Пока не развито
правовое регулирование переуступки
права аренды.
Институты права
землепользования и права землевладения
нашли свое закрепление на
уровне Кодекса Республики Беларусь
о земле. Они имеют ряд общих
черт. Землепользователи имеют те же права,
что и землевладельцы. Законодательством
установлены одинаковые основания прекращения
права владения и права пользования земельных
участком.
Вместе с тем,
есть ряд различий. Землевладение
граждан является пожизненным и фактически носит бессрочный характер.
Право землевладения – самостоятельное
право – существенно отличное от права
землепользования и иных вещных прав на
землю. Землевладельцы могут отчуждать
земельные участки, сдавать их в залог,
в аренду. В отличие от землевладельца
землепользователь владеет землей на
титуле пользования. Обязанность по пользованию
землей он несет не только перед государством,
но и перед собственником земли. Пользование
может быть как постоянным, так и временным.
Экономические отношения собственности составляют основу любого
общества, а правовое регулирование появляется
и сохраняется, прежде всего, как система
норм, закрепляющих, регламентирующих
и охраняющих данные отношения. В условиях
современной Белоруссии собственность
имеет исключительное значение в связи
с тем, что она является базисом политических
и экономических коренных преобразований,
источником демократии, непременным условием
построения правового государства. Вот
почему охрана существующих отношений
собственности - важнейшая задача всякой
правовой системы, её стержень в конечном
счёте.
Одной из фундаментальных
гарантий существования в Республике
Беларусь права частной собственности
является ст.13 Конституции, в которой
закреплено, что в Республике
Беларусь признаётся и защищается равным образом частная, государственная
и иные формы собственности. Важной, не
всегда принимаемой во внимание особенностью
этого перечня является вынесение частной
собственности на первое место в данной
статье. Это тесно связано с провозглашением
прав и свобод высшей человеческой ценностью,
а их признания, соблюдения и защиты - обязанностью
государства, и со стремлением сохранить
в экономической системе характерную
для частной собственности весьма эффективную
личную заинтересованность, с необходимостью,
возрождая частную собственность, уделить
ей особое внимание.
Конституция гарантирует
равную защиту всех форм собственности.
В отличие от ранее действовавшего
законодательства, устанавливавшего
преимущества в защите социалистической,
и в особенности государственной собственности, в ныне действующем
законодательстве реализуется принцип
единства квалификации и санкций за преступления
против собственности, чьей бы она ни была.
Таким образом, Белорусское государство
охраняет собственность в её различных
формах на равных основаниях.
В целом можно
сказать, что право частной
собственности на землю, т.е.
закреплённое законом определённое
состояние принадлежности материальных
благ, охраняется нормами едва
ли не всех отраслей права:
уголовного, административного, трудового, регулирующего, земельного,
и др. я рассмотрел основные аспекты права
частной собственности граждан на землю
в Республике Беларусь. Сложившаяся экологическая
ситуация сложна, но вполне разрешима,
поскольку непримиримых противоречий
между жизненно необходимой человеку
эксплуатацией природных ресурсов и природных
систем, с одной стороны, и условием сохранения
высокого качества земли для настоящего,
и будущих поколений, с другой – нет.
Для того чтобы плодородная
земля не превратилась в землю
непригодную для выращивания чего-либо, то о ней
необходимо заботиться, а никто другой
как обыкновенный человек не сможет этого
сделать.
В юридической литературе
подчеркивается, что собственность
на землю - категория историческая.
На практику отношений земельной
собственности влияют многие факторы: меняющийся
характер экономических отношений, развитие
производительных сил, традиции, уровень
культуры, экологическая ситуация и многое
другое.
Нарушение земельного правопорядка,
неисполнение или ненадлежащее исполнение
правовых требований безусловно отрицательно
сказываются на использовании и охране
земель.
Важнейшим элементом
правового обеспечения рационального
использования и охраны земель, защиты
законных прав и интересов собственников
земли, землепользователей, арендаторов, является применение правовых
средств воздействия, направленных на
устранение нарушения земельного законодательства
и прекращение его дальнейшего развития,
восстановление нарушенного права и привлечение
виновных в нарушении к правовой ответственности.
