Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

Действие  моратория  на   удовлетворение   требований   кредиторов   не распространяется на выплату заработной платы,  алиментов, возмещения вреда,  причиненного  здоровью   и   жизни   граждан,   авторского вознаграждения,  а также  по  требованиям  кредиторов,  которые  возникли после возбуждения производства по делу. Действие моратория не распространяется на удовлетворение требований кредиторов, что осуществляется  должником в порядке,  установленном статьей 14 данного Закона,  или управляющим  санацией  согласно с планом  санации, утвержденным хозяйственным судом, или ликвидатором в ликвидационной процедуре в порядке очередности,  установленной  статьей 31  данного Закона. Взыскание денежных   средств   по   требованиям   кредиторов   по обязательствам, на которых не распространяется действие моратория, производится из счета должника в учреждении банка.  Контроль за такими взысканиями осуществляет арбитражный управляющий. Обращение взыскания на имущество должника по требованиям,  на которые не распространяется   действие  моратория,  производится  исключительно  по  определению  хозяйственного суда,  в производстве которого находится дело  о банкротстве должника.

Действие  моратория прекращается со дня прекращения производства по делу о банкротстве.

 

6. Судебные процедуры банкротства,  которые применяются к должнику:

С помощью судебных процедур решается главная задача – восстановление платежеспособности хозяйствующего  субъекта. В процедурах сосредотачиваются специальные механизмы и инструменты отношений несостоятельности. Закон предусматривает четыре процедуры: распоряжение имуществом, санация, ликвидация и мировое соглашение.

Первые три  процедуры можно рассматривать как стадии производства. Мировое соглашение может заключаться на любой из стадий.

Производство по конкретному делу о банкротстве может закончиться на первой стадии, если будет заключено мировое соглашение; по окончании второй  стадии - санации, если последняя закончилась успешным выполнением плана санации, утвержденного кредиторами. На этих стадиях должник не имеет статуса банкрота. Он получает такой статус после принятия судом определения о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Каждая из процедур имеет свою специфику и  назначение. В судебных процедурах сконцентрированы юридические распоряжения, разрешения. Так, в процедурах распоряжения имуществом и ликвидации преобладают юридические распоряжения, а в санации и мировом соглашении - разрешения.

Финансовое  оздоровление должника осуществляется в двух процедурах - санации и  мировом соглашении.

Для украинского законодательства введение распоряжения имуществом в процессе банкротства является совсем новой процедурой. Ее содержание заключается в том, что на момент принятия хозяйственным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно,  есть ли он фактически несостоятельным, а введение распоряжения имуществом и ограничения полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура распоряжения имуществом является грамотным компромиссом между соблюдением интересов предприятия - должника и кредиторов.(28)

Хозяйственный суд в определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывает о назначении распорядителя имуществом (ст.13. п. 8, 9 Закона).

Распоряжение имуществом - это самая первая  судебная процедура, применяемая к должнику. Она неприменима лишь в случаях упрощенного порядка банкротства (ст.51, 52 Закона), в отношении граждан-предпринимателей (ст.48).

Задачи процедуры распоряжения заключаются в:

- сохранении имущественных активов должника;

- выявлении кредиторов;

- составлении и утверждении реестра денежных требований кредиторов;

- проведении первых общих собраний кредиторов;

- принятии решения о переходе на следующую стадию процедуры банкротства.

Процедура распоряжения вводится при возбуждении дела о  банкротстве или на подготовительном заседании (ст.13 п.1 Закона). Вместе с  тем не исключается вариант введения такой процедуры в промежутке между отмеченными этапами суда, если это необходимо для сохранения и эффективного использования имущества  должника.

Срок процедуры  распоряжения составляет 6 месяцев  и может быть продлен или сокращен судом по ходатайству комитета кредиторов, распорядителя  или собственника имущества (органа, уполномоченного управлять имуществом (ст.13 п.7 Закона). В случаях, предусмотренных Законом, процедура распоряжения имуществом имеет больший срок. Так, в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства срок распоряжения не может превышать 15 месяцев и может быть продлен на один год (ст.50 п.6 Закона).

Для достижения цели процедуры распоряжения имуществом Закон устанавливает такую меру, как мораторий.

Мораторий - это приостановление должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение мер по улучшению финансового состояния должника. Прекращается  исполнительное производство по имущественным взысканиям, за исключением выполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, что вступили в законную силу до принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом (п.3 ст.12 Закона). Закон "О банкротстве" в 1992 г. не содержал подобных ограничений, и на практике возникали ситуации, когда кредиторы забирали исполнительные письма из банков и пытались срочно выполнить их с помощью судебных мер. В результате таких действий отмеченные кредиторы, удовлетворяя свои требования, лишили возможности кредиторов первых четырех очередей получить надлежащие им суммы. Новый закон позволяет обеспечить справедливое удовлетворение требований всех кредиторов.

Мораторий больше играет в интересах должника, чем  кредиторов. В процессе моратория  накапливаются средства  у должника.

Мораторий заканчивается, когда прекращается производство по делу.

Окончание процедуры  распоряжения имуществом наступает  по решению комитета кредиторов (ст.16 п.8 Закона) и вводится процедура  санации или открытия ликвидационной процедуры.

Санация представляет собой систему мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленную на оздоровление финансово- хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (ли) изменение организационно-правовой и производственной структуры должника (ст.1 Закона).

Целью введения санации является восстановление платежеспособности должника путем передачи полномочий по управлению должником управляющему санацией. Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов.

Решая вопрос о введении санации, хозяйственный  суд анализирует имущество должника на предмет определения его ликвидности, состав и квалификацию работников должника, спрос на выработанную должником продукцию или услуги. Учитываются и возможные социально-экономические последствия объявления конкретного должника банкротом.

