Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

ВСУ отказывает в удовлетворении заявления (ст.111-26), если обстоятельства, которые стали  основанием для пересмотра дела, не подтвердились. Отказ в удовлетворении заявления должен быть обоснованным.

Вынесенное  постановление ВСУ должно быть направлено участникам по делу не позднее 5 дней со дня окончания рассмотрения дела.

Судебные  решения ВСУ являются обязательными  для всех субъектов хозяйствования, субъектов властных полномочий и  судов.

 

 

 

 

Тема 17. Пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам (р.13 ст.112-114ХПКУ).

 

План:

 

1. Понятие  и значение пересмотра решений,  постановлений и определений хозяйственного суда, которые вступили в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, как стадии хозяйственного процесса. Основания пересмотра.(ст.112)

2. Порядок  и срок подачи заявления о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам в хозяйственный суд. Основания возвращения заявления.(ст.113)

3. Порядок  пересмотра судебных решений  по вновь открывшимся обстоятельствам. Оформление результатов пересмотра.(ст.113-1---114)

 

 

1. Понятие и значение пересмотра  решений, постановлений, определений хозяйственного суда, которые вступили в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, как стадии хозяйственного процесса. Основания пересмотра.(ст.112)

 

 

Вновь открывшимися обстоятельствами являются обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела и не были известны заявителю во время принятия решения хозяйственным судом. Существенное значение для дела имеют обстоятельства, связанные с материалами дела, влияют на оценку уже исследованных им доказательств и имеют, таким образом, значение для объективного рассмотрения спора.

Под такими обстоятельствами понимают факты, а не новые доказательства. В частности, ими могут быть (ст.112ХПКУ):

  1. существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны лицу-заявителю на момент рассмотрения дела;
  2. установленные приговором суда, вступившего в законную силу, заведомо неправильный вывод експерта, заведомо неправильный перевод, фиктивность документов или вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного решения;
  3. установление приговором суда, вступившим в законную силу, вины судьи в совершении нарушения, в следствие которого было вынесено незаконное или необоснованное решение;
  4. отмена судебного решения, которое стало основаним для вынесения решения, постановления или определения, которые подлежат пересмотру;
  5. установлена Конституционным Судом Украины неконституционность закона, др.. правового акта или их отдельного положення, которое применено судом при рассмотрении дела, если решение суда еще не исполнено.   

Вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от новых обстоятельств, которые возникли после решения дела, которые не существовали во время рассмотрения дела, а также обстоятельства, которые видоизменились после принятого решения хозяйственного суда, их выявление не может быть основанием для пересмотра решения хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следовательно, пересмотр решения по рассматриваемым  обстоятельствам, осуществляется на специальных  основаниях, которыми являются вновь открывшиеся обстоятельства. В статье 113 этого Кодекса предусмотрен и особенный процессуальный порядок относительно пересмотра решений хозяйственного суда по этим обстоятельствам.

 

2. Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам в хозяйственный суд. Основания возвращения заявления.(ст.113)

 

ХПК устанавливает круг лиц, по заявлению которых могут пересматриваться судебные решения по вновь открывшимся обстоятельствам. К ним относятся стороны, прокурор и третьи лица.

Заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть поданы в хозяйственный суд на протяжении одного месяца со дня установления таких обстоятельств.  Срок исчисляется:

  1. в случаях, установленных п.1 ч.2 ст.112---со дня установления обстоятельств, имеющих значение для дела;
  2. в случаях, установленных п.2,3,ч.2 ст.112---с дня, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу;
  3. в случаях, установленных п.4 ч.2 ст.112---с дня вступления в законную силу решения, которое отменило судебное решение, ставшее основанием для вынесения решения или определения, не подлежащих пересмотру;
  4. в случаях, установленных п.5 ч.2 ст.112---с дня вынесения Конституционным судом соответствующего решения.

   Доказательствами, которые подтверждают выполнение отмеченных действий заявителя, могут быть почтовая квитанция, расписка должностного лица о получении копии заявления с приложениями и тому подобное.

В данной статье предусмотрены последствия пропуска процессуального срока, установленного для представления заявления о пересмотре решения хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам:  заявление возвращаетсяся заявителю, если не подано ходатайство о возобновлении пропущенного срока или в таком ходатайстве отклонено; также при отсутствии доказательств уплаты госпошлины в порядке и размере, установленных законодательством; не предоставлены доказательства направления копии заявления вместе с приложением др. сторонам. О возврате выносится определение, которое может быть обжаловано.

 

 

 

3.  Порядок пересмотра судебных  решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Оформление результатов пересмотра.(ст113-1---114)

 

 

О принятии заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственный суд выносит определение, в котором сообщается о времени и месте рассмотрения заявления.

Определение направляется соответственно сторонам по делу и прокурору, который принимал участие в деле.

 Пересмотр  решения, определения хозяйственного суда первой инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем хозяйственным судом, который их принял. Что касается постановлений и определений судей апелляционной и кассационной инстанций, которыми изменено или упразднено судебное решение суда первой инстанции, то их пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам отнесен к компетенции этих инстанций. То есть местный хозяйственный суд, решение которого упразднено, не имеет права пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам постановление апелляционной или кассационной инстанции, так и свое решение, которое отменено. В этом случае только апелляционная или кассационная инстанция имеет право пересматривать принятое ею постановление по вновь открывшимся обстоятельствам.

