Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка
1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.
Учет природных ресурсов ведется на основе кадастров, составляемых государственными органами систематизированных сводов данных, включающих количественную и качественную опись объектов и явлений ресурсного характера с их экономической и социальной оценкой. Земельный кадастр — это упорядоченная совокупность сведений о природном, правовом, хозяйственном, экономическом и пространственном положении земельной собственности, которая представляется в документах и кадастровых планах или в цифровом виде. Земельный кадастр образует основу системы кадастрового учета ресурсов. В земельном кадастре регистрируются объекты недвижимости: земельные участки и их границы (в том числе на плане, с указанием координат крайних точек), постройки и коммуникации, сведения о владельцах и юридических основаниях собственности. Важнейшие функции земельных кадастров — обеспечение прав собственности, реализация государственной политики в отношении землепользования и налогообложения, определение размеров и сбор налогов и платежей с собственников.
Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он - составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. Целью экологического контроля является обеспечение деятельности пользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке. Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории укр, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией ук.
Обычно фиксируются две формы контроля - предупредительный (направленный на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдение законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации объектов, а также при добыче природных ресурсов). В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушения природоохранного законодательства.
И предупредительный и текущий контроль и применение мер административного принуждения опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее последующей передачи заинтересованным органам государства и научным учреждениям для принятия соответствующих предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экологических норм, правил и нормативов, использование полученной информации для другой работы по охране окружающей среды составляют содержание Информационного Контроля.
экологична экспертиза - вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанное на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Основными принципами экологической экспертизы являются: 1) обеспечение безопасной для жизни и здоровья людей окружающей среды, 2) сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учета общественного мнения, 3) научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность 4) экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности; 5) государственное регулирование, 6) законность.
Объектами экологической экспертизы являются:проекты законодательных и других нормативно-правовых актов,предпроектные, проектные материалы,документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, генетически модифицированных организмов, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей среды.
Общие требования к проведению экологической экспертизы
В документации на объекты
экологической экспертизы прилагаются
обоснования по обеспечению экологической
безопасности запланированной или
осуществляемой деятельности с комплексной
эколого-экономической оценкой
Лица, которые передают документацию
на объекты экологической
Субъектами экологической экспертизы являются: 1) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, его органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии, 2) другие государственные органы, местные Советы и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством; 3) общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования, 4) другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы; 5) отдельные граждани.
Мониторинг окружающей среды - комплексная научно-информационная система регламентированных периодических непрерывных, долговременных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды с целью выявления негативных изменений и выработки рекомендаций по их устранению или ослаблению.
Мониторинг как многоцелевая информационная система включает:
биоэкологический мониторинг, изучает природную среду с точки зрения его влияния на здоровье людей;
геосистемний, или природно-хозяйственный мониторинг, изучает изменения геосистем (в том числе естественных), из которых состоит окружающая среда (геомониторинга)
биосферный мониторинг, обеспечивающий наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений природной среды в глобальном масштабе (биомониторинг)
мониторинг геологической среды (литомониторинг).
Исходя из задач и влияния
объективных условий
Общий (стандартный) - оптимальное по количеству испытательных параметров, систематическое исследование компонентов биосферы.
Оперативный (кризисный).
Фоновый (научный) - высокоточные научные наблюдения за всеми компонентами биосферы, которые проводятся преимущественно в заповедниках.
Базовый - наблюдение за общими природными явлениями без возложения на них антропогенных воздействий.
Фоновый - изучает как наблюдение за биологическими объектами, так и по мировым явлениями в биосфере Земли.
Импактных - наблюдение за региональными влияниями в особо опасных местах.
Конституция Украины предоставляет гражданам и другим лицам для удовлетворения своих потребностей право пользоваться природными объектами, которые принадлежат на праве государственной, а иногда частной и коммунальной собственности в соответствии с законом, не ухудшая экологическую ситуацию и их природные качества (статьи 13, 41).
субъективным правом природопользования следует понимать обеспеченную законом возможность непосредственной эксплуатации природного объекта с целью получения определенных благ. Субъективное право природопользования определяет возможное поведение субъектов в рамках экологического законодательства по извлечению полезных свойств и качеств объекта с целью реализации своих экологических интересов.
Правомочия
Права и обязанности природопользователей можно разделить на общие и специальные. Общими являются такие, которые присущи всем без исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в зависимости от природного объекта, который используется, его природных качеств, специфики, вида природопользования и свойственные только определенным субъектам природопользования.
В общих прав, в частности,
относятся такие, как право на
самостоятельное хозяйствование при
использовании природного объекта,
на извлечение из него полезных свойств
и качеств, на получение плодов и
доходов от него, на осуществление
различных действий в рамках закона
с целью получения полезного
эффекта от природного объекта, право
требовать устранения препятствий
в пользовании природным
Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства или других природопользователей. Ограничение прав природопользователей не предусмотрено законом и является недопустимым. Экологические права природопользователей обеспечиваются путем установления в законодательстве определенных гарантий.
Главной обязанностью всех природопользователей является рациональное и эффективное использование природных объектов, бережное к ним отношение в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды. Специальные права и обязанности присущие каждому виду природопользования по его объектам. Решающую роль здесь играет цель природопользования. Права и обязанности, реализация и выполнение которых обусловливают непосредственное достижение цели этого вида природопользования, для него специальными.
Каждый объект природопользования (земельный участок, водоем, лесной участок и т.д.) определяет и его вид (землепользования, водопользования и т.д.). При этом следует различать и непосредственный объект пользования. В зависимости от степени правового регулирования фактического использования природных ресурсов и средств его регламентации различают: 1) естественные условия существования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и т.д.) 2) общедоступное пользование природными ресурсами; 3) всесторонне урегулированное право природопользования, которое предусматривает эксплуатацию объектов природы, находящихся в собственности, и таких, которые не поддаются индивидуализации. Общим между природными условиями существования человека и общедоступным пользованием природными ресурсами является то, что в любом из них сам процесс фактического использования природных объектов не регламентируется правом, однако субъективные интересы данного рода подлежат правовой защите.
Природным объектам общего пользования присущи следующие основные черты: а) они не передаются и не закрепляются за конкретными субъектами, а используются без особого разрешения всеми лицами б) санкционированный законом порядок использования природных объектов общего пользования не имеет развитой детальной правовой регламентации и заключается прежде всего в определении определенных запретительных действий, а также в определенной степени и разрешенных действий в) их использования никоим образом не фиксируется и не подлежит государственной регистрации.
Объектом права природопользования может быть юридически определен природный объект (его часть): конкретная земельный участок, участок недр или леса, водоем и т.д.. Однако в некоторых случаях право пользования определенным видом природных ресурсов связано с необходимостью предоставления субъекту двух или более различных природных объектов. Так, для разработки месторождений полезных ископаемых горнодобывающем предприятию предоставляется в пользование участок недр в пределах горного отвода, а также участок земли, необходимая для эксплуатации этих недр, вследствие чего в пользовании одного субъекта (организации) находятся два разных объекта права природопользования, тесно связанных между собой.
Право природопользования может быть прекращено (полностью или частично), приостановлено на время или изменено только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.
Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"