Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка
1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.
Экологические
права по форме реализации подразделяются
на индивидуальные и коллективные.Свои экологические права граждане
могут реализовать самостоятельно,
а также совместно с другими,
объединившись в организации, группы
и другие образования. Экологические
права дифференцируются на абсолютные
и относительные. Для абсолютных
прав характерно то, что их носителю
противостоит неопределенное количество
лиц качестве обязанных субъектов и каждый
из этих субъектов должен воздерживаться
от нарушения прав.Экологические
права можно разделить в зависимости от
защиты экологических интересов на экологические
имущественные и личные неимущественные
права. Природные объекты, хотя и приравниваются
в новом ГК Украины к вещам (имущества),
но остаются объектами особого рода. Природа не является результатом
деятельности человека.Имущественные
объекты не так унифицированы, как экологические.Главным критерием
разграничения сферы гражданского и экологического
права пребывания соответствующего природного
объекта в взаимосвязь связи с природной
средой. Объекты природы
и товарно-материальные ценности - разные
категории, имеющие особые экологические,
экономические и правовые признаки и характеристики. К группе имущественных
прав в сфере экологии принадлежат права на возмещение
вреда, причиненного здоровью и имуществу
граждан вследствие негативного влияния
на окружающую среду, на природопользование,
на собственность на природные ресурсы,
содержание которого в определенной степени
ограниченным и своеобразным сравнению
с другими имущественными правами .
Личные неимущественные
права, как правило, относятся к категории
абсолютных. Они обеспечивают естественное
существование физического лица и возникают
по поводу личных благ.Экологические
права граждан в сфере охраны окружающей
среды можно подразделить на право:
принимать участие в мероприятиях, обеспечивающих
рациональное использование природных
объектов; общественных образований в
области экологии; в обсуждении нормативных
актов и других мероприятий с целью предотвращения
негативных последствий; в проведении
экологической экспертизы и т.д..
Корреляция экологических
прав и обязанностей граждан создает
режим наибольшего благоприятствования
для жизнедеятельности людей. Такое сочетание дает разумный
баланс интересов всех субъектов экологических
правоотношений, способствует достижению
гармоничного взаимодействия природы
и общества. Любые субъективные экологические
права могут быть реализованы только через
чьи-то экологические обязанности и, наоборот,
экологические обязанности предполагают
чье-либо право требовать их выполнения. Вне корреляцией данные
категории не могут существовать.
Экологический долг
представляет собой установленную в законодательстве
или договоре мере должного, общественно
необходимого поведения, которая опирается
на возможность государственного принуждения.Структура
экологического долга включает следующие
элементы: необходимость совершать определенные
действия или воздержаться от них; необходимость
для правозобовьязанои лица отреагировать
на обращенные к нему законные требования
управомоченного; необходимость нести
ответственность за невыполнение требований,
предусмотренных экологическим законодательством;
необходимость не препятствовать контрагенту
пользоваться тем благом, по которому он имеет
право (сервитут, эмфитевзис, суперфиций).
содержание экологического
долга целесообразно рассматривать в
двух аспектах: во-первых, в необходимости
совершать активные положительные действия,
соответствующие требованиям экологического
законодательства, и, во-вторых, в необходимости
воздерживаться от действий, запрещенных
действующим экологическим законодательством. Экологические
права и обязанности в экологических правоотношениях
- это не само поведение субъектов, а предоставление
возможности или необходимости определенного
поведения в пределах норм экологического
права.
10 Конституційні екологічні права громадян: поняття, класифікація.
Среди конституционных экологических
прав граждан ведущее место занимает
их право на безопасную для жизни
и здоровья окружающую среду, которое
принадлежит к основным (фундаментальным)
естественных прав и закреплено в
ст. 50 Конституции Украины и ст. 9 Закона Украины «Об охране
окружающей природной среды». Это право присуще человеку
от времени его рождения и является фактическим
правом каждого гражданина требовать
соблюдения эколого-правовых предписаний. Этому праву соответствует обязанность
каждого и государства по его обеспечению.Право
человека и гражданина на безопасную окружающую
среду представляет собой юридическую
возможность проживать в окружающей среде,
которое не причиняло вреда его здоровью
и жизни, а в случае нарушения этого права
- требовать его защиты в установленном
законодательством порядке. Это общее определение охватывает
все основные признаки данного субъективного
права.Право на безопасную для жизни и
здоровья окружающую среду по своему характеру
- пассивное право, потому основанием для
его возникновения есть норма закона,
а потому предприятие не обязательно входить
в соответствующие отношения. Как и для любого абсолютного
права, для него характерно наличие неопределенного
круга обязанных лиц, которые должны воздерживаться
от его нарушения, в том числе и государства.
