Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

Ст.120 ХПКУ предусматривает выдачу дубликата приказа в случае его  утери в сроки до окончания  срока исполнения (3 лет). О выдаче дубликата выносится определение.

 

 

  3. Отсрочка и рассрочка исполнения. Изменение способа и порядка исполнения решения, постановления, определения хозяйственного суда.(ст.121-121-1)

 

Отсрочка  или рассрочка исполнения решения означает изменение сроков исполнения решения, которое существенно задевает интересы взыскателя, отдаляя реальное исполнение. Отсрочка - это отложение исполнения решения на более поздний срок, чем это определено решением суда.

Рассрочка —  это исполнение решения по частям в указанные хозяйственным судом сроки. ХПК (ст..121) четко определяет перечень лиц, которые могут обратиться с соответствующим заявлением в суд, порядок и сроки его рассмотрения, порядок обжалования решений суда и другие вопросы.

Отсрочку, рассрочку  или изменение способа и порядка исполнения решения, постановления, определения хозяйственный суд по собственной инициативе или по заявлению лиц, отмеченных в комментируемой статье, должен предоставлять лишь в тех случаях, когда есть достаточно доказательств того, что у сторон по уважительным причинам нет возможности исполнить решение в установленный срок или определенным способом.

Хозяйственный суд должен учитывать возможные  негативные последствия для должника при исполнении решения в установленный срок или предварительно установленным способом, но прежде всего должен учитывать такие же последствия и для взыскателя при задержке исполнения решения и не допускать их наступления.

Изменение способа и порядка исполнения решения, постановления, определения может иметь место, например, в случаях, когда должник не выполняет определенных действий, указанных в решении суда, или когда у должника отсутствует имущество, которое он должен отдать взыскателю. В первом случае суд может предоставить право взыскателю выполнить за счет должника эти действия со следующим возвращением потерь, а во втором - взыскать стоимость имущества. Государственные исполнители и другие должностные лица не могут предоставить отсрочку или рассрочку исполнения решения или изменить порядок и способ исполнения решения, постановления, определения хозяйственного суда. Это право предоставляется лишь хозяйственному суду.

Определение о предоставлении отсрочки или рассрочки, изменении способа и порядка исполнения решения, постановления, определения направляется хозяйственным судом не только сторонам, но по их просьбе (по другим причинам) учреждению банка или государственному исполнителю.

Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения или постановления апелляционной или кассационной инстанции при наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой статьи 121 ХПК, решает сама апелляционная или кассационная инстанция, если эти обстоятельства стали ей известны к вынесению решения или постановления по результатам пересмотра решения хозяйственного суда первой инстанции. В этих случаях предписание об отсрочке или рассрочке, изменении способа и порядка исполнения решения или постановления должно содержаться в резолютивной части отмеченного решения или постановления.

В других случаях, то есть когда соответствующее заявление  подано стороной, государственным исполнителем после вынесения решения или постановления апелляционной или кассационной инстанцией, вопрос об отсрочке или рассрочке, изменении способа и порядка исполнения этого решения или постановления решает хозяйственный суд первой инстанции.

Определение об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменение способа и порядка исполнения решения, постановления, определения  подлежит исполнению согласно  требований пункта 6 части первой статьи 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве», поэтому соответствующий приказ при этом не выдается.

При отсрочке или рассрочке исполнения, хозсуд на общих основаниях может применить способы обеспечения иска.

В процессе исполнения судебного решения может заключаться  мировое соглашение, которое подается на утверждение хозсуда, принявшего соответствующее решение. Об утверждении мирового соглашения суд выносит определение.

Общие условия приостановления исполнения судебного решения предусмотрены главой 4 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

Для приостановления исполнительного производства государственный исполнитель выносит мотивированное постановление о приостановлении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным в статьях 34 и 35 Закона Украины «Об исполнительном производстве», которое утверждается начальником соответствующего отдела Государственной исполнительной службы. Копия постановления направляется в 3-дневный срок сторонам и суду или другому органу (должностному лицу), которые выдали исполнительный документ.

Постановление о приостановлении исполнительного  производства может быть обжаловано в суд в 10-дневной срок. Сроки приостановления исполнительного производства могут быть сокращены судом. На протяжении срока, на который исполнительное производство приостановлено, исполнительные действия не осуществляются.

После устранения обстоятельств, которые стали основанием для приостановления исполнительного производства, государственный исполнитель обязан возобновить исполнительное производство по собственной инициативе или заявлению взыскателя.

Согласно  требованиям ХПК полномочия на прекращение исполнения судебного решения имеет исключительно суд кассационной инстанции к окончанию его пересмотра в порядке кассации. Поэтому суд апелляционной инстанции при любых обстоятельствах не имеет права остановить исполнение судебного решения суда первой инстанции.

Постановления о приостановлении и возобновлении исполнения судебного решения обжалованию не подлежат.

 

 

    1. Поворот выполнения решения, постановления, определения хозяйственного суда.(ст.122)

 

Поворот исполнения – это восстановление через хозсуд прав должника, нарушенных исполнителем вследствие отмененного судебного решения. Основанием являются отмененные полностью или в части решения судов. Должнику возвращается все то, что с него взыскано в пользу взыскателя.

ХПК регулирует основания и порядок возвращения имущества, денежных сумм и других предметов, полученных взыскателем при отмене или изменении решения, согласно с которым они были переданы взыскателю.

