Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

- выполнено  или должно быть выполнено  полностью или частично обязательство  из договора, который является  предметом спора;

- цель, место,  действие или другое обстоятельство, которое стало основанием для  требования о возмещении вреда;

имеет постоянное место проживания истец по иску о защите деловой репутации;

ответчик  осуществляет торговую, промышленную и другую хозяйственную деятельность;

находится контрагент-поставщик  или тот, который предоставляет  услуги (выполняет работу), и если этот спор касается заключения, изменения, расторжения договора.

ХПК закрепляет широко известный в международном праве и международном частном праве принцип судебного иммунитета иностранного государства. Базу этого принципа составляют такие категории, как суверенитет и суверенное равенство государств, которые не позволяют одному из них подчинять судебной власти другое без его добровольного согласия. Согласие на такое подчинение должно быть выражено положительно тем компетентным органом иностранного государства, которому соответствующие полномочия предоставлены внутренним законодательством. Обычно это правительства или соответствующие министерства. В целом сегодня доктрине и практике разных правовых систем известны три теории понимания иммунитета государства:

теория абсолютного  иммунитета;

теория функционального иммунитета;

теория ограниченного  иммунитета. В соответствии с теорией  абсолютного иммунитета государства, иммунитет означает право государства  пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его видами, он распространяется на любую деятельность государства и на любую ее собственность. Именно на принципе абсолютного иммунитета построено положение статьи 125 ХПК. Теория функционального иммунитета построена на разграничении функций государства на два вида: публично- правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе в частноправовой сфере. Если же государство занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не наделяется. Доктрина ограниченного иммунитета не использует общего критерия деления функций государства, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут, в частности, быть сформулированы государствами на двусторонней или многосторонней основе.

Различаются несколько видов иммунитета: судебный, от предыдущего обеспечения иска, от принудительного выполнения решения  и иммунитет собственности государства. Судебный иммунитет заключается в неподсудности государства без ее согласия судам другого государства.

Перечень  процессуальных действий, которые совершаются  лишь при получении отмеченного  согласия, имеет исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит. Первая из таких действий - представления иска к иностранному государству. Правовые системы разных стран неодинаково решают вопрос о том, когда суд должен быть осведомленный о позиции компетентного органа ответчика, а именно: к или и в момент подачи заявления или после официального возникновения процесса по делу. ХПК Украины не дает прямого ответа на этот вопрос.

Доказательствами  согласия могут быть контракт, в  котором есть специальный пункт  о порядке рассмотрения вероятных споров (по типу арбитражного предупреждения), отдельный документ ли, полученный в ходе предыдущих претензий, переговоров, попыток мирного урегулирования конфликта.

Согласие иностранного государства на его привлечение к участию в процессе третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, на арест государственного имущества, которое находится на территории Украины, в порядке обеспечения иска или исполнения решения, может быть вытребована и получена уже после начала производства по делу. Если согласие не поступило, отмеченные действия не совершаются.

Необходимо  обратить внимание на такие важные моменты:

— согласие компетентного органа иностранной страны должно быть получено относительно каждого процессуального действия, отмеченного в статье 125 ХПК;

— режим иммунитета распространяется и на то имущество, которое законно передано во владение или управление украинской организации (например, в аренду);

— статья 125 ХПК применяется к встречным искам, когда основной иск подан государством.

Рядом с иностранными государствами судебный иммунитет в том или ином объеме распространяется на определенные международные организации, что нашло отображение в ч. 2 статьи 125 ХПК. Статусы таких субъектов неодинаковы, а потому эта норма носит отсылочный характер.

 

 

4. Правовые основы сотрудничества  и взаимопомощи хозяйственных  (арбитражных) судов.(ст.127-129)

 

Положения ХПК в очередной раз подтверждают постоянный характер принципов украинской правовой системы, которая издавна предоставляла иностранным лицам национальный режим в отраслях отношений экономического (предпринимательского) характера и защиты нарушенных интересов физических лиц). Значит, что указанные лица, наделенные процессуальными правами и обязанностями наравне с предприятиями и организациями Украины.

Аналогичную позицию государство занимает при  заключении разного рода международных  договоров, соглашений или конвенций. Типичный пример - Соглашение о порядке  разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Киевское Соглашение), подписанное правительствами государств-участников СНГ в Киеве 20 марта 1992 года. Соглашение вступило 8 апреля 1993 года и ратифицированно парламентами Украины, Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Армения, Республики Туркменистан. Положения Соглашения распространяются на хозяйствующих субъектов, под которыми понимаются предприятия, свои объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, которые имеют статус предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств — участниц СНГ. Соглашение предусматривает, что хозяйствующие субъекты каждого государства, которые ратифицировали Соглашение 1992 года, имеют на территории другого государства-участницы право беспрепятственно обращаться в компетентные суды общей юрисдикции, арбитражные, третейские суды, могут выступать в них как истцы, ответчики другие участники процесса, заявлять ходатайства, предъявлять иски и осуществлять другие процессуальные действия (статья 3).

Подобные  положения содержит Конвенция о  правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных  делах, которая была подписана в  Минске 23 января 1993 года дальше (дальше Минская Конвенция) и Протокол к  Конвенции о правовой помощи и  правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах І997року.

Следует считаться  со следующими важными положениями, предусмотренными Минской конвенцией:

а) граждане каждой из Договорных Сторон, а также  лица, которые проживают на ее территории, пользуются на территориях всех других Договорных Сторон относительно своих  личных и имущественных прав такой  же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договорной Стороны. Граждане каждой из Договорных Сторон, а также другие лица, которые проживают на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и другие учреждения других Договорных Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (дальше — учреждения юстиции). Могут выступать в них, подавать ходатайство, предъявлять иски и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договорной Стороны.

