Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)
  1. Особливості обліку природних ресурсів та його форми.

Учет природных ресурсов ведется на основе кадастров, составляемых государственными органами систематизированных  сводов данных, включающих количественную и качественную опись объектов и  явлений ресурсного характера с  их экономической и социальной оценкой. Земельный кадастр — это упорядоченная совокупность сведений о природном, правовом, хозяйственном, экономическом и пространственном положении земельной собственности, которая представляется в документах и кадастровых планах или в цифровом виде. Земельный кадастр образует основу системы кадастрового учета ресурсов. В земельном кадастре регистрируются объекты недвижимости: земельные участки и их границы (в том числе на плане, с указанием координат крайних точек), постройки и коммуникации, сведения о владельцах и юридических основаниях собственности. Важнейшие функции земельных кадастров — обеспечение прав собственности, реализация государственной политики в отношении землепользования и налогообложения, определение размеров и сбор налогов и платежей с собственников.

  1. Правові форми екологічного контролю.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он - составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. Целью экологического контроля является обеспечение деятельности пользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке. Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории укр, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией ук.

Обычно фиксируются две  формы контроля - предупредительный (направленный на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдение законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации объектов, а также при добыче природных ресурсов). В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушения природоохранного законодательства.

И предупредительный и  текущий контроль и применение мер  административного принуждения  опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с  целью ее последующей передачи заинтересованным органам государства и научным  учреждениям для принятия соответствующих  предупредительных, текущих или  карательных мер, разработки экологических  норм, правил и нормативов, использование  полученной информации для другой работы по охране окружающей среды составляют содержание Информационного Контроля.

  1. Правове регулювання екологічної експертизи: види та порядок здійснення.

экологична экспертиза - вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанное на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, и направлена ​​на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Основными принципами экологической экспертизы являются: 1) обеспечение безопасной для жизни и здоровья людей окружающей среды, 2) сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учета общественного мнения, 3) научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность 4) экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности; 5) государственное регулирование, 6) законность.

Объектами экологической  экспертизы являются:проекты законодательных и других нормативно-правовых актов,предпроектные, проектные материалы,документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, генетически модифицированных организмов, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей среды.

Общие требования к проведению экологической экспертизы

В документации на объекты  экологической экспертизы прилагаются  обоснования по обеспечению экологической  безопасности запланированной или  осуществляемой деятельности с комплексной  эколого-экономической оценкой существующего  или предполагаемого воздействия  на состояние окружающей среды, оценке экологического риска и с альтернативными  прогнозными вариантами уменьшения этого влияния.

Лица, которые передают документацию на объекты экологической экспертизы, в случае необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивающих гласность и учитывают общественное мнение о запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую среду, отображается в Заявлении об экологических последствиях деятельности.

Субъектами экологической  экспертизы являются: 1) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, его органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии, 2) другие государственные органы, местные Советы и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством; 3) общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования, 4) другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы; 5) отдельные граждани.

  1. Правове регулювання екологічного прогнозування й планування. Моніторинг довкілля: поняття, класифікація.

Мониторинг окружающей среды - комплексная научно-информационная система регламентированных периодических непрерывных, долговременных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды с целью выявления негативных изменений и выработки рекомендаций по их устранению или ослаблению.

Мониторинг  как многоцелевая информационная система  включает:

биоэкологический мониторинг, изучает природную среду с  точки зрения его влияния на здоровье людей;

геосистемний, или природно-хозяйственный мониторинг, изучает изменения геосистем (в том числе естественных), из которых состоит окружающая среда (геомониторинга)

биосферный мониторинг, обеспечивающий наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений природной среды в глобальном масштабе (биомониторинг)

мониторинг  геологической среды (литомониторинг).

Исходя из задач и влияния  объективных условий экологический  мониторинг (мониторинг окружающей среды) можно разделить на:

Общий (стандартный) - оптимальное по количеству испытательных параметров, систематическое исследование компонентов биосферы.

Оперативный (кризисный).

Фоновый (научный) - высокоточные научные наблюдения за всеми компонентами биосферы, которые проводятся преимущественно в заповедниках.

Базовый - наблюдение за общими природными явлениями без возложения на них антропогенных воздействий.

Фоновый - изучает как наблюдение за биологическими объектами, так и по мировым явлениями в биосфере Земли.

Импактных - наблюдение за региональными влияниями в особо опасных местах.

  1. Поняття та загальна характеристика права природокористування.