Решению о возвращении имущества и других предметов предшествует пересмотр судебного решения в апелляционном или кассационном порядке или пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Возвращение имущества и других предметов, как следствие пересмотра дела, могут иметь место в случае вынесения нового решения о полном или частичном отказе в удовлетворении иска, или прекращение производства по делу, или оставление иска без рассмотрения.

Хозяйственный суд на основании решения о повороте исполнения отмененного (измененного) решения издает приказ. Приказ издается после предоставления должником соответствующего заявления, к которому прилагается справка, подписанная руководителем или заместителем руководителя и главным (старшим) бухгалтером о том, что суммы, взысканные по раннее принятым решениям, списаны учреждением банка или имущество изъято государственным исполнителем.

Приказ о  повороте исполнения исполняется в общем порядке, установленном для исполнения приказов хозяйственного суда.

Если отмененные или измененные решения не были исполнены, у хозяйственного суда нет оснований к изданию поворотного приказа. На практике нередко возможное и частичное исполнение судебного решения.

В первом случае хозяйственный суд выносит решение  о полном, а во втором - о частичном  прекращении взыскания за измененным или отмененным в соответствующей части решением.

В части 2 статьи 122 ХПК указывается о повороте исполнения решения, постановления в случае взыскания денежных сумм, имущества или его стоимости, но возможен также поворот исполнения и других решений, например, об обязательстве ответчика выполнить определенные действия (освободить помещение и тому подобное).

 

 

5. Обжалование действий или бездействий органов Государственной исполнительной службы (ст.121-2).

 

Государственный исполнитель обязан добросовестно  исполнять служебные обязанности, не допускать в своей деятельности нарушения прав граждан и юридических  лиц, гарантированных Конституцией Украины (статье 41, 42, 55, 56, 64, 68) и Законом  Украины «О Государственной исполнительной службе» (статье 7). В случае нарушения  упомянутой нормы закона взыскатель или должник может обжаловать действия или бездействия государственного исполнителя или других должностных лиц Государственной исполнительной службы. Такое право закреплено статьей 85 Закона Украины «О Государственной исполнительной службе».

По содержанию статьи І21-2 ХПК жалобы на действия или бездействия органов Государственной исполнительной службы относительно исполнения решений, постановлений, определений хозяйственных судов любого уровня могут быть поданы взыскателем, должником или прокурором, но рассматривает их исключительно местный хозяйственный суд, которым соответствующее дело рассмотрено в первой инстанции.

В соответствии со статьей 59 Закона Украины «Об исполнительном производстве» лицо, которое считает, что имущество, на которое наложен арест, принадлежит ему, а не должнику, может обратиться в суд с иском о признании права собственности на имущество и освобождение имущества из-под ареста. Ответчиками по делам по таким искам являются взыскатель и должник.

Что же касается возражений против ареста (описи) имущества, которые не связаны с спором о праве на это имущество, а касаются нарушений требований собственно к исполнительному производству со стороны органов Государственной исполнительной службы, то их следует рассматривать по правилам статьи 121-2 ХПК, но другим лицам, кроме взыскателя, должника и прокурора такое право на обращение не предоставлено.

Исполнение решения, постановления, определения хозяйственного суда является неотъемлемой частью судебного процесса, поэтому хозяйственные суды не должны возбуждать новое производство по жалобе на действия или бездействия органов Государственной исполнительной службы. В этой связи такая жалоба не подлежит оплате государственной пошлиной и затраты на информационно техническое обеспечение судебного процесса не платятся.

Согласно  с частью второй статьи 4 Закона Украины  «О Государственной исполнительной службе» государственный исполнитель осуществляет принудительное исполнение решений в порядке, предусмотренном законом. В то же время в соответствии с положениями статьи 121-2 ХПК представлять в судах государственную исполнительную службу имеют органы, которые отмечены в статье 3 названного Закона.

Установленный в части первой статье 121-2 ХПК десятидневный срок для предоставления жалобы является процессуальным, и поэтому в соответствии с требованиями статьи 53 ХПК может быть возобновлен при наличии уважительных причин его пропуска.

В определении о времени и месте рассмотрения жалобы на действия органов Государственной исполнительной службы хозяйственному суду следует обязать жалобщика направить копию жалобы этому органу, другой стороне исполнительного производства или прокурору. Невыполнение этого предписания определения не является препятствованием для рассмотрения жалобы, однако может быть основанием для его отложения.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, в котором хозяйственный суд или признает доводы жалобщика правомерными и в зависимости от их содержания признает постановление государственного исполнителя относительно осуществления мер исполнительного производства недействительной или признает недействительными следствия исполнительных действий, или обязывает орган Государственной исполнительной службы произвести определенные исполнительные действия, если он уклоняется от их исполнения без достаточных оснований, или признает доводы жалобщика неправомерными и жалобу отклоняет.

Определение может быть обжаловано в установленном порядке.

В соответствии с требованиями статьи 28 Закона Украины  «Об исполнительном производстве» в случае, если изложена в исполнительном документе резолютивная часть решения является непонятной, государственный исполнитель вправе обратиться в суд, который выдал исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего решения или содержания документа.

Хозяйственный суд первой инстанции, которым выдан  приказ, обязанный рассмотреть заявление  государственного исполнителя в  десятидневный срок со дня ее поступления  и при необходимости дать соответствующее  разъяснение решения или содержания приказа. Разъяснение решения, постановления, определения осуществляется хозяйственным судом по правилам статьи 89 ХПК.

В определении о разъяснении судебных решений хозяйственный суд не может определять порядок и условия осуществления исполнительного производства.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право