Правовые формы использования земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы: проследить историю и охарактеризовать динамику правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь, а также изучение общих положений о праве собственности, основания приобретения, владения и пользования землей на праве постоянного пользования земельным участком, переоформление этого права, а также рассмотреть административную ответственность за земельные правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………………………..........…...7-9
ГЛАВА 1. Земля как объект использования и охраны……………….10-14
ГЛАВА 2. Правовые формы использования земель
2.1 Право частной собственности на землю………………….….15-28
2.2 Право пожизненного наследуемого землевладения…...........29-32
2.3 Право постоянного и временного землепользования…….....33-37
2.4 Аренда земли…………………………………..……………....38-47
2.5 Земельный сервитут……………………………………….......48-50
ГЛАВА 3. Ответственность за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………......51-58
Заключение…………………………………………………………...…...59-62
Список использованных источников…………………………………....63-65

Работа состоит из  1 файл

Экологичекое право - курсовая работа.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

Земля как объект использования  и охраны представляет собой естественно-природное  образование, составную часть окружающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений – земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли.

Являясь составной частью природной среды, земля выполняет  экологические, экономические и социальные функции, с учётом которых осуществляется правовое регулирование. Одновременно земля является объектом имущественных отношений, имеет статус недвижимого имущества.

 Особым видом недвижимого имущества являются земельные участки, которые обладают следующими юридическими свойствами в качестве недвижимого имущества [15, с. 117]:

- относятся к категории  индивидуально – определенных  вещей с присущими только им  признаками, которые установлены  законодательством о государственной  регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

- могут быть делимыми  или неделимыми с учётом целевого  назначения земельного участка  и соблюдения санитарных, экологических  и других норм и правил;

-  подпадают под  определенный режим собственности (государственной или частной), предусмотренный гражданским законодательством.

Право собственности  на землю как юридическая категория  представляет собой закрепление  нормами права принадлежности земли  различными субъектами земельных отношений. В силу особых свойств земли, главными из которых является естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность в данном случае понимается как экономическое господство над землёй, которое санкционировано правовыми нормами. Земля не является результатом человеческой деятельности и не может присваиваться как обычные вещи, она всегда выступает как общечеловеческий ресурс.

Право собственности  на землю реализуется через принадлежность земли конкретным субъектам этого  права, т.е. через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь. Право собственности на землю выступает в двух формах: государственной и частной [17, с. 8].

Частная собственность  на землю существует в двух видах: право частной собственности юридических лиц; право частной собственности граждан Республики Беларусь.

Самостоятельным видом  права собственности на землю  в настоящее время выступает  право собственности на землю  иностранных государств.

Земля может находиться в собственности одного субъекта – физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь либо принадлежность на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от формы собственности [17, с. 8]. Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка, установленных ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Право собственности  на землю характеризуется следующими признаками:

- право собственности  как основной поземельный титул  всегда является вещным правом  независимо от формы собственности [15, с. 118];

- это бессрочное право,  которое существует, пока существует  объект права собственности –  земельный участок или земли;

- имеет целевой характер, который учитывается для государственной  формы собственности – при  распределении и перераспределении земель, для частной формы собственности – при их использовании.

Правовые формы использования  земель представляют собой закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, через которые осуществляется использование земли различными субъектами  земельных отношений. Посредством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно.

Выделяют следующие  признаки, по которым различают правовые формы использования земель:

- правовая природа  прав на землю (вещные, обязательственные и иные права);

- сроки (срочные и  постоянные, т. е бессрочные, права);

- субъекты (собственники и несобственники; государство, юридические и неюридические лица);

- цели использования  земельных участков.

Объектом прав на землю  являются индивидуально определенные земельные участки, предоставленные (переданные) гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах. Цели использования земельных участков устанавливаются применительно к определенной форме использования земель законодательством или органом, который предоставляет земельный участок. Так, ст. 63 Кодекса Республики Беларусь о земле, установлены цели предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение, ст.ст. 12, 34 – передачи в частную собственность и др.

Основанием возникновения  прав на землю является сложный фактический  состав, который включает следующие юридические факты:

- принятие решения  о передаче земли в собственность  или предоставлении во владение  и пользование в форме административного  акта – решения исполнительного  и распорядительного органа; гражданско  – правовой сделки; судебного решения; международного договора;

- отвод участка, который  представляет собой установление  на местности границ земельных  участков;

- внесение платы за  земельный участок или права  на получение земельного участка,  кроме случаев, предусмотренных  законодательством;

- государственная регистрация  права на земельный участок,  удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации,  которая является правоустанавливающим  документом.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие правовые формы использования земель: права частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, право постоянного и временного землепользования, аренда, сервитут [6, с.195].

