Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)

Экологические права по форме реализации подразделяются на индивидуальные и коллективные.Свои экологические права граждане могут реализовать самостоятельно, а также совместно с другими, объединившись в организации, группы и другие образования.  Экологические права дифференцируются на абсолютные и относительные. Для абсолютных прав характерно то, что их носителю противостоит неопределенное количество лиц качестве обязанных субъектов и каждый из этих субъектов должен воздерживаться от нарушения прав.Экологические права можно разделить в зависимости от защиты экологических интересов на экологические имущественные и личные неимущественные права. Природные объекты, хотя и приравниваются в новом ГК Украины к вещам (имущества), но остаются объектами особого рода. Природа не является результатом деятельности человека.Имущественные объекты не так унифицированы, как экологические.Главным критерием разграничения сферы гражданского и экологического права пребывания соответствующего природного объекта в взаимосвязь связи с природной средой. Объекты природы и товарно-материальные ценности - разные категории, имеющие особые экологические, экономические и правовые признаки и характеристики. К группе имущественных прав в сфере экологии принадлежат права на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие негативного влияния на окружающую среду, на природопользование, на собственность на природные ресурсы, содержание которого в определенной степени ограниченным и своеобразным сравнению с другими имущественными правами . 
Личные неимущественные права, как правило, относятся к категории абсолютных. Они обеспечивают естественное существование физического лица и возникают по поводу личных благ.Экологические права граждан в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на право: принимать участие в мероприятиях, обеспечивающих рациональное использование природных объектов; общественных образований в области экологии; в обсуждении нормативных актов и других мероприятий с целью предотвращения негативных последствий; в проведении экологической экспертизы и т.д.. 
Корреляция экологических прав и обязанностей граждан создает режим наибольшего благоприятствования для жизнедеятельности людей. Такое сочетание дает разумный баланс интересов всех субъектов экологических правоотношений, способствует достижению гармоничного взаимодействия природы и общества. Любые субъективные экологические права могут быть реализованы только через чьи-то экологические обязанности и, наоборот, экологические обязанности предполагают чье-либо право требовать их выполнения. Вне корреляцией данные категории не могут существовать. 
Экологический долг представляет собой установленную в законодательстве или договоре мере должного, общественно необходимого поведения, которая опирается на возможность государственного принуждения.Структура экологического долга включает следующие элементы: необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них; необходимость для правозобовьязанои лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; необходимость нести ответственность за невыполнение требований, предусмотренных экологическим законодательством; необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, по которому он имеет право (сервитут, эмфитевзис, суперфиций). 
содержание экологического долга целесообразно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в необходимости совершать активные положительные действия, соответствующие требованиям экологического законодательства, и, во-вторых, в необходимости воздерживаться от действий, запрещенных действующим экологическим законодательством.  Экологические права и обязанности в экологических правоотношениях - это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения в пределах норм экологического права.

10  Конституційні екологічні права громадян: поняття, класифікація.

Среди конституционных экологических  прав граждан ведущее место занимает их право на безопасную для жизни  и здоровья окружающую среду, которое  принадлежит к основным (фундаментальным) естественных прав и закреплено в  ст. 50 Конституции Украины и ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Это право присуще человеку от времени его рождения и является фактическим правом каждого гражданина требовать соблюдения эколого-правовых предписаний. Этому праву соответствует обязанность каждого и государства по его обеспечению.Право человека и гражданина на безопасную окружающую среду представляет собой юридическую возможность проживать в окружающей среде, которое не причиняло вреда его здоровью и жизни, а в случае нарушения этого права - требовать его защиты в установленном законодательством порядке. Это общее определение охватывает все основные признаки данного субъективного права.Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду по своему характеру - пассивное право, потому основанием для его возникновения есть норма закона, а потому предприятие не обязательно входить в соответствующие отношения. Как и для любого абсолютного права, для него характерно наличие неопределенного круга обязанных лиц, которые должны воздерживаться от его нарушения, в том числе и государства.   
Экологическая информация - это открытые, полные и достоверные сведения о природных явлениях, событиях, предметы, процессы и лиц в сфере принадлежности природных ресурсов, использования, обеспечения экологической безопасности, воспроизводства и охраны окружающей среды, которые предоставляются своевременно. Полная информация означает, что сведения, которые в нее входят, являются исчерпывающими, в них в полной мере отражены все факты. Достоверной является информация, которая соответствует состоянию окружающей среды и здоровью людей, объективно существующих, а также другим показателям. Общим условием получения экологической информации является ее открытый характер. По своим распространением информация разделяется на открытую и с ограниченным доступом (конфиденциальную и секретную).Информация о состоянии окружающей природной среды, его влияние на здоровье людей всегда является открытой и не может быть признана конфиденциальной или тайной. 

11