Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:11, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть социальное назначение и ценность права.
Задачи:
- описать сущность и социальное назначение права;
- проанализировать социальное назначение права на примерах отдельных отраслей законодательства;
- охарактеризовать особенности современной системы ценностей права;
- изучить право как неотъемлемый признак и составляющую часть человеческой цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 6
1.1. Сущность и социальное назначение права 6
1.2. Социальное назначение права на примерах отдельных отраслей законодательства 8
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТЬ ПРАВА 21
2.1. Особенности современной системы ценностей права 21
2.2. Право как неотъемлемый признак и составляющая часть человеческой цивилизации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Идеи
трипартизма должны стать основой
правового регулирования
Если в трудовом законодательстве социальное его назначение в известной мере превалирует над производственным, то в пенсионном законодательстве социальное назначение целиком и полностью преобладает. Основное назначение пенсионного законодательства – материальное обеспечение нетрудоспособных. Конечно, можно рассматривать пенсии и как возвратные платежи за ранее отданный труд. Но природа и механизм пенсионных платежей существенно отличаются от заработной платы. Заработная плата выплачивается незамедлительно после вложения труда (а иногда и авансом), причем выплачивается именно тем работодателем, который использовал труд (размер оплаты непосредственно соизмерим с величиной отданного труда). Пенсии же назначаются чаще всего только после завершения трудовой деятельности (при наступлении пенсионного возраста или инвалидности), они выплачиваются государством, а не конкретным работодателем, размер их лишь косвенно зависит от размера вложенного труда.
Механизм формирования и расходования пенсионных фондов составляет основу концепции пенсионного законодательства. Отчисления в пенсионный фонд производятся в довольно значительных размерах (около 1/3 от фондов оплаты труда) всеми работодателями и в незначительных размерах (1 % от размера оплаты труда) самими работниками. Все отчисления аккумулируются в Пенсионном фонде, эти средства становятся как бы обезличенными и направляются на пенсионное обеспечение. Условия назначения пенсии по старости (таких пенсионеров подавляющее большинство) – достижение пенсионного возраста в 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) и наличие трудового стажа в 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Возраст – фактор объективный, он является основой для вывода о возможной нетрудоспособности и необходимости материального обеспечения гражданина государством. Трудовой стаж – фактор субъективный, в нем концентрируется трудовой вклад работника. Ответной акцией за этот вклад является назначение и выплата ему пенсии. Если стаж превышает необходимый минимум (в 25 и 20 лет), то исходный размер пенсии увеличивается. А сам исходный размер определяется в 55% от заработной платы, т.е. чем больше был размер заработной платы, тем большим будет пенсия. В этом механизме, повторяем, явно преобладают социальные начала, но известную роль играют и начала производственные (учет трудового стажа, назначение пенсии из размера заработка)8.
Преобладание социальных начал видно и в том, что пенсии могут быть назначены и при отсутствии необходимого трудового стажа. Это так называемые социальные пенсии. Правда, возраст для назначения пенсии социальной несколько выше – 65 лет (для мужчин) и 60 лет (для женщин). И размер социальной пенсии ниже, чем обычной, но социальное обеспечение наступает здесь вне зависимости от трудового вклада.
Типичны для социального блока отрасли законодательства об образовании, здравоохранении, а также жилищное законодательство. В этих отраслях экономическое и социальное начала противостоят как платность и бесплатность. Платное начало экономично и удобно для государства, бесплатное начало весьма обременительно для государства, но необходимо для необеспеченных и социально не защищенных слоев общества.
В
содержании отраслей с помощью правовых
средств найден компромисс платности
и бесплатности. Минимальный уровень
обеспечения предоставляется
В блоке правоохранительных отраслей законодательства социальное назначение права проявляется своеобразно. В материальных отраслях – уголовном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях – использован метод запретов. Преступление – только то действие (бездействие), которое предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса. Административный проступок – только то, что предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях. За пределами запретов, предусмотренными этими кодексами, уголовные и административные санкции не применяются. В этих областях общественный порядок не может определяться через компромисс (о компромиссе между правонарушителем и органом охраны порядка вообще не может быть речи). Общественный порядок достигается путем прямого пресечения правовыми нормами общественно опасных действий.
В процессуальных отраслях – гражданском процессе, арбитражном процессе и уголовном процессе – вновь использовано регулирование путем достижения компромисса. Но использовано не так, как в экономической и социальной сферах. В названных отраслях компромиссное решение закладывается в самое содержание нормы, норма материального права сама по себе оказывается средством общественного согласия. В процессуальных же отраслях исходное положение участников отношений иное: они заведомо находятся в состоянии спора. И здесь закон не решает спора сам, он предоставляет это право суду9.