Поскольку пересмотр  решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем же хозяйственным судом, который их принял, то по результатами пересмотра он принимает:

решение - при  изменении или отмене решения;

постановление - при изменении или отмене постановления;

определение - при изменении или отмене определения или оставлении решения, постановления, определения без изменений.

Если стороны  или прокурор не согласны с результатами пересмотра решения, постановления или определения по вновь открывшимся обстоятельствам, они не лишены права обратиться с заявлением об их пересмотре на общих основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 18. Исполнение решений, постановлений,  определений

  хозяйственного суда (р.14 ст.115-122ХПКУ).

 

План:

 

1. Общая характеристика института исполнения судебных решений. Исполнительные органы.(ст.115)

2. Исполнительные  документы. Приказ хозяйственного суда, порядок его оформления и исполнения. Дубликат приказа.(ст.116-120)

3. Отсрочка  и рассрочка исполнения. Изменение способа и порядка исполнения решения, постановления, определения хозяйственного суда.(ст.121-121-1)

4. Поворот  исполнения решения, постановления, определения хозяйственного суда.(ст.122)

5. Обжалование действий или бездействий органов Государственной исполнительной службы.(ст.121-2)

 

 

 

    1. Общая характеристика института исполнения судебных решений. Исполнительные органы.(ст.115)

 

Решение, определение, постановление  хозсуда, вступившие в законную силу, являются обязательными на всей территории Украины и исполняются в порядке, установленном ХПКУ и З\на «Об исполнительном производстве» от 21.04.99г. Если судебный акт добровольно не исполняется, то открывается исполнительное производство---совокупность процессуальных действий специальных органов государства, направленных на принудительное исполнение решений суда.

Являясь одной из стадий хозпроцесса, исполнение судебных решений совершается в процессуальной форме. Можно выделить следующие процессуальные действия, составляющие в совокупности исполнительное производство:

-выдача приказа хозсуда;

-предъявление приказа к исполнению;

-добровольное исполнение судебного  акта;

-выдача дубликата приказа;

-совершение различных исполнительных  действий;

-отсрочка или рассрочка исполнения  решения;

-изменение способа и порядка  исполнения решения;

-приостановление исполнения судебного  решения;

-обжалование действий или бездействий  органов исполнения;

-поворот исполнения решения  и т.д.

Построение исполнительного производства определяется общими принципами ХПП: законности, независимости судей, равенства  перед законом и судом, система  гарантий.

Ст.10 З\на «Об исполнительном производстве» определяет участников исполнительного производства (госисполнитель, стороны, представители сторон, эксперт, переводчик, др..специалисты. Делятся участники на 4 группы:

  1. Органы принудительного исполнения в лице госисполнителей;
  2. хозсуд---организационные вопросы: выдача приказа, участие до окончания стадии исполнительного производства;
  3. лица, участвующие в исполнительном производстве: взыскатель, должник, их представители.

Взыскатель – лицо, в пользу которого вынесено решение и должны быть совершены определенные действия, т.е. в интересах которого ведется исполнительное производство.

Должник – лицо, чья обязанность совершить определенные действия подтверждены судебным решением, т.е. лицо, против которого осуществляется исполнение. В случае выбытия сторон осуществляется замена правопреемником. Стороны в стадии исполнения решения обладают процессуальными правами и несут процессуальные обязанности.

  1. Лица, содействующие совершению исполнительных действий: эксперты, специалисты, переводчики, работники органов внутренних дел.

В отношении госисполнителя может быть самоотвод или заявлен отвод. Отказ об отводе госисполнителя может быть обжалован в 10-дневный срок со дня принятия заявления. Ст.29 З\на определяет права и обязанности участников исполнительного производства.  

   

 

    1. Исполнительные документы. Приказ хозяйственного суда, порядок его оформления и исполнения. Дубликат приказа.(116-120)

Исполнение решения хозсуда производится на основании выданного ним приказа, который является исполнительным документом. Приказ выдается взыскателю или направляется ему после вступления судебного решения в законную силу. Приказы о взыскании госпошлины направляются в местные органы госналоговой службы.

  Приказы выдаются взыскателю  или направляются ему рекомендательным  или ценным письмом.

В делах со встречными исковыми требованиями приказы выдаются отдельно по каждому  иску.

Требования к оформлению(ст.117ХПКУ):

  1. Приказ должен соответствовать требованиям исполнительного документа, установленным Законом об исполнительном производстве.
  2. Хозсуд, который выдал приказ, может по заявлению взыскателя или должника исправить ошибку, допущенную при его оформлении или выдаче, или признать приказ таким, который не подлежит исполнению и взыскать в пользу должника, безосновательно полученное взыскателем.
  3. Хозсуд рассматривает заявление в 10-дневный срок в судебном заседании и выносит определение. До рассмотрения заявления хозсуд имеет право своим определением приостановить взыскание по приказу, а также истребовать приказ.
  4. Хозсуд определением вносит исправления в приказ или признать приказ таким, который не подлежит исполнению.
  5. Определение хозсуда по результатам рассмотрения заявления по исполнению направляется сторонам в 5-дневный срок со дня его вынесения.

Выданный  взыскателю приказ может быть предъявлен к исполнению не позже 3 лет с дня принятия решения, постановления, определения или окончания срока, установленного в случае отсрочки исполнения или после вынесения определения о возобновлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению. В этот срок не засчитывается время, на которое исполнение решения было приостановлено.

В случае пропуска по уважительным причинам, срок может  быть восстановлен.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право