Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 19. Производство по делам при участии иностранных предприятий и организаций.(р.15 ст.123-129 ХПКУ)

 

План:

 

1. Процессуальные права и обязанности  иностранных предприятий и организаций.(ст.123)

2. Подведомственность и подсудность  дел при участии иностранных  предприятий и организаций (ст.124)

3. Компетенция хозяйственных судов  при рассмотрении дел при участии  иностранных предприятий и организаций.  Судебный иммунитет.(125-126)

4. Правовые основы сотрудничества  и взаимопомощи хозяйственных  (арбитражных) судов.

5. Решение иностранных судов, их  признания и выполнения.(ст.127-129)

 

1. Процессуальные права и обязанности  иностранных предприятий и организаций.(ст.123)

 

Иностранные предприятия и организации имеют  право обращаться в хозяйственные  суды согласно с установленной подведомственностью  и подсудностью хозяйственных споров за защитой своих нарушенных или  оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.

Иностранные предприятия и организации имеют  процессуальные права и обязанности  наравне с предприятиями и  организациями Украины.

Законодательством Украины могут быть установлены  соответствующие ограничения относительно предприятий и организаций тех  государств, законодательством которых  ограничиваются процессуальные права  предприятий или организаций  Украины.

Согласно  положениям ХПК под понятиями «предприятия и организации» понимаются предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности. Следовательно, применяя правила статьи 123 ХПК, необходимо обратить внимание на то, что за защитой своих нарушенных прав в хозяйственные суды могут обращаться следующие субъекты:

а) иностранные организации, как коммерческие, так некоммерческие, которые имеют статус юридического лица;

б) международные организации, например, МВФ, ЮНЕСКО, МБРР, ФИФА и другие международные корпоративные образования при условии, что они наделены статусом юридического лица;

в) иностранные граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства:

— граждане любого иностранного государства (например, Франции);

— граждане двух и более иностранных государств (при наличии двойного гражданства);

г) иностранные  государства, учитывая особенности, свойственные этим специфическим участникам;

д) другие субъекты, если это выплывает из международных договоров Украины.

Как свидетельствует  практика, для участия в процессе иностранные предприятия и организации  должны предоставить документы, которые  удостоверяют наличие статуса юридического лица и соответствующей правосубъектности согласно с их национальным законом. Такими документами могут быть удостоверенные должным образом выписки из торговых, судебных, банковских реестров страны происхождения субъекта или другие эквивалентные доказательства юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны, регистрации с переводом на украинский язык. Следует учитывать и то, что в 10.01.2002 году Украина присоединилась к Конвенции, которая отменяет требование о легализации иностранных официальных документов.

 

 

2. Подведомственность и подсудность  дел при участии иностранных  предприятий и организаций.(ст.124)

 

Нормы национального  процессуального законодательства указывают виды подсудности. Как правило, это предметная (родовая) и территориальная подсудность. Первая обосновывается на предмете спора и имеет публичный характер. Территориальная подсудность предусматривает деление споров на основании географического расположения судов. Нормативные акты многих стран также устанавливают договорную и исключительную подсудность. Но отмечены виды деления компетенции, предусмотренные для споров, которые возникают в национальной системе. В свою очередь международная подсудность разделяется на общую и специальную. Общая подсудность заключается в том, что национальные суды компетентны рассматривать спор, усложненный иностранным элементом, а специальная подсудность отождествляется с национальной территориальной юрисдикцией и означает установление суда, который владеет территориальной юрисдикцией относительно определенного спора.

Современной мировой системе известны несколько  способов определения международной  подсудности: 1) по признаку гражданства  физического лица или «национальности» юридического лица — стороны в деле; 2) по признаку места проживания или местонахождения ответчика, то есть распространение принципов внутреннего законодательства на дела с иностранным элементом; 3) по признаку личного участия ответчика или наличия должного ему имущества на территории данной страны; 4) по месту нахождения спорной вещи; 5) при наличии другой связи спорного дела с территорией данного государства, в частности места причинения вреда.

В связи с  наличием в законодательстве норм о  разных видах и способах подсудности  может возникнуть проблема параллельной юрисдикции. Содержание этой проблемы заключается в том, что производство по делу в споре между теми же сторонами, о том же предмете, из тех же оснований может быть возбуждено в судах нескольких иностранных государств или международном коммерческом арбитраже. Учитывая это, возникает проблема возможности принятия искового заявления, возбуждения производства по делу, рассмотрению спора, вынесения решения, если в суде иностранного государства, международном коммерческом арбитраже возбуждено производство или вынесено решение по спору между теми сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

  Статье 124 ХПК формулирует стандартное для многих правовых систем правило определения так называемой общей территориальной подсудности, в соответствии с которой хозяйственные суды рассматривают дела при участии иностранных предприятий и организаций, если местонахождение ответчика находится на территории Украины.

Следует особенно отметить и то, что согласно с частью 2 статьи 124 положения этой статьи приобретают необходимую конкретизацию лишь при ее толковании в тесной связи со статьями 12— 17 ХПК. Эти статьи устанавливают деление между хозяйственными судами дел независимо от наличия или отсутствия в них иностранного элемента.