И уголовный процесс, и гражданский процесс, и арбитражный процесс построены по принципу состязательности. В процессе участвуют две стороны с противоположными интересами: обвинение и защита – в уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном процессах. Обе стороны приводят свои доводы суду. Суд руководит процессом, выслушивает стороны, анализирует доказательства и делает вывод: выносит приговор или принимает решение. Само положение суда как бы над сторонами, независимость от сторон делают суд органом общественного согласия. Согласие здесь подразумевается не как компромисс между сторонами (чаще всего одна из сторон выигрывает процесс). Оно подразумевается как навязывание сторонам обязательного для них мнения общества, провозглашенного судом. Согласие достигается не путем взаимных уступок, а путем навязывания спорящим обязательного для них решения. Главное в концепции процессуальных отраслей – высокая роль авторитетного и независимого суда.
Мы показали на некоторых типичных примерах практическое претворение в жизнь действия права как средства социального согласия. При изучении отраслей законодательства вы будете иметь возможность много раз убедиться в социальном назначении права.
Развитие направления философии, называемого аксиологией (учение о ценностях), позволило охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно. Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо. Исходными моментами для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционального образования.
Благодаря
своей институциональности, право
обладает рядом особых свойств: общеобязательной
нормативностью, формальной определенностью,
высокой обеспеченностью и
Перед тем, как давать характеристику юридической аксиологии (или ценности права), полагаем целесообразным обратиться к смыслу понятия "ценность", "ценности" и т.д. в современной научной литературе.
Этимологический смысл термина "ценность" достаточно прост и соответствует самому термину – это то, что ценят люди, т.е. предметы, вещи, явления природы и общества, человеческие поступки, проявления культуры.
Ценности являются фундаментом культуры общества и социальной жизни. По мнению Т. Парсонса, ценности составляют также фундамент общества, и последнее сохраняет стабильность, несмотря на присущие ему конфликты, если имеет ценностное согласие, некий набор ценностей, разделяемый всеми10.
Ценности
в истории человеческого рода
появлялись как некие духовные опоры,
помогающие человеку устоять перед
лицом жизненных испытаний. Они
упорядочивают
Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями различных философских школ и направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованный потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором – понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, как отмечают В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова12, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения.
Если согласиться с тем, что ценность – лишь свойство реальности, т.е. явлений природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истины и ценности. Однако уже Сократ, первым сформулировавший основные вопросы аксиологии: "Что есть благо?", "Что есть справедливость?", продемонстрировал существенные различия между ними. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага. Это объясняется тем, что предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек в отношении к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.
Достаточно близки по смыслу и такие понятия, как "ценность" и "благо", поскольку оба они имеют положительное значение и иногда даже употребляются как синонимы. В понятии "благо" подчеркивается, что оно есть нечто хорошее, нужное, а понятие "ценность" имеет смысл того, что "благо" люди ценят. В понятии "благо" больше выступает объективная сторона, а в понятие "ценности" – субъективная. Например, когда мы имеем в виду материальные объекты (вещи), понятие "благо" практически совпадает с потребительской стоимостью, полезностью вещи, предназначенной для удовлетворения определенных потребностей; "ценность" же вещи характеризует ее существенные свойства, благодаря которым они включаются в систему социальных отношений.
Указывая на субъективную природу любого ценностного отношения, мы имеем в виду прежде всего то, что ценности обусловлены практической деятельностью человека и тесно связаны с ней: только для человека и только через человека реальность приобретает ценностный характер. Убедительным примером этого обстоятельства служит то, что ценности меняются по мере того, как изменяется сам человек. Поэтому орудие труда средневекового человека могло быть вершиной технического творчества для его эпохи, сейчас же оно имеет лишь историческую и научную ценность как свидетельство развития человеческого общества.
Помимо сказанного, необходимо также иметь в виду, что относительность ценностей имеет свои определенные пределы, которые, с одной стороны, зависят от объективных свойств оцениваемых объектов, а с другой – от конкретных потребностей общества и его граждан. При отсутствии у явления качеств, объективно необходимых для удовлетворения потребностей граждан, его трудно считать ценностью, по крайней мере, общественно значимой. Но и объективно присущие явлению полезные качества его взаимодействия с гражданином, соответствия его интересам, целям и потребностям еще не делают объект ценностью. Только в человеческой деятельности потенциальная ценность явления получает свое актуальное существование.
Интересы и потребности граждан, несмотря на их подвижность, определяются в основном в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической и духовной сфере13.
Ценности в широком смысле слова являются предельными основаниями актов сознания и
поведения людей в ситуациях, требующих выбора. Эти ценности у человека начинают складываться практически с рождения, когда его поощряют за одни поступки и наказывают за другие, когда он получает удовольствие в одних ситуациях, а в других чувствует боль, страх и обиду.