Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка
1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.
Право водопользования может быть прекращено полностью или частично в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Основания прекращения права водопользования можно разделить на безусловные и условные. К безусловным относятся те юридические факты, с которыми закон связывает обязательное прекращение права водопользования (ст. 55 ВК Украины). При условных основаниях прекращения права водопользования предусматривается возможность прекращения права водопользования в зависимости от обстоятельств, требующих выяснения.
Среди оснований
прекращения права
Водным законодательством
установлены специальные
Существует
специфический порядок
Под правовой охраной вод понимают закрепленную в законодательстве систему государственных и общественных мероприятий, направленную на предотвращение загрязнения, засорения, исчерпанию вод и организацию рационального использования водных ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства и обеспечения материальных, экологических и культурно-оздоровительных интересов населения, а также на ликвидацию негативных явлений и улучшение состояния вод.
Перечень водоохранных мероприятий содержится в Водном кодексе Украины (раздел IV), К основным водоохранных мероприятий отнесены: создание водоохранных зон (ст. 87 ВК Украины), прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны, полос отвода, береговых полос водных путей и т.д. (так, водоохранные зоны образуются для наиболее благоприятного режима водных объектов, а также уменьшения колебаний стока вдоль рек, морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов) ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах вокруг водоем и на островах. На охрану водных ресурсов направлены и некоторые запретительные предписания - запрет ввода в действие предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние воды; запрет сброса в водные объекты отходов и мусора; запрет предприятиям и гражданам загрязнять, засорять поверхности водозаборов , ледового покрова водоемов, а также морей, их заливов, лиманов производственными, бытовыми и другими отходами, мусором, нефтяными, химическими и другими загрязняющими веществами и др..
В законодательстве также
установлен комплекс мероприятий, направленных
на предотвращение вредного воздействия
вод и аварий на водных объектах
и ликвидации их последствий; лугов
и создание лесонасаждений на прибрежных
защитных смутах, склонах, строительство
противоэрозионных
Перечень прав и обязанностей закреплено как в Водном кодексе Украины, так и в других нормативных актах. Различают общие права и обязанности, которые распространяются на всех или на большую группу водопользователей, и особые, которые касаются только субъектов, осуществляющих конкретный вид водопользования. Общие права и обязанности содержатся преимущественно в кодексах, а специфические, особые права и обязанности (в первую очередь обязанности) сосредоточены и в кодексах, и в подзаконных нормативных актах - инструкциях, правилах, положениях. И поскольку сейчас широко используется договорная форма водопользования, то права и обязанности могут быть предусмотрены и в договорах на водопользование.
Права и обязанности
Права водопользователей
в предусмотренных
Права водопользователей охраняются законом. Так, в ст. 43 ВК Украины указано, что нарушены права водопользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законодательством.
Водным кодексом Украины установлены общие для всех водопользователей обязанности, потому что вместе с предоставленными водопользователям прав им необходимо выполнять и определенные обязанности. Так, ст. 44 ВК Украины закрепляет перечень обязанностей водопользователей: экономно использовать водные ресурсы, заботиться об их восстановлении и улучшении качества вод; использовать воды (водные объекты) в соответствии с целями и условиями их предоставления; соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, лимитов использования воды и лимитов сброса загрязняющих веществ, а также санитарных и других требований по благоустройству своей территории, использовать эффективные современные технические средства и технологии для содержания своей территории в надлежащем состоянии, а также осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые выводятся из нее не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также причинение вреда хозяйственным объектам и объектам окружающей природной среды; содержать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства и т.п.. Законодательством предусматриваются также и другие обязанности водопользователей.
В зависимости
от вида водопользования
За нарушение водного законодательства применяются традиционные виды ответственности: имущественная, административная, дисциплинарная, уголовная. Имущественная ответственность представляет собой возложение на виновного неблагоприятных для него имущественных последствий за правонарушения в размерах, определенных законодательством. Основной формой имущественной ответственности является возмещение убытков (ст. 111 УК Украины).
По общему правилу убытки
возмещаются в полном объеме. Однако
возможны случаи, когда размер ущерба
может быть уменьшено при наличии
определенных важных обстоятельств, непосредственно
вытекает из ст. 69 Закона Украины «Об
охране окружающей природной среды».
Убытки возмещаются, если они нанесенный
здоровью человека, его имуществу, качества
окружающей среды. Убытки, причиненные
здоровью человека, определяется по правилам
норм гражданского законодательства.
Если же убытки вызваны природным
ресурсам, тогда применяются
При этом убытки, причиненные
водным ресурсам, определяются в соответствии
с разработанными методиками. В Украине
разработана Методика расчета возмещения
убытков, причиненных государству
вследствие нарушения законодательства
об охране и рациональном использовании
водных ресурсов, утвержденной Министерством
экологии и природных ресурсов Украины
от 18 мая 1995 года. Следует отметить,
что при возмещении ущерба необходимо
руководствоваться водным и другим
экологическим
Названа методика предусматривает наступление ответственности в случаях: самовольного сброса сточных вод с предприятий, судов и других объектов превышения утвержденных нормативов и норм сбросов загрязняющих веществ; превышение утвержденных нормативов и норм расхода сточных вод; сбросов загрязняющих веществ, не указанных в разрешениях на спецводопользование или нормах; самовольных сбросов сточных вод или сырья из морских или речных судов, плавсредств, надводных или подводных сооружений; поступления сточных вод или загрязняющих веществ в поверхностные, подземные и морские воды в результате аварий на насосных станциях, коллекторах и других сооружениях, утечки таких вод или веществ из-за нарушения технологии, техники безопасности, сброса сырья вследствие аварий на нефтепродуктовый терминалах; вынужденных санкционированных аварийных сбросах, не предусмотренные проектом, но осуществляются с целью предупреждения аварийных ситуаций; сбросов вредных веществ, которые привели к загрязнению подземных вод как непосредственно, так и вследствие загрязнения поверхности земли и зоны аэрации почвы.
Осуществление платежей за загрязнение окружающей природной среды не освобождает от возмещения убытков, причиненных нарушением экологического законодательства.
Факты сбросов сточных
вод и загрязняющих веществ, а
также ухудшение качества воды водного
объекта устанавливаются
Растительный мир, как указано в ст. 3 Закона Украины от 9 апреля 1999 года «О растительном мире» представляет собой совокупность всех видов растений, а также грибов и образованных ими сообществ на определенной территории.
К основным видам природного растительного мира с позиции его правового регулирования следует отнести естественные лесные ресурсы; естественную растительность, не принадлежащий к лесным ресурсам; растительность сельскохозяйственного назначения.
Наиболее полно из всех названных видов урегулированы отношения, возникающие в процессе использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов. И это вполне оправдано, поскольку большое социальное значение этого вида растительного мира.
В природных растительных ресурсов общегосударственного значения относятся: а) объекты растительного мира в пределах: внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины; поверхностных вод (озер, водохранилищ, рек, каналов), расположенных и используются на территории более чем одной области, а также их притоков всех порядков; природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, а также заказников, памятников природы, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово- паркового искусства общегосударственного указания б) лесные ресурсы государственного указания в) редкие и такие, которые находятся под угрозой исчезновения, сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы, виды которых занесены в Красную книгу Украины г) редкие и такие , находящихся под угрозой исчезновения, и типичные природные растительные группировки, занесенные в Зеленую книгу Украины. Кроме того, в природных растительных ресурсов общегосударственного значения законодательством Украины могут быть отнесены и другие объекты растительного мира.
Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"