Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций
Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.
3. Стороны и другие участники процедуры банкротства.
В соответствии из ст.1 Закона участниками дела о банкротстве являются кредиторы, должник, арбитражный управляющий, собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом). В некоторых случаях, предусмотренных Законом, принимают участие и другие лица: Фонд госимущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления, центральный орган исполнительной власти, представитель работников должника.
Основными действующими лицами процедуры банкротства являются стороны (кредиторы и должник) и арбитражный управляющий. Другие участники дела о банкротстве привлекаются эпизодически, в отмеченных в Законе случаях.
Кредиторы - главные процессуальные фигуры дела о банкротстве, потому что от их инициативы, участия во многом зависит судьба должника и всего дела.
Кредитором, в соответствии со ст.1 Закона, есть юридическое или физическое лицо, которое имеет в установленном порядке, подтвержденные документами, требования по денежным обязательствам к должнику, по выплате задолженности по заработной плате должника, а также органы государственной налоговой службы и др. государственные органы, которые осуществляют контроль за правильным и своевременным зачислением налогов и сборов (обязательных платежей). Это конкурсные кредиторы (которые возникли до открытия производства по делу о банкротстве или признанные в качестве конкурсных в соответствии с Законом и обязательства которых не обеспечены залогом имущества должника) и текущие (кредиторы по требованиям к должнику, которые возникли после возбуждения производства дела о банкротстве). Закон не установил никаких ограничений в отношении субъектов. Ими могут быть любые украинские, иностранные физические и юридические лица.
Анализ Закона позволяет сделать вывод о наличии шести видов кредиторов:
а) инициирующие;
б) вынужденные;
в) залоговые;
г) текущей задолженности;
д) приоритетные (привилегированные);
е) реестровые.
Все кредиторы разъединены и преследуют разные интересы. Однако хотят получить погашение задолженности немедленно (по заработной плате), другие вынуждены (под угрозой потери требований) принять участие в деле, третьи являются контрагентами должника и заинтересованы в сохранении производства. Таким образом, между кредиторами объективно существуют противоречия в форме конфликта интересов. В отличие от искового производства, где удовлетворяются все требования и все интересы, в Законе действует принцип большинства. Интересы кредиторов представляет специальный демократический орган - собрания (комитет) кредиторов. На собраниях кредиторы имеют число голосов, что пропорционально сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов, кратной тысяче гривен.
К компетенции общих собраний и комитета кредиторов отнесены вопросы, определенные ст.16 Закона.
Значение
представительских органов
Еще одной основной процессуальной фигурой банкротства является должник (банкрот).
Должник - это субъект предпринимательской деятельности, неспособный выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами на протяжении трех месяцев после наступления срока их уплаты.
Банкрот - это должник, неспособность которого, выполнить свои денежные обязательства, установлена хозяйственным судом. Субъект предпринимательской деятельности становится должником после возбуждения дела о банкротстве, а признание его банкротом после открытия ликвидационной процедуры. Должником (банкротом) могут быть субъекты предпринимательской деятельности - юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве таких. Исключения составляют - казенные предприятия, конкретные предприятия коммунальной собственности, на которые распространяется запрет о банкротстве в соответствии с решением совета органа местного самоуправления. В то же время к должникам приравнены другие некоммерческие организации: потребительское общество, благотворительный или другой фонд (п.4 ст.5 Закона). Что касается общественных и религиозных организаций, учреждений, то они не подпадают под действие Закона.
Арбитражный управляющий
Законом Украины от 30.06.99 г. впервые был введен институт арбитражных управляющих. Именно эти специалисты обеспечивают проведение процедуры восстановления платежеспособности должника.
Согласно ст. 31 Закона Украины "О внесении изменений в Закон от 30.06.99 м № 784" арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) - это физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности, которая имеет высшее юридическое или экономическое образование, которое владеет специальными знаниями и не является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, а также имеет лицензию.
С учетом норм Закона, это лицо может выполнять функции арбитражного управляющего (распорядителя имущества, которое руководит санацией, ликвидатора) на всех стадиях производства по делу о банкротстве в соответствии с требованиями Закона. При этом такое лицо именуется в соответствии с судебной процедурой, которая применяется к должнику: на стадии распоряжения имуществом должника полномочия по надзору и контролю, по управлению и распоряжению имуществом возложены на распорядителя имущества; организацию санации должника осуществляет управляющий санацией; на стадии ликвидации организация осуществления ликвидационной процедуры должника, признанного банкротом, а также обеспечения удовлетворения признанных судом требований кредиторов возложена на ликвидатора.
Одним из основных требований до деятельности арбитражного управляющего является наличие лицензии. В соответствии с Перечнем органов лицензирования, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 14.11.2000 г. № 1698, органом лицензирования в данном случае является Министерство экономики.
4. Основания и порядок возбуждения производства по делам о банкротстве.
Основаниями для возбуждения дела о банкротстве является неплатежеспособность должника, сущность которой раскрывается в первом вопросе.
Нередко предприятия попадают в сложную ситуацию, когда добиться от дебиторов погашения задолженности они могут, только возбудив дело о признании его банкротом.
Современное законодательство Украины предусматривает два основания для возбуждения дела о банкротстве должника: дело может быть возбуждено по заявлению кредиторов или на основании заявления должника.
Подача кредитором в хозяйственный суд заявления о признании должника банкротом является одной из форм осуществления кредитором права обращения взыскания на имущество должника.
Как уже было
сказано выше, в соответствии с
Законом, основанием для возбуждения
дела о банкротстве служит заявление
должника или кредитора. При этом
дело о банкротстве возбуждается
хозяйственным судом при
- если требования кредитора (кредиторов) к должнику по денежным обязательствам (в т.о. по выплате заработной платы, уплате налогов и сборов (обязательных платежей) совокупно составляет не менее трехсот минимальных размеров заработной платы;
- если требования не были удовлетворены должником на протяжении трех месяцев со дня, установленного для их погашения срока;
- если требования являются бесспорными, значат, что эти требования должны быть признанные должником или подтвержденные исполнительными или расчетными документами, на основании которых в соответствии с законодательством осуществляется списание средств со счетов должника.
При определении размера требований по денежным обязательствам кредитора не учитываются: а) суммы убытков; б) неустойка (пеня, штрафы); в) суммы финансовых санкций к должнику; г) обязательства, которые возникли в результате причинения вреда жизни и здоровью граждан; д) обязательство по выплате авторского вознаграждения; е) обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, которые возникают из такого участия.
При возбуждении дела о банкротстве гражданина предпринимателя в размер требований кредиторов не включаются: а) обязательства, которые возникли в результате причинения вреда жизни и здоровью граждан; б) требования по взысканию алиментов и др. требования личного характера.
Для инициации упрощенной процедуры банкротства (ст.51, 52 Закона) не обязательный размер требований, их бесспорность и срок выполнения обязательств.
Подавая в хозяйственный суд заявление, кредитор должен предоставить суду доказательства, что он действительно является кредитором, и что должник не в состоянии удовлетворить его требование.
Должник вправе
инициировать дело о банкротстве
лишь при наличии у него имущества,
достаточного на покрытие судебных расходов.
Должник обязан в месячный срок обратиться
в хозяйственный суд о
При наличии вышеприведенных оснований кредитор, ГНИ, должник подают в хозяйственный суд по местонахождению должника заявление о возбуждении дела о банкротстве в письменной форме, подписанное уполномоченным должностным лицом кредитора (должника) или его представителем или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности.
Закон устанавливает требования к заявлению о возбуждении дела о банкротстве, несоблюдение которых служит основанием для возвращения судом заявления.
Кроме общих требований, Закон устанавливает особенные, к заявлениям должника и кредитора (п.2 ч.7 ст.7 Закона).
В заявлении о возбуждении дела о банкротстве инициирующий кредитор должен указать, по какой статье Закона суд обязан возбуждать дело и которое назначать производство делу о банкротстве. Это: ст.7, ст.11 Закона - общая процедура; ст.7, 47, 48 Закона - специальная процедура банкротства граждан-предпринимателей, ст. 7,53 Закона - специальная процедура – производство по делам о банкротстве с целью проведения санации; ст.7,51 Закона - упрощенная процедура - банкротство должника, который ликвидируется собственником; ст.7, 52 Закона - упрощенная процедура - банкротство отсутствующего должника.
5. Меры по обеспечению требований кредиторов.
Закон Украины о банкротстве предусматривает, что хозяйственный суд имеет право по ходатайству сторон или участников производства по делу о банкротстве или по своей инициативе принимать меры относительно обеспечения требований кредиторов.
Хозяйственный суд по ходатайству распорядителя имущества, кредиторов или по собственной инициативе может запретить заключать без согласия арбитражного управляющего соглашения, а также обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, другое имущество на хранение третьим лицам или принять другие меры для сохранения имущества, о чем выносится определение.
В процедуре распоряжения имуществом по ходатайству сторон, участников производства по делу о банкротстве, или распорядителя имущества, которое содержит сведения о препятствовании руководителем должника действиям распорядителя имущества, а также о совершении руководителем должника действий, которые нарушают права и законные интересы должника и кредиторов, хозяйственный суд имеет право отстранить руководителя должника от должности и возложить выполнение его обязанностей на распорядителя имущества. Об устранении руководителя должника от должности хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано руководителем должника в установленном порядке.
Меры по обеспечению требований кредиторов действуют в соответствии с днем введения процедуры санации и назначения управляющего санацией, или к вынесению определения о признании должника банкротом, открытию ликвидационной процедуры и назначения ликвидатора, или к утверждению хозяйственным судом мирового соглашения, или ко дню вынесения определения об отказе в признании должника банкротом.
Хозяйственный суд также имеет право отменить или изменить меры по обеспечению требований кредиторов к наступлению вышеупомянутых обстоятельств, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном порядке.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве, о чем отмечается в определении хозяйственного суда.
На протяжении действия моратория на удовлетворение требований кредиторов:
- запрещается
взыскание на основании
- не насчитываются неустойка (штраф, пеня), не применяются другие санкции за невыполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).
Мораторий
на удовлетворение требований кредиторов
применяется к требованиям