "Консолидированная отчетность должна составляться по международной системе финансовой отчетности, однако, учитывая, что организации находятся на разных стадиях по стоимости, кадрам, аудиту, то предполагается поэтапный переход.
Это объясняется тем, что в настоящее время около 80-90% организаций, составляющих отчетность не по российским стандартам, используют систему US GAAP, чтобы котировать свои бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже. В настоящее время Нью-Йоркская биржа не принимает отчетность по системе МСФО. Окончательные сроки перевода организаций на МСФО будут утверждены после того, как Нью-Йоркская биржа определит, с какого момента начнет принимать отчетность по МСФО.
В силу всех последних событий, становится все актуальней изучение МСФО, для этого в следующем разделе попытаемся провести сравнение Российских стандартов и МСФО.
1.3.Сравнение учета нематериальных активов по МСФО и российским ПБУ.
Прежде всего, нам надо начинать сравнение с определения нематериальных активов. Существенных различий между ними нет, однако международный стандарт подчеркивает, что основной причиной постановки на учет объекта нематериального актива является его способность приносить экономические выгоды, в российской же практике это условие чуть-ли не последнее во всем списке предъявляемых требований.
Продолжая сравнение нужно отметить, что МСФО не признают в качестве нематериальных активов созданных на самом предприятии:
- Деловую репутацию;
- Торговую марку;
- Списков клиентов, названий изданий;
- Прочий список похожих документов.
Деловая репутация выявляется и определяется только при покупке организаций (в российском учете), а в международных стандартах еще и при объединений организаций.
На самом деле верно, ведь предприятие самостоятельно и объективно не сможет определить свою репутацию, даже если она и определит и поставит на баланс, то, что будет источником этого актива? Деловая активность? Способность руководителя умело управлять предприятием? В балансе не найдется ни одной статьи подходящей для нашего актива, поэтому деловая репутация будет неоцененной и неопределенной до момента продажи организации.
Что же касается выявления деловой репутации и определение ее стоимости при объединений предприятий для российских бухгалтеров, это не ведомо, так как в нашей стране нет ни одного ПБУ регулирующего этот процесс, хотя эта процедура актуальна в наши дни.
Перейдем к торговой марке. Необходимо определится, что это такое, и имеется ли разница между торговой маркой и товарным знаком.
За помощью обратимся к экономическому словарю(38,387).Читая определение товарного знака и торговой марки, различия никакого не выявляется, но после определения товарного знака указывается, что следует различать торговую марку и товарный знак.
Торговая марка (фирменный знак), указывает на изготовителя товара, идентифицирует продукт с его производителем и продавцом, и торговое наименование, которое относится не к выпускаемой продукции, а к выпускаемой фирме.
Т.е. мы можем сказать, что, во-первых, товарный знак отличается от торговой марки, и, во-вторых, товарную марку можно отнести к деловой репутации создаваемой на самом предприятии, а значит, не можем принимать ее как нематериальный актив.
К сравнению, можно сказать, что в Российской системе учета такого разделения и определения как нематериальные активы, созданные на самом предприятии и не признаваемый как нематериальный актив нет.
В отношении учёта нематериальных активов есть особенности в части активов, создаваемых самим предприятием и полезных сроков службы нематериальных активов. В российской системе учёта активы, создаваемые самим предприятием, такие как стоимость собственного созданного программного обеспечения или "ноу-хау" могут быть отражены как нематериальные.
Согласно МСФО, активы, создаваемые самим предприятием, должны удовлетворять следующим критериям: актив должен быть потенциально выгодным в экономическом плане, и стоимость актива должна быть достоверно определена. Кроме того, состав капитализируемых затрат на производство научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ различается в международной и российской системе учета, так как в МСФО существуют особые условия для капитализации затрат на НИОКР.
Научно-исследовательские работы - оригинальные и запланированные исследования, проводимые в целях получения новых научных или специальных знаний. Эта работа обычно называется стадией исследования.
Примером деятельности по исследованиям являются:
- деятельность, направленная на получения новых знаний;
- поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов и т.п.
- разработка возможных новых или улучшение продуктов или процессов и т.д.
На этой стадии объект исследования не признается как нематериальным активом, а все затраты списываются на расходы периода.
Опытно-конструкторские работы - применение результатов научных исследований или иных знаний при разработке плана или проекта производства новых или существенно усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, технологий, систем или услуг, до начала промышленного производства или использования. Эта работа называется стадией разработки. Если после или во время этой стадии выполняются все условия:
· “продукт или процесс четко определён, а затраты, относимые на продукт или процесс, могут быть отдельно установлены и надёжно измерены;
· техническая осуществимость продукта или процесса может быть продемонстрирована;
· компания намерена производить, продавать или использовать продукт или процесс;
· может быть продемонстрировано наличие рынка для продукта или процесса, или, если он предназначен скорее для внутреннего использования, а не для продажи, то его полезность для компании; и
· существуют достаточные ресурсы, или их доступность может быть продемонстрирована, для завершения проекта, продажи или использования продукта или процесса”.
После соблюдения всех условий объект может, признан нематериальным, а расходы, понесенные на его создание в сумме составят его стоимость.
Пример:
Предприятие разрабатывало новый процесс для производства фарфора, затраты составили 10000руб., из которых 9000 руб., понесены до 5.01.2002, а остальные между 5.01.2002 и 5.02.2002 причем на 1.05.2002г. предприятие могло продемонстрировать этот процесс и у него имелись денежные средства для завершения проекта. Затраты в сумме 9000 руб. не войдут в себестоимость ноу-хау по производству фарфора, а остальные 1000 руб. войдут и к ним прибавятся остальные расходы которые будут произведены после 5.01.2002 и 5.02.2002 до завершения проекта и постановки ноу-хау на баланс.