Ответственность за земельные
правонарушения в зависимости от применяемых санкций
подразделяется на административную,
гражданско-правовую, дисциплинарную
и уголовную. Административная ответственность
наступает за такие противоправные нарушения
земельного законодательства, виновные
недостатки и упущения в использовании
и охране земель, которые по степени своей
опасности не требуют уголовного преследования.
Таким образом, для решения проблем выявленных в результате
рассмотрения вопроса об административной
ответственности за нарушение земельного
законодательства, является разработка
и принятие новых кодифицированных земельного
и административного нормативно - правовых
актов с учетом сложившихся трудностей
в практике и нынешних экономических и
социально - политических условий.
В настоящее время
осуществляется разработка проекта
закона Республики Беларусь «О внесении
изменений и дополнений в Кодекс
Республики Беларусь о земле» (далее
- проект кодекса). Постатейный анализ
проекта кодекса позволяет прийти
к выводу, что основной акцент законодатель, учитывая
потребности практики, делает на совершенствовании
правовых форм использования земель. Это,
несомненно, ознаменует новый этап в развитии
земельного законодательства.
В заключение следует отметить высокую
социальную, экономическую и правовую значимость
проекта закона, который позволит устранить
имеющиеся на сегодня пробелы, несоответствия,
противоречия земельного законодательства
и станет прочным фундаментом для его
дальнейшего развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Бакиновская, О. А. Земельное право: ответы на экзаменационные вопросы / О. А. Бакиновская. – 2-е изд.- Минск: ТетраСистемс, 2007. - 192 с.
- Боголюбов, С.А. Земельное право: учебник / С.А. Боголюбов. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2001. - 396 с.
- Винокуров, А.Ю. Экологическое право: курс лекций / А.Ю.Винокуров. -М.:Юрайт,2004.-223с.
- Гавриленко, В.Г. Энциклопедия земельного права / В.Г. Гавриленко,Н.И. Ядкевич. -Минск: «Бип - С», 2001.-168 с.
- Демичев, Д.М. Земельное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Адукацыя 1 выхаванне, 2009. - 368 с.
- Демичев, Д. М. Экологическое право. Особенная часть: учебник / Д. М. Демичев. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 494 с.
- Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть. / Колбасин Д.А. - Минск: ПолиБиг. По заказу общественного объединения “Молодежное научное общество”. 1999. - 360с.
- Макарова, Т.И. Экологическое право РБ. / Макарова Т.И. - М.,2008 Экологическое право. Под редакцией В.И. Аверкина. М.,2009
- Милов Л.В. Проблемы землеустройства / Л.В. Милов // Земельное право. - 2008. - № 11. - С. 26 - 29.
- Сапогин, А.Н. Экологическое право РБ. / А.Н. Сапогин – Минск: Амалфея, 2007. – 199с.
- Станкевич, Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2000. – 480с.
- Станкевич, Н. Г. Земельное право: учебное пособие / Н. Г. Станкевич. – Минск: Книжный дом, 2003. – 544 с.
- Цемко, В.П. Проблемы землепользования в современных условиях /В.П. Цемко // Земля Беларуси. - 2005. - № 2. - С. 28-33.
- Шингель, Н. А. Правовое регулирование земельных споров / Н. А. Шингель // Обзор судебной практики. – 2008. - № 3. – С. 4-21.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь: / В.Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 518с.
- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2009. -84 с.
- Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь, 4 января 1999г. (с изменениями и дополнениями: Закон Республики Беларусь, 8 мая 2002г. № 99-З, 20 октября 2006г. № 170-З) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2007
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г.
№ 194-З. (с изменениями и дополнениями: Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Минск.
- Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск “Беларусь” 2004г.
- Об аренде: Закон Республики Беларусь, // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Минск, 2010.
- Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь, 27 декабря 2007 г., № 667 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008.
- О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: Закон Республики Беларусь, 22 июля 2002 г. № 133-З (с изменениями и дополнениями: Законы Республики Беларусь, 4 января 2003г. № 177-З; 16 мая 2006 г. № 115-З; 20 октября 2006 г. № 170-З; 7 мая 2007 г. № 212-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002 № 87. 2/882; 2003. № 8/ 926; 2006. № 78, 2/1212; № 179. 2/
- О праве собственности на землю: Закон Республики Беларусь 16 июня 1993 г. N 2417-XII // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008.- Утратил силу.
- Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г.
№ 275-З (с изменениями и дополнениями: Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Минск