Местом нахождения юридического лица признается местонахождение  его постоянно действующего органа. Под постоянно действующим органом  понимается орган юридического лица (правление, дирекция и т. п.). Сведения о местонахождении юридического лица субъекта предпринимательской  деятельности отмечаются в свидетельстве  о государственной регистрации.

Процессуальная  конструкция исключительной подсудности  как разновидности территориальной  состоит из норм, которые определяют категории дел, которые должны рассматривать точно определенные хозяйственные суды. Следовательно, к иностранным лицам применяются те же ограничительные процессуальные правила относительно мест рассмотрения дел, какие являются обязательными для украинских предприятий и организаций (ч. 2 статьи 124). Здесь необходимо назвать дела:

а) в спорах, которые возникают из договора перевозки, в которых одним из ответчиков есть орган транспорта;

б) дела в  спорах о праве собственности  на имущество или об истребовании имущества из чужого незаконного  владения;

 в) дела  в спорах, в которых ответчиком  является высший или центральный  орган исполнительной власти (статья 16 ХПК).

В законодательстве многих стран предусмотрен отдельный  вид подсудности - договорная подсудность, которая позволяет предприятиям, организациям, гражданам заключать  с их иностранными контрагентами  соглашения. Эти соглашения являют собой взаимное согласие сторон передать спор, подсудный, согласно с нормами национального права, органам юстиции другой страны или точно определенному национальному суду или на рассмотрение добровольно избранного хозяйственного суда. Такое соглашение оформляется самостоятельным документом, но чаще всего оно включается отдельным пунктом во внешнеэкономическое соглашение.

Хозяйственное процессуальное законодательство Украины  не предусматривает договорной подсудности. По содержанию статье 123 ХПК для иностранных субъектов хозяйственной деятельности предусмотрен национальный режим процедуры решения хозяйственных споров. Следовательно, поскольку в ХПК отсутствует институт договорной подсудности, заинтересованная сторона может обратиться в арбитражный суд лишь в соответствии с требованиями статей 13—16 ХПК относительно подсудности дел.

Отсюда выплывает, что хозяйственные суды не вправе принимать к своему производству дела по искам к ответчикам, местонахождение которых за пределами Украины, кроме случаев, когда действующим законодательством, в том числе международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины или предусмотрено другое.

В соответствии со статьей 12 ХПК подведомственный хозяйственному суду спор может быть передан на разрешение третейского суда (арбитража), в том числе международного коммерческого арбитража, кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд.

Учитывая  упомянутое выше, хозяйственный суд, к которому подан иск по вопросу, который является предметом арбитражного соглашения, должен прекратить производство по делу, если есть возражение одной из сторон относительно решения спора в хозяйственном суде и им не будет признано, что арбитражное соглашение есть недействительным или не может быть выполнена.

Подсудность арбитражным судам дел в спорах при участии нерезидентов в таких  случаях определяется по общим правилам согласно с разделом III ХПК.

Широкая возможность  обращения к украинским хозяйственным  судам с требованиями к иностранным  ответчикам существует, если в Украине  функционируют их филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, причем независимо от объемов и содержания предоставленных им основателями полномочий. Аналогичной является ситуация, если иностранное предприятие или организация имеет на территории Украины недвижимое имущество, относительно которого возник спор.

При этом филиал иностранного лица, то есть обособленное подразделение юридического лица, который расположен вне места его пребывания, осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительство иностранного лица представляет обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, который представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту.

Представительства иностранных юридических лиц  в Украине подлежат государственной  регистрации.

 

 

3. Компетенция хозяйственных судов при рассмотрении дел при участии иностранных предприятий и организаций. Судебный иммунитет.(ст.125-126)

 

Понятие «компетенция хозяйственных судов», которое используется в названии статьи 125 ХПК, означает то же, что хозяйственное процессуальное законодательство, призванное регулировать процессуальные отношения без иностранного элемента, понимает под понятием «подсудность». В международном гражданском процессе категория «подсудность» применяется для определения деления компетенции между судами существующей в государстве системы рассмотрения гражданских и хозяйственных дел, а также компетенции судов относительно решения дел с иностранным элементом, то есть международной подсудности. Следует считаться с неоднозначностью понятия «международная подсудность», его содержание зависит от контекста и может в конкретных случаях быть тождественном таким категориям, как «подсудность» и «подведомственность», а потому в международных договорах, национальном законодательстве разных стран, доктрине международного частного права находит широкое применение понятия «компетенции» или «юрисдикции».

Международные договоры (соглашения, конвенции) Украины, которые касаются проблемы подведомственности и подсудности споров при участии  иностранных предприятий и организаций, вносят определенные коррективы в национальное законодательство. Фактически речь идет о некоторых дополнительных правилах и критериях компетенции органов  правосудия, которые установлены  в международных соглашениях  Украины. Больших противоречий между  такого содержания процессуальными  нормами актов этих двух уровней  регуляции в данное время не наблюдается, а потому на практике не так уж часто необходимо прибегать к критерию о приоритете международных документов (ч. Из статьи 4 ХПК). К тому же отдельные разногласия текстов можно устранить приемами толкования.

Так, по спорам из договорных и других гражданско-правовых отношений компетентным является суд государства, на территории которого:

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право