Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Прежде чем приступать к изучению особенностей размещения хозяйствования регионов и конкретных стран, необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил. Вообще, понятие "фактор размещения" ввел в научный оборот немецкий экономист Альфред Вебер (1909 г.). Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли.
Черная металлургия. По производству чугуна и стали (более 100 млн. т) страна вышла на 1 место в мире. Металлургические предприятия есть почти во всех провинциях страны, но основную часть продукции дают 14 крупных, оснащенных современным оборудованием комбинатов полного цикла мощностью более 1 млн. т стали в год каждый. Крупнейшие предприятия отрасли – комбинаты полного цикла - расположены в городах Аньшань, Шанхай, Пекин, Ухань; неполного металлургического цикла - Фушунь (чугун, сталь), Тяньцзинь (сталь, прокат), Далянь (сталь). На территории Китая сформировались несколько крупных металлургических баз, объединяющих как крупные центры, так и сырьевые районы черной металлургии: Шанхайская, Уханьская, Северо-Восточная,Северо.
В целом отмечается высокая территориальная концентрация предприятий черной металлургии в Северо-Восточном и Восточном Китае.
Основу цветной металлургии составляют алюминиевая, медная и свинцово-цинковая промышленность. В отрасли действуют около 20 предприятий, преобладают небольшие. Особенно много их расположено в долине Хуанхэ. Крупнейшие центры по производству алюминия: Датун, Гуйян, Нанкин - "привязаны" к крупным центрам выработки электроэнергии, поскольку производство алюминия отличается высокой энергоемкостью. Предприятия по производству меди размещаются в сырьевых районах - Северо-Восточный, Северо-Западный, Восточный и Юго-Западный Китай. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает полиметаллические руды Центрально-Южного, Юго-Западного и Северо-Восточного Китая.
В размещении предприятий цветной металлургии большое значение имеет ресурсно-сырьевой фактор, а также то, что технологический процесс получения готовой продукции имеет несколько стадий, отличающихся друг от друга технико-экономическими показателями (затратами сырья, энергии). Районы и центры, специализирующиеся на цветной металлургии, отличаются степенью завершенности цикла получения цветных металлов:
Районы и центры Северо-Западного и Северного Китая отличаются преимущественно добычей и обогащением руд (первичная стадия). Районы и центры полного цикла цветной металлургии сложились в Юго-Западном и Центрально-Южном Китае. Здесь добыча, обогащение и выплавка металлов имеют равное значение. Районы и центры с преобладанием завершающих стадий (рафинирование, прокат) производства цветных металлов сложились в Восточном и Северо-Восточном Китае.
Современный машиностроительный комплекс КНР отличается сложной отраслевой структурой. Ныне машиностроительные предприятия имеются во всех провинциях, но основная часть производства машин и оборудования все же сосредоточена в приморской зоне, особенно выделяется Восточный Китай. По-прежнему важными центрами машиностроения остаются крупнейшие города.
Ведущие центры тяжелого машиностроения (производство оборудования для топливно-энергетической, горнорудной и металлургической промышленности) сложились вблизи металлургических баз – в Северо-Восточном (Харбин, Шэньян) и Восточном Китае (Шанхай, Нанкин).
К динамично развивающимся отраслям машиностроительного комплекса относится транспортное машиностроение. КНР стала одним из мировых лидеров в изготовлении подвижного состава для железных дорог – локомотивов и вагонов. Производство железнодорожных вагонов и локомотивов налажено в центрах Северо-Восточного, Северного, Восточного, Центрально-Южного Китая. Морское судостроение и судоремонт представлены в Шанхае, Даляне, Гуанчжоу, речное – в Нанкине, Чунцине, Ухани. Развивается автомобильная промышленность, чему способствует привлечение инвестиций крупных иностранных компаний - "Фольксваген", "Пежо", "Ситроен", "Форд". Их производство рассредоточено по многим десяткам мелких заводов, но более 2/3 продукции автомобилестроения дают предприятия Северо-Восточного и Центрально-Южного Китая. Выпуск самолетов и вертолетов сосредоточен в городах Северо-Восточного, Северного, Восточного и Северо-Западного Китая.
К недостаточно развитым отраслям машиностроительного комплекса относится сельскохозяйственное машиностроение. Но хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной, трикотажной промышленности, часть этой продукции экспортируется.
Химическая промышленность имеет сложную структуру, особенно быстро развиваются производство минеральных удобрений, химических волокон, шин для всех видов транспортных средств, пластмасс, синтетических и натурального каучуков. Основные центры химической промышленности образуют крупные города, в которых имеются почти все виды химического производства: Шанхай, Пекин, Циндао, Далянь.