Конституция Украины предоставляет  гражданам и другим лицам для  удовлетворения своих потребностей право пользоваться природными объектами, которые принадлежат на праве  государственной, а иногда частной  и коммунальной собственности в  соответствии с законом, не ухудшая  экологическую ситуацию и их природные  качества (статьи 13, 41).

субъективным  правом природопользования следует понимать обеспеченную законом возможность непосредственной эксплуатации природного объекта с целью получения определенных благ. Субъективное право природопользования определяет возможное поведение субъектов в рамках экологического законодательства по извлечению полезных свойств и качеств объекта с целью реализации своих экологических интересов.

  1. Права та обов’язки природокористувачів.

Правомочия природопользователей по использованию и владению природными объектами воплощаются в конкретных правах и обязанностях, определенных Конституцией Украины, Законом «Об охране окружающей природной среды», кодексами и законами Украины о природных ресурсах, другими нормативными актами, а также документами на право пользования (собственности) соответствующими природными объектами.

Права и обязанности  природопользователей можно разделить на общие и специальные. Общими являются такие, которые присущи всем без исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в зависимости от природного объекта, который используется, его природных качеств, специфики, вида природопользования и свойственные только определенным субъектам природопользования.

В общих прав, в частности, относятся такие, как право на самостоятельное хозяйствование при  использовании природного объекта, на извлечение из него полезных свойств  и качеств, на получение плодов и  доходов от него, на осуществление  различных действий в рамках закона с целью получения полезного  эффекта от природного объекта, право  требовать устранения препятствий  в пользовании природным объектом, право на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, право на участие в проведении общественной экологической экспертизы, на представление в суд исков к государственным органам, предприятиям, учреждений, организаций и граждан о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного влияния на природный объект, который используется, право требовать возмещения убытков, нанесенных правомерными или неправомерными действиями других лиц, право на защиту нарушенного права пользования природным объект Объектом путем подачи иска в судебные органы.

Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства или других природопользователей. Ограничение прав природопользователей не предусмотрено законом и является недопустимым. Экологические права природопользователей обеспечиваются путем установления в законодательстве определенных гарантий.

Главной обязанностью всех природопользователей является рациональное и эффективное использование природных объектов, бережное к ним отношение в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды. Специальные права и обязанности присущие каждому виду природопользования по его объектам. Решающую роль здесь играет цель природопользования. Права и обязанности, реализация и выполнение которых обусловливают непосредственное достижение цели этого вида природопользования, для него специальными.

  1. Об'єкти та суб'єкти права природокористування: поняття, види.

Каждый объект природопользования (земельный участок, водоем, лесной участок и т.д.) определяет и его  вид (землепользования, водопользования  и т.д.). При этом следует различать  и непосредственный объект пользования. В зависимости от степени правового регулирования фактического использования природных ресурсов и средств его регламентации различают: 1) естественные условия существования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и т.д.) 2) общедоступное пользование природными ресурсами; 3) всесторонне урегулированное право природопользования, которое предусматривает эксплуатацию объектов природы, находящихся в собственности, и таких, которые не поддаются индивидуализации. Общим между природными условиями существования человека и общедоступным пользованием природными ресурсами является то, что в любом из них сам процесс фактического использования природных объектов не регламентируется правом, однако субъективные интересы данного рода подлежат правовой защите.

Природным объектам общего пользования присущи следующие  основные черты: а) они не передаются и не закрепляются за конкретными субъектами, а используются без особого разрешения всеми лицами б) санкционированный законом порядок использования природных объектов общего пользования не имеет развитой детальной правовой регламентации и заключается прежде всего в определении определенных запретительных действий, а также в определенной степени и разрешенных действий в) их использования никоим образом не фиксируется и не подлежит государственной регистрации.

Объектом  права природопользования может быть юридически определен природный объект (его часть): конкретная земельный участок, участок недр или леса, водоем и т.д.. Однако в некоторых случаях право пользования определенным видом природных ресурсов связано с необходимостью предоставления субъекту двух или более различных природных объектов. Так, для разработки месторождений полезных ископаемых горнодобывающем предприятию предоставляется в пользование участок недр в пределах горного отвода, а также участок земли, необходимая для эксплуатации этих недр, вследствие чего в пользовании одного субъекта (организации) находятся два разных объекта права природопользования, тесно связанных между собой.

  1. Припинення права природокористування: поняття, підстави, порядок.

Право природопользования может  быть прекращено (полностью или частично), приостановлено на время или изменено только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"