Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:26, курсовая работа
Цели курсовой работы: проследить историю и охарактеризовать динамику правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь, а также изучение общих положений о праве собственности, основания приобретения, владения и пользования землей на праве постоянного пользования земельным участком, переоформление этого права, а также рассмотреть административную ответственность за земельные правонарушения.
Введение…………………………………………………………..........…...7-9
ГЛАВА 1. Земля как объект использования и охраны……………….10-14
ГЛАВА 2. Правовые формы использования земель
2.1 Право частной собственности на землю………………….….15-28
2.2 Право пожизненного наследуемого землевладения…...........29-32
2.3 Право постоянного и временного землепользования…….....33-37
2.4 Аренда земли…………………………………..……………....38-47
2.5 Земельный сервитут……………………………………….......48-50
ГЛАВА 3. Ответственность за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………......51-58
Заключение…………………………………………………………...…...59-62
Список использованных источников…………………………………....63-65
Составы земельных
правонарушений определяются
В зависимости от
объекта земельных
• правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством);
• правонарушения, посягающие
на порядок надлежащего
• правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; нерациональное использование земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).
В зависимости от
характера земельных
• дисциплинарные проступки;
• административные проступки;
• уголовные преступления;
• гражданско-правовые нарушения.
Применение различных
мер ответственности
Уголовная ответственность наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс Республики
Беларусь предусматривает
1. Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:
• уничтожение плодородного слоя почвы;
• невыполнение правил рекультивации земель;
• загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально -паразитическими вредными организмами;
• иное незаконное повреждение земель,
а также квалифицированные составы;
• порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
• порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере.
2. Ст. 386 УК предусматривает
уголовную ответственность за
самовольное занятие
Уголовная ответственность, как правило, наступает при условии административной преюдиция - привлечение к уголовной ответственности предполагает, как правило, административную преюдиция кроме квалифицированных составов порча земель.
Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.
Административная
Перечень земельных
правонарушений, за которые наступает
административная
Административное законодательство предусматривает ответственность за все виды земельных правонарушений.
Административная
ответственность применяется к
землевладельцам,
Должностные лица
юридических лиц и
Для привлечения
в административной
Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают как правило органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).
Виновные привлекаются
к административной
Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются:
• противоправное поведение
• виновность
• наличие имущественного вреда
• причинная связь между нарушением и последствиями.
Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.
Для защиты и
восстановления нарушенных
1) Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК).
Сделки, совершение которых запрещены земельным законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о земле, относятся договора купли - продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков,, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.
Сделки купли - продажи,
дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые
собственниками земельных
2) Признание вещно-правовых способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК).
3) Возмещение неправомерного вреда.
В соответствии со ст. 160 Кодекса Республики Беларусь о земле юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения земельного законодательства.
Вред возмещается в полном объеме (ст. 933 ГК).
В качестве земельно-правовых мер воздействия выступают санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном земельным законодательством.
Земельно-правовые
меры могут применяться наряду
с другими видами
Земельно-правовые
санкции направлены на
В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает:
1) Возврат самовольно занятых земельных участков - ст. 159 Кодекса Республики Беларусь о земле.
2) Принудительное изъятие
земельных участков в связи
с совершением неправомерных
действий (нарушением правил использован
Возврат самовольно
занятого земельного участка
- состоит в том, что самовольно
занятые земельные участки
Материальные затраты
по приведению самовольно
Возврат самовольно занятых
земельных участков имеет сходство
с виндикационным способом защиты прав
(ст. ст. 281, 286 ГК), но по требованию заинтересованного
лица может производиться в
Принудительное изъятие
земельных участков
Принудительное изъятие земельного участка лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодекса Республики Беларусь о земле, производится в особом порядке. Особый порядок заключается в том, что решение об изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.
Заключение
Довольно длительное
время на территории Беларуси
не существовало собственности
на землю. Законодательство
Лишь в 1990 г. в
СССР были приняты Основы
В 1990 г. в БССР
был принят первый Кодекс о
земле, отражающий положения
Своеобразным переворотом
в 1993 г. стал Закон Республики
Беларусь «О праве
В дальнейшем право
различных форм собственности
на землю закреплено в
В настоящее время
в Республике Беларусь