Ядром отрасли легкой промышленности остается текстильное производство, которое развито во всех провинциях страны, но 2/3 его продукции дают приморские районы. Крупнейшими центрами производства тканей из хлопка остаются Шанхай и Пекин. Основные центры шелковой промышленности - Шанхай, Ханчжоу, Сучжоу, - сосредоточены в нижнем течении Янцзы, ведущем в Китае шелководческом районе. Трудоемкие отрасли легкой промышленности – швейная, трикотажная, обувная размещаются повсеместно, как в крупных городах, так и сельских поселениях, но предназначение на экспорт значительной части производимой ими продукции, предопределила их территориальную концентрацию в приморских районах.
Территориальная организация сельского хозяйства
Китай – крупнейшая сельскохозяйственная держава мира. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет около 23% , оно остается основным поставщиком сырья для пищевой промышленности, дает продукцию для внутреннего потребления и на экспорт. Главной сельскохозяйственной отраслью остается земледелие. 9/10 всей пашни сосредоточено на востоке страны. Особенно высокой степенью распаханности отличаются Великая Китайская равнина, равнина Сунляо, Сычуаньская котловина, долины рек на юге страны.
Ведущее направление в земледелии – выращивание продовольственных, в том числе, зерновых культур. Высокая плотность сельского населения в сочетании с низкой обеспеченностью землей, пригодной для распашки, способствовали специализации китайского земледелия преимущественно на рисоводстве. Выращивание риса связано с большими затратами труда, но обеспечивает высокие урожаи. Основные районы рисосеяния расположены на юге: в долинах реки Янцзы, Сицзян и их притоков, Сычуаньской котловине. Ныне посевы риса продвинулись и на север.
Преобладающая часть посевов второй по важности культуры – пшеницы
сконцентрирована в нижнем и среднем течении Хуанхэ. Выращивают пшеницу на северо-востоке и северо-западе страны, а в Северном Китае она – главная зерновая культура. На холмах и низкогорьях Северо-Восточного Китая, в северной части долины р.Хуанхэ в Северном Китае, в долине р. Янцзы в Сычуаньской котловине распространены посевы кукурузы, в районах с недостаточным увлажнением культивируют гаолян (вид сорго).
Животноводство тесно связано с земледелием (разведение крупного рабочего скота, свиноводство на отходах земледелия), роль самостоятельной отрасли оно играет в автономных районах Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурском (овцеводство, верблюдоводство), Тибетском (разведение яков) районах. Шелководство развито в нижнем течение Янцзы, дельте Сицзяна (тутовый шелкопряд), на Ляодунском и Шаньдунском полуостровах (дубовый шелкопряд).
Территориальная организация транспорта
Одним из важных элементов инфраструктуры является транспорт. Наиболее густой транспортной сетью отличаются приморские провинции. В северных и северо-восточных районах Китая преобладает железнодорожный транспорт, относительно хорошо развит автомобильный и трубопроводный. В Восточном Китае наряду с автомобильным и железнодорожным, значительна роль внутреннего водного транспорта.
Главное звено транспортной системы КНР – это железнодорожный транспорт; им перевозится около ½ грузов и до 60% пассажиров. Наиболее густой сетью железных дорог отличаются восточные районы страны, что соответствует характеру размещения хозяйства и населения.
Важнейшую роль в экономической жизни страны играет внутреннее судоходство в бассейнах рек Янцзы, Хуанхэ, Сунгари. Перевозки грузов по рекам, каналам и озерам внутри страны превышают грузооборот морских портов КНР и уступают лишь железнодорожным перевозкам. Среди внутренних водных путей выделяется Великий канал, проходящий по направлению главной хозяйственной оси страны, соединяя промышленные центры Северного Китая (Пекин, Тяньцзинь) с Шанхаем.
Морской транспорт осуществляет в основном перевозку экспортно-импортных грузов. Крупнейший порт страны, входящий в 10-ку самых крупных портов мира – Шанхай (грузооборот 115 млн.т).
Наиболее густая сеть автодорог, в том числе магистралей международного класса (общая протяженность 16 тыс. км), сложилась в Восточном Китае. Автомобильный транспорт осуществляет в основном перевозки на близкие расстояния (внутригородские, внутрирайонные рейсы). Трубопроводный транспорт включает более 360 нефте- и газопроводов общей протяженностью более 19 тыс.км. Длина же авиалиний превышает 300 тыс. км. Всего в стране насчитывается около 500 аэропортов.