Экологическая информация
- это открытые, полные и достоверные сведения
о природных явлениях, событиях, предметы,
процессы и лиц в сфере принадлежности
природных ресурсов, использования, обеспечения
экологической безопасности, воспроизводства
и охраны окружающей среды, которые предоставляются
своевременно. Полная информация означает,
что сведения, которые в нее входят, являются
исчерпывающими, в них в полной мере отражены
все факты. Достоверной является информация,
которая соответствует состоянию окружающей
среды и здоровью людей, объективно существующих,
а также другим показателям. Общим условием
получения экологической информации является
ее открытый характер. По своим распространением информация
разделяется на открытую и с ограниченным
доступом (конфиденциальную и секретную).Информация
о состоянии окружающей природной среды,
его влияние на здоровье людей всегда
является открытой и не может быть признана
конфиденциальной или тайной.
11Поняття, зміст і особливості права власності на природні ресурси.
Собственность - это экономическая категория, которая проявляется в отношениях между людьми по поводу присвоения материальных благ. Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.Во-первых, оно не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а лишь те из них, которые являются относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним относятся земля, недра, воды, леса, животный мир, природно-заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и т.д.), потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимосвязаны. По своему юридическому содержанию право собственности на природные ресурсы раскрывается через содержание его структурных элементов: право владения, пользования и распоряжения.Право владения природными ресурсами представляет собой фактическое владение уполномоченным лицом объектом, осуществление хозяйственного господства над присвоенными природными ресурсами и устранения всех других лиц от их фактического присвоения. Право пользования природными ресурсами следует понимать как признание законом возможности их хозяйственной эксплуатации и извлечения из них полезных возможностей и доходов. Следует отметить, что право пользования природными ресурсами владельца имеет отличия от права пользования природными ресурсами несобственников. Оно как и другие правомочия (права и обязанности) владельца не может быть ограничено сроками, осуществляется собственником самостоятельно, не предусматривает вмешательства других лиц, не являющихся собственниками. Право распоряжения природными ресурсами - это признанная за владельцем и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния природных объектов, определения их юридической судьбы (передача их другим субъектам права в собственность). Такими действиями являются в основном сделки (купля-продажа, дарение, обмен и т.д.). 12Форми власності на природні ресурси.
Законодательством предусмотрено три формы собственности на природные ресурсы: государственную, коммунальную, частную. В частной собственности по действующему законодательству могут находиться:- Объекты животного мира, изъятые из состояния естественной свободы, разведены (полученные) в полувольных условиях или в неволе или приобретенные другим не запрещенным законом путем (статья 7 Закона Украины "О животном мире");- Замкнутые естественные водоемы общей площадью до С гектаров (часть 2 статьи 59 Земельного кодекса Украины);- Замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, а также земельные участки деградированных и малопродуктивных земель, приобретенных для облесения (части 2, 3 статьи 56 Земельного кодекса Украины);- Отдельные территории и объекты природно-заповедного фонда, земли рекреационного назначения (статья 4 Закона Украины "О природно-заповедном фонде", статья 52 Земельного кодекса Украины);- Объекты Красной книги Украины, предоставленные в соответствии с законом с разрешения специально уполномоченного органа в частную собственность, разведены (полученные) в искусственных условиях от законно приобретенных в частную собственность объектов Красной книги Украины, а также ввезенные в Украину из-за границы или приобретенные в Украине у лиц, имеющих право частной собственности на эти объекты (статья 7 Закона Украины "О Красной книге Украины" (2002));- Земельные участки сельскохозяйственного назначения; земельные участки, предназначенные для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства; земельные участки жилищно-строительных (жилищных) и гаражно-строительных кооперативов, многоквартирных жилых домов, земли историко-культурного назначения, земли промышленности и транспорта, земли связи и энергетической системы (статьи 22, 40-42, 54, 66, 67, 75, 76 Земельного кодекса Украины). В государственной и коммунальной собственности находятся природные объекты, которые не находят в частной собственности. Отнесение природных объектов к коммунальной или государственной собственности осуществляется в соответствии с законом.Так, подземные хранилища нефти, газа и продуктов их переработки, созданные в природных емкостях, являются объектами права государственной собственности редкие и такие, которые находятся под угрозой исчезновения, виды животного и растительного мира, постоянно или временно находятся (произрастают) в природных условиях в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны) , которые содержатся (сохраняются) предприятиями, учреждениями и организациями государственной или коммунальной формы собственности, являются объектами права соответственно государственной или коммунальной собственности (статья 6 Закона Украины "О Красной книге Украины). Также другие объекты животного мира, содержащихся ( сохраняются) предприятиями, учреждениями и организациями государственной или коммунальной формы собственности, является объектом права государственной или коммунальной собственности (статья 6 Закона Украины "О животном мире"). 13Право державної власності на природні ресурси: об'єкти та суб'єкти.