Срок проведения санации ограничен 12 месяцами и может  быть продлен по ходатайству комитета  или управляющего санацией не более чем на 6 месяцев.

Закон содержит нормы, предусмотренные для разработки плана проведения санации (35). Обязанность  по разработке и реализации отмеченного документа возлагается на управляющего санацией. К нему  Закон устанавливает определенные требования.

Следует отметить, что план считается утвержденным, если за него проголосовало более  половины голосов членов комитета кредиторов.

Утвержденные план и протокол заседания комитета кредиторов предоставляется в хозяйственный суд управляющим санацией не позже 5 дней со дня проведения заседания комитета кредиторов. Если на протяжении  6 месяцев со дня вынесения определения о санации в хозяйственный суд не будет представлен план санации должника, суд может принять решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Анализируя  практику применения законодательства о банкротстве, можно выделить два  вида санации:

- без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия (такая санация осуществляется обычно для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние расценивается как неплатежеспособное);

- с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия (такую санацию называют реорганизацией предприятия. Она требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных с изменением его формы собственности, организационно-правовой деятельности и потому, что реорганизация осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия).

Важной (ключевой) процессуальной фигурой в процедуре  санации является управляющий санацией. Он назначается хозяйственным судом одновременно с введением процедуры санации.

Завершающим этапом процедуры санации является утверждение судом отчета упрвляющего санацией.

Ликвидация - это прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мер по удовлетворению, признанных судом, требований кредиторов путем продажи его имущества.

Эта процедура  есть заключительной в деле о банкротстве, и выйти из нее можно только одним путем - через мировое соглашение. В процедуре ликвидации нет финансового оздоровления, здесь уже реализуется имущество должника. Она менее эффективна, чем процедура санации, потому что при реализации имущественных активов должника кредиторы получают в пять-десять раз меньше их балансовой стоимости. С другой стороны, ликвидация должника - это крайняя мера получения задолженности и ее списания по бухгалтерской отчетности.

Процедура ликвидации открывается лишь в четырех случаях:

1) когда кредиторы, в лице комитета кредиторов, подают ходатайство о введении такой процедуры (п. 5 ст. 18 Закона), как итог распоряжения имуществом (ст.50 п.8 Закона);

2) когда оказались неудовлетворительными итоги процедуры санации (ст.18 п.6, ст.19 п.12, ст.21 п.6, 11, 15 Закона);

3) когда суд применяет упрощенные процедуры банкротства (ст.51, 52 Закона);

4) в случае банкротства граждан - субъектов предпринимательской деятельности 9ст.47-49 Закона).

Общий срок ликвидационной процедуры не может превышать  двенадцать (12) месяцев. В случае необходимости, суд может продлить этот срок еще на шесть (6) месяцев.

 

7. Основания и порядок прекращения  производства  по делам о банкротстве.

 

Закон Украины о банкротстве предусматривает, что хозяйственный  суд прекращает  производство  по делу  о банкротстве, если:

1) должник   не   включен  в  Единый  государственный  реестр предприятий и организаций Украины или в Реестр  субъектов предпринимательской деятельности;

2) подано  заявление  о  признании   банкротом  ликвидированного  или реорганизованного  (кроме   реорганизации   в форме   превращения) юридического лица;

3) в производстве хозяйственного суда есть дело о банкротстве того же должника;

4) утвержден  отчет управляющего санацией  должника  в порядке, предусмотренном данным Законом;

5) утверждено  мировое соглашение;

6) утвержден   отчет  ликвидатора  в   порядке,  предусмотренном статьей  32 данного Закона;

7) должник  исполнил все обязательства перед кредиторами;

8) кредиторы  не выдвинули требований к   должнику  после  возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

О   прекращении  производства  по делу  о банкротстве выносится   определение,  которое может быть  обжаловано  в установленном порядке.

 

8. Особенности процедуры банкротства  отдельных субъектов предпринимательства.

 

Для некоторых  должников - юридических лиц, Закон  устанавливает специальную процедуру  рассмотрения дел. Это градообразующие, особенно опасные, страховые, профессионального участника рынка ценных бумаг, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. Здесь Закон предусматривает особенные правила рассмотрения дела о банкротстве, в частности привлечение других участников процесса (органов местного самоуправления, центральной исполнительной власти), увеличения сроков процедуры санации, приоритет процедуры санации и т.д. Это объясняется тем, что банкротство таких должников может привести к тяжелым экономическим, социальным, демографическим и даже естественным последствиям.

Специальная процедура рассмотрения дела о банкротстве  для граждан - субъектов предпринимательской  деятельности. В частности, для гражданина - предпринимателя применяются только процедуры мирового соглашения и  ликвидации.

Отношения, связанные  с банкротством градообразующих, особенно опасных, сельскохозяйственных предприятий, страховщиков, других категорий субъектов предпринимательской деятельности, регулируются Законом (разделом 6).

Особенности банкротства градообразующих предприятий (ст.42 Закону).

Градообразующие  предприятия - это юридические лица, число работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения административно-территориальной единицы, в которой расположено такое юридическое лицо. Также это касается предприятий, число работников которых превышает пять тысяч человек.

Особенности банкротства особенно опасных предприятий (ст.43 Закону)

Особенно  опасные предприятия - предприятия  угольной, горнодобывающей, атомной, химической, химико-металлургической, нефтеперерабатывающий, других отраслей, определенных соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины, прекращение деятельности которых требует проведения специальных мер по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью граждан, сооружениям,  окружающей внешней среде.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право