В стране постоянно ведется работа над сеткой экономического районирования. Такой подход отражает главные территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии и служит основой для выработки региональной политики. Перед каждой из зон поставлены стратегические цели хозяйственного развития.
Восточная зона, выделяющаяся людским, экономическим, научно-техническим потенциалом, должна обеспечить развитие наукоемких отраслей промышленности и оставаться ведущей в привлечении иностранного капитала, производстве экспортной продукции. Центральная зона специализируется на производстве топлива, электроэнергии, химических продуктов, сырья, полуфабрикатов. В Западной зоне отдается предпочтение развитию сельского хозяйства, использованию богатых минерально-сырьевых ресурсов, транспортному освоению слабозаселенных территорий.
§2. Условия и факторы размещения хозяйства в Японии
Природные условия.
Япония занимает площадь около 380 тыс. км² и располагается более чем на 1000 островах в западной части Тихого океана. Крупнейшие из них – Большие Японские острова – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку соединены мостами и тоннелями. С севера Япония омывается Охотским морем, с востока и юго-востока – Тихим океаном, с запада – Японским и Восточно-Китайским морями. Океан и моря причудливо расчленяют береговую линию Японии, создавая сложную систему проливов, заливов и внутренних бассейнов. Изрезанность берегов способствует развитию портового хозяйства и судоходства. Моря и океан, омывающие берега страны, имеют большое значение для неё как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов.
Япония – горная страна: ¾ ее территории занимают средневысотные горы. Многие горные вершины представляют собой вулканические конусы. Низменности занимают незначительную часть поверхности Японии. Обилие осадков способствует развитию густой речной сети. Реки Японии, стекающие с гор, коротки, бурливы, порожисты, полноводны в течение года. Они непригодны для судоходства, но имеют большое значение для развития гидроэнергетического хозяйства. Речная вода используется для орошения, водоснабжения густонаселенных промышленных районов.
Несмотря на то, что природные ландшафты Японии испытали сильное воздействие человека, до сих пор леса занимают более 60% её территории. Природные условия в пределах небольшого по площади государства отличаются разнообразием, создавая относительно благоприятные естественные предпосылки для развития японской экономики. А вот собственные запасы полезных ископаемых не играют существенной роли в хозяйстве, так как Японские острова не богаты ими. К тому же большая часть полезных ископаемых сосредоточена в мелких месторождениях. К числу значительных относятся ресурсы самородной серы, каменного угля, пирита, разнообразных глин, известняков, мраморов и другого строительного сырья; разрабатываются месторождения нефти, железных, медных, урановых руд. Решение сырьевой проблемы в Японии отчасти может быть связано с освоением ресурсов океана.
Вблизи Японских островов находится одна из наиболее продуктивных зон Тихого Океана: здесь водится около 400 видов промысловых рыб. Добывая ежегодно около 12 млн. тонн рыбы, Япония уже с 50-х гг. занимает первое место в мире по размерам улова.
Население и трудовые ресурсы
В Японии проживает 127,2 млн. (2002 г.) человек и она входит в число самых многонаселенных стран мира. Трудовые ресурсы составляют около 67 млн. человек. Население отличается высокой экономической активностью. Основной сферой занятости ныне является сфера услуг, на нее приходится 70% ЭАН, в промышленности занято 25%, в сельском хозяйстве 5%. Трудовые ресурсы страны отличает высокий уровень образования, профессиональной подготовки и особое трудолюбие.
Около 80% населения страны – горожане. Ныне в стране 13 городов-миллионеров. Большие города стали ядрами агломераций. Вместе с расположенными между ними городами крупнейшие агломерации, слившись образовали единую урбанизированную систему - крупнейший в мире мегалополис Токайдо, протянувшийся от Токио до Осаки. Общая численность городского населения мегалополиса превышает 60 млн. человек.
Для территории Японии характерно неравномерное размещение хозяйства и населения. В её пределах можно выделить две части: «лицевую» («солнечную») и «тыльную» («теневую»). «Солнечную» часть образуют южное побережье Хонсю (от Токио до Симоносеки), а также северные побережья Сикоку и Кюсю. Эту территорию, занимающую около 1/3 площади Японии, принято называть Тихоокеанским промышленным поясом, играющим исключительную роль в хозяйстве Японии: здесь производится 4/5 валовой промышленной продукции и сконцентрировано 4/5 занятого в промышленности населения страны. По плотности размещения производственных мощностей Тихоокеанский пояс занимает 1 место в мире.
Информация о работе Анализ факторов размещения хозяйства на примере Китая и Японии