б) положения  Конвенции применяются также  к юридическим лицам, созданным  в соответствии с законодательством  Договорным Сторонам

в) граждане и юридические лица каждой из Договорных Сторон освобождаются от уплаты и  возмещения судебной пошлины и расходов на тех же условиях, что и собственные  граждане и юридические лица. Эти  льготы распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по данному  делу, включая выполнение решения;

г) дееспособность физического лица определяется законодательством  Договорной Стороны, гражданином которой  является это лицо. Правоспособность юридического лица определяется законодательством  государства, за законами которого она  была основана.

Таким образом, можно констатировать, что благодаря  Киевскому Соглашению и Минской  Конвенции в пределах СНГ создан единственный механизм из решения споров, связанных с хозяйственной деятельностью.

Положения, которые  закрепляют принцип национального  режима относительно пользования гражданскими процессуальными правами предусмотренные  также двусторонними договорами Украины о правовой помощи. В частности, такие договору подписанные с  Китаем в 1992 г., Польшей в 1993 г., Литвой в 1993 г., Молдовой в 1993 г., Узбекистаном, в 1998 г. и другими странами.

Распространение на иностранные предприятия, организации  национального режима означает, что  они могут выступать не только в роли истцов и ответчиков, но также  быть третьими лицами, принимать участие  в делах о банкротстве, вести  дела через представителей.

 

5. Решение иностранных судов, их признание и исполнение.

 

Как уже отмечалось, различают несколько видов иммунитета, среди которых, - иммунитет от принудительного исполнения решения суда государства. То есть, для исполнения решения иностранного суда государство, во-первых, должно признать такое решение, а затем предоставить согласие на его выполнение. Признание и исполнение решений иностранных судов входит в перечень процессуальных действий, которые совершаются лишь при получении отмеченного согласия, которое имеет исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

Такое согласие может быть заявлено в международном  договоре, например, о предоставлении правовой помощи, который будет действовать  для стран-участниц. Перечень договоров, участницей которых является Украина, подан выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 20. Судопроизводство в делах о банкротстве.

 

План:

 

1. Понятие  и признаки банкротства. Подведомственность  и подсудность дел о банкротстве.

2. Субъекты  банкротства.

3. Стороны  и другие участники процедуры  банкротства.

4. Основания  и порядок возбуждения производства по делам о банкротстве.

5. Меры по обеспечению требований кредиторов.

6. Судебные  процедуры банкротства, которые  применяются к должнику:

1) распоряжением  имуществом должника;

2) санация  (возобновление платежеспособности) должника;

3) ликвидационная  процедура;

4) мировое  соглашение;

7. Основания  и порядок прекращения производства по делам о банкротстве.

8. Особенности  процедуры банкротства отдельных  субъектов предпринимательства.

9. Полномочия  государственного органа по вопросам  банкротства.

 

 

 

1. Понятие и признаки банкротства.  Подведомственность и подсудность  дел о банкротстве.

 

Закон Украины „О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом” предусматривает, что:

- неплатежеспособность - несостоятельность субъекта предпринимательской  деятельности выполнить после  наступления установленного срока  их  уплаты денежные обязательства  перед кредиторами, в том числе  по заработной плате, а также  выполнить обязательство относительно  уплаты налогов и сборов (обязательных   платежей)   не   иначе   как  после восстановления платежеспособности;

- должник  - субъект  предпринимательской   деятельности,  несостоятельный  выполнить свои денежные обязательства  перед кредиторами, в том числе  обязательство  относительно  уплаты   налогов   и   сборов   (обязательных платежей),  на протяжении  трех  месяцев  после наступления  установленного срока их уплаты;

- банкротство  -  признана  хозяйственным   судом  несостоятельность должника  восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования  кредиторов  не   иначе,   как   через   применение ликвидационной процедуры;

Современное законодательство о неплатежеспособности содержит 5 признаков банкротства  должника, а именно:

1) характер  денежных обязательств;

2) балансовый размер денежных требований;

3) спорность  требований;

4) срок неуплаты;

5) наличие исполнительного производства.

Относительно  подсудности и подведомственности дел о банкротстве, то Раздел II Производство по делам о банкротстве, ст. 6.  Подведомственность,  подсудность,  право и   основание возбуждения дела о банкротстве, предусматривает, что дела  о банкротстве подведомственны хозяйственным судам и рассматриваются ими по местонахождению должника. Право на  обращение в хозяйственный суд, с заявлением о возбуждении дела о банкротстве имеют должник, кредитор. Дело  о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если  бесспорные  требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены  должником на протяжении  трех  месяцев после установленного  для их погашения срока,  если другое не предусмотрено данным Законом.

 

 

2. Субъекты банкротства.

Закон Украины о банкротстве предусматривает, что субъект банкротства    (дальше    -    банкрот)    -   должник, неспособность   которого   исполнить   свои   денежные    обязательства, установлена хозяйственным судом. Субъектами банкротства не могут быть отдельные структурные подразделения юридического  лица  (филиалы, представительства, отделения и тому подобное);

Банкрот - это  должник, неспособность которого выполнить  свои денежные обязательства, установлена хозяйственным судом. Субъект предпринимательской деятельности становится должником после возбуждения дела о банкротстве или  признание его банкротом и открытие ликвидационной процедуры. Должником (банкротом) могут быть субъекты предпринимательской деятельности - юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве таких. Исключения составляют - казенные предприятия, конкретные предприятия коммунальной собственности, на которые распространяется запрет на банкротство в соответствии с решением совета органа местного самоуправления. В то же время, к должникам приравнены другие некоммерческие организации: потребительское общество, благотворительный или другой фонд (п.4 ст.5 Закона). Что касается общественных и религиозных организаций, учреждений, то они не подпадают под действие Закона.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право