Право частной собственности  на землю относится  к основным вещным правам на землю, является бессрочным и закрепляет принадлежность земельных участков юридическим лицам негосударственной формы собственности и физическим лицам. Право частной собственности на землю ограничено по субъектам и целям использования земельных участков. Субъектами этого права являются юридические и физические лица, названные в законодательстве. К ним относятся:

- граждане Республики  Беларусь, постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь  или приравненные к постоянно  проживающим;

- юридические лица  Республики Беларусь, в том числе  предприятия с иностранными инвестициями.

В частной собственности  граждан Республики Беларусь могут  находиться земельные участки, приобретенные  для следующих целей:

-ведения личного подсобного  хозяйства;

- строительство и обслуживание  жилого дома;

- ведение коллективного  садоводства в размере до 0,15 га  на одного члена кооператива;

- дачное строительство  в размере до 0,15 га на одного  члена дачного кооператива.

Юридическим лицам, названным  выше, земельные участки могут передаваться в частную собственность при приватизации объектов государственной собственности по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, и при осуществлении  инвестиционных проектов.

Все другие правовые формы  использования земли являются производными от права собственности (государственной и частной) и по своим признакам правовым характеристикам относятся к праву природопользования. Их правовая природа может быть различной в зависимости от характера и оснований возникновения этих прав.

Земля – основной источник экономического благосостояния народа. Благодаря правовым формам использования  земли человек может использовать землю рационально для удовлетворения своих потребностей [10, с.6].

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

         2.1 ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

 

Право частной собственности  на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности.

Частная собственность в общем плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических).

Право частной собственности  как институт права охватывает собой систему норм, устанавливающих частную собственность в качестве самостоятельной формы собственности, основания ее возникновения, изменения и прекращения, объем и порядок осуществления прав и обязанностей частных собственников земли, а также систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Право частной собственности  на землю как субъективное право  охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника.

Объектами права частной собственности  на землю выступают земельные  участки. Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных земельных владений. Так общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 гектара для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Причем, в общую площадь земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, включается и площадь земельного участка, имеющегося при доме.

Земельные участки для строительства  и обслуживания жилого дома передаются гражданам Республики Беларусь в частную собственность сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в размерах:

·     в городах - от 0,05 до 0,15 гектара;

·     в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара.

В отдельных случаях в зависимости  от местных условий и особенностей земельные участки для строительства  и обслуживания жилого дома могут предоставляться гражданам в размерах: в городах - менее 0,05 гектара, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - менее 0,15 гектара.

Размеры земельных участков для  садоводства и дачного строительства  составляют 0,15 гектара на одного члена садового или дачного кооператива. Конкретные размеры участков данной категории частных землевладельцев устанавливаются соответствующим исполнительным и распорядительным органом в зависимости от местных условий и особенностей.

Кодексом Республики Беларусь о земле (ст.38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность. Это:

·     земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и  т.п.);

·     земли транспорта и связи;

·     земли, предоставленные  для нужд обороны;

·     земельные  участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного  отселения);

·     земли  заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

·     земли  оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения;

·     земли  лесного фонда;

·     земли водного фонда;

·     сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих  нужд населения;

·     земельные  участки, предоставленные или предоставляемые  гражданам для целей, предусмотренных  законодательством, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков; служебные земельные наделы;

·     земли  населенных пунктов, садоводческих  товариществ и дачного строительства на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых [17, с. 19].

Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих  товариществ утверждается Советом  Министров Республики Беларусь.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность по заявлению гражданина Республики Беларусь решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок.

Граждане Республики Беларусь, имеющие во владении и  пользовании земельные участки, предоставленные им до 16 июня 1993 г. для  ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, приобретают один из этих участков по льготной цене. Таким правом они могут воспользоваться, если подадут заявления до 1 января 2000 г. Льготная цена на земельный участок устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот земельный участок, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на момент подачи заявления гражданином о передаче ему земельного участка в частную собственность. Аналогичным правом приобретения земельного участка в частную собственность по льготной цене обладают наследники лица, имевшего до 16 июня 1993 г. в пожизненном наследуемом владении земельный участок. Также по льготной цене приобретают в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством [17, с. 18].

Информация о работе Правовые формы использования земель