Субъектами права собственности на природные ресурсы является украинский народ (статья 13 ку, статьи 318, 324 гку), органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.Как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине (статья 5 КУ) украинский народ реализует свое право собственности на природные ресурсы как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
объектами- природные ресурсы, в отношении которые осущ.права, относится
пользование природными ресурсами, земельные ресурсы, лесными, животными ресурсами, недрами.
14Виникнення, зміна та припинення права державної власності на природні ресурси: підстави та порядок.
По общим правилам право собственности приобретается на основании приобретения соответствующих объектов по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам. Основанием возникновения права собственности на природный объект может быть и решение органа власти о передаче соответствующего объекта в собственность. Земельным кодексом Украины установлено, что граждане приобретают право собственности на землю, кроме как по гражданско-правовым договорам, также: на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование; принятия наследства, выделение в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая) (часть 1 статьи 81). Коммунальная собственность на землю возникает в случае: передачи территориальным общинам земель государственной собственности; принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; принятия наследства; по гражданским договорам и возникновения других оснований, предусмотренных законом (часть 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины). Государство приобретает право собственности на землю в случае: отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; приобретения по гражданско-правовым соглашениям; принятия наследства; передачи в собственность государства земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами; конфискации земельного участка.
Прекращение права собственности на природные объекты может происходить по разным основаниям, предусмотренным законодательством: прекращение существования объекта права собственности (потеря, гибель) прекращение существования субъекта права собственности (в случае утраты гражданства Украины, смерти физического лица, а также при реорганизации или ликвидации юридического лица) добровольный отказ (купля-продажа, дарение) принудительное отчуждение собственника природного объекта вопреки его воле на основаниях, указанных в законе (изъятие природного объекта содержится нерационально или средствами, приводящие к его уничтожению).
Также Земельный кодекс Украины к основаниям прекращения права собственности относит: обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора; отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; конфискации по решению суда, использование земельного участка не по целевому назначению; не устранения допущенных нарушений законодательства (загрязнение земель радиоактивными и химическими веществами, отходами, сточными водами и т.д., а также использование земель способами, наносящими вред здоровью населения) в сроки, установленные указаниями специально уполномоченных органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и т.д. (статьи 140, 143).
15Право комунальної власності на природні ресурси: об'єкти та суб'єкти.
субьектамы
права коммунальной собственности определены территориальные
общины сел, поселков, городов как непосредственно,
так и в лице их представительных органов
- советов. Территориальная громада - это
жители, объединенные постоянным проживанием
в пределах села, поселка, города, являющихся
самостоятельными административно-
16Виникнення та припинення комунальної власності на природні ресурси: підстави та порядок.
Особым условием возникновения права коммунальной собственности принудительное отчуждение природных ресурсов у частных владельцев в случае возникновения общественных нужд или общественной необходимости. Нужно различать эти понятия. В первом случае перечень общественных нужд четко определен и является исчерпывающим.
К общественным потребностям
относится принудительный выкуп
земельных участков под здания и
сооружения органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
под здания, сооружения и другие
производственные объекты государственной
и коммунальной собственности; под
объекты природно-заповедного
Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"