Правовые формы использования земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы: проследить историю и охарактеризовать динамику правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь, а также изучение общих положений о праве собственности, основания приобретения, владения и пользования землей на праве постоянного пользования земельным участком, переоформление этого права, а также рассмотреть административную ответственность за земельные правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………………………..........…...7-9
ГЛАВА 1. Земля как объект использования и охраны……………….10-14
ГЛАВА 2. Правовые формы использования земель
2.1 Право частной собственности на землю………………….….15-28
2.2 Право пожизненного наследуемого землевладения…...........29-32
2.3 Право постоянного и временного землепользования…….....33-37
2.4 Аренда земли…………………………………..……………....38-47
2.5 Земельный сервитут……………………………………….......48-50
ГЛАВА 3. Ответственность за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………......51-58
Заключение…………………………………………………………...…...59-62
Список использованных источников…………………………………....63-65

Работа состоит из  1 файл

Экологичекое право - курсовая работа.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

 Составы земельных  правонарушений определяются отраслевым  законодательством, устанавливающим  отдельные виды ответственности  (уголовным, административным, гражданским и др.).

 В зависимости от  объекта земельных правонарушений  можно выделить несколько видов  таких правонарушений:

• правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный  захват земель или самовольное пользование  землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством);

• правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования  земель (использование земельных  участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременных возврат временно занимаемых земель и др.);

• правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные  с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; нерациональное использование земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

 В зависимости от  характера земельных правонарушений, степени общественной опасности  и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на:

• дисциплинарные проступки;

• административные проступки;

• уголовные преступления;

• гражданско-правовые нарушения.

Применение различных  мер ответственности производится в соответствии с правосубъектностью правонарушителя.

Уголовная ответственность  наступает за правонарушения имеющие  большую общественную опасность  и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность  за следующие деяния:

1. Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:

• уничтожение плодородного слоя почвы;

• невыполнение правил рекультивации  земель;

• загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и  потребления, сточными водами, бактериально -паразитическими вредными организмами;

• иное незаконное повреждение  земель,

а также квалифицированные  составы;

• порча земель, совершенная  в зоне экологического бедствия или  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации;

• порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере.

2. Ст. 386 УК предусматривает  уголовную ответственность за  самовольное занятие земельного  участка, которое отнесено к  преступлению против порядка  управления. Фактически это преступное  деяние имеет двойной объект: во-первых отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во - вторых, отношения собственности на землю, землевладения и землепользования.

 Уголовная ответственность, как правило, наступает при условии административной преюдиция - привлечение к уголовной ответственности предполагает, как правило, административную преюдиция кроме квалифицированных составов порча земель.

 Уголовная ответственность  относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.

Административная ответственность  наступает за противоправные нарушения  земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям.

 Перечень земельных  правонарушений, за которые наступает  административная ответственность,  содержится в КоАП Республики  Беларусь.

 Административное законодательство предусматривает ответственность за все виды земельных правонарушений.

 Административная  ответственность применяется к  землевладельцам, землепользователям  и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием  независимо от форм использования участка и охраной земель (не использование земель в течении одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями для которых они предоставлен - Ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель - 53 КоАП, несвоевременный возврат временно занимаемых земель - 54 КоАП, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства - ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель - ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований - ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т.д. - ст. 47 КоАП).

 Должностные лица  юридических лиц и государственных  органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель - ст. 56-2, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования и собственности на землю - ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства- ст. 167-8).

 Для привлечения  в административной ответственности  за земельные правонарушения  действует единый порядок наложения  административных взысканий. В  качестве административных взысканий  предусмотрено предупреждение и  штраф.

 Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают как правило органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).

 Виновные привлекаются  к административной ответственности  с соблюдением установленной  процедуры.

 Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Гражданско-правовая ответственность  состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются:

• противоправное поведение

• виновность

• наличие имущественного вреда

• причинная связь  между нарушением и последствиями.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

 Для защиты и  восстановления нарушенных земельных  прав применяются предусмотренные  гражданским законодательством  способы защиты, в том числе:

1) Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК).

 Сделки, совершение  которых запрещены земельным  законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о земле, относятся договора купли - продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков,, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

 Сделки купли - продажи,  дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые  собственниками земельных участков (юридическими лицами и гражданами  Республики Беларусь) с нарушением  установленных земельным законодательством  правил, могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица.

2) Признание вещно-правовых способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК).

3) Возмещение неправомерного вреда.

 В соответствии  со ст. 160 Кодекса Республики Беларусь о земле юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения земельного законодательства.

Вред возмещается в полном объеме (ст. 933 ГК).

В качестве земельно-правовых мер воздействия выступают санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном земельным законодательством.

 Земельно-правовые  меры могут применяться наряду  с другими видами ответственности  (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

 Земельно-правовые  санкции направлены на восстановление  земельного правопорядка путем  определения судьбы земельного  участка, по отношению к которому  были совершены противоправные  деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 В качестве земельно-правовых  мер воздействия действующее  земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает:

1) Возврат самовольно  занятых земельных участков - ст. 159 Кодекса Республики Беларусь о земле.

2) Принудительное изъятие  земельных участков в связи  с совершением неправомерных  действий (нарушением правил использования и охраны земель). - ст. ст.49, 53 Кодекса Республики Беларусь о земле.

 Возврат самовольно  занятого земельного участка  - состоит в том, что самовольно  занятые земельные участки возвращаются  по их принадлежности без возмещения  затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков.

 Материальные затраты  по приведению самовольно занятого  земельного участка в пригодное  состояние возлагаются на самовольного  пользователя.

Возврат самовольно занятых  земельных участков имеет сходство с виндикационным способом защиты прав (ст. ст. 281, 286 ГК), но по требованию заинтересованного  лица может производиться в альтернативном порядке - по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.

 Принудительное изъятие  земельных участков производится  за неправомерные деяния, которые  рассматриваются земельным законодательством  в качестве оснований прекращения  прав на землю. Эти участки,  находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц, изымаются в принудительном порядке по решению суда. Земельные участки, находящиеся во владении и пользовании изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки.

Принудительное изъятие  земельного участка лиц, допустивших  земельные правонарушения, указанные  в Кодекса Республики Беларусь о земле, производится в особом порядке. Особый порядок заключается в том, что решение об изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Довольно длительное  время на территории Беларуси  не существовало собственности  на землю. Законодательство СССР, равно как и БССР включало  только одну форму собственности на землю – государственную. Поэтому о рынке земли, как и о его правовом регулировании говорить было еще рано.

 Лишь в 1990 г. в  СССР были приняты Основы законодательства  о земле. Появилось право аренды  земли и право передачи земли  по наследству.

 В 1990 г. в БССР  был принят первый Кодекс о  земле, отражающий положения Основ  законодательства о земле. Начала  проводиться земельная реформа.

 Своеобразным переворотом  в 1993 г. стал Закон Республики  Беларусь «О праве собственности  на землю». Фактически этот Закон содействовал развитию рынка земли в Республике Беларусь. Начали осуществляться сделки купли-продажи земельных участков.

 В дальнейшем право  различных форм собственности  на землю закреплено в Конституции  Республики Беларусь. В дальнейшем функционирование рынка земли определили Кодекс Республики Беларусь о земле 1999 года.

 В настоящее время  в Республике Беларусь сформирована  система законодательства, направленного  на регулирование правоотношений  в области рынка земли: купли-продажи,  наследования, обмена, дарения, аренды и др.

Информация о работе Правовые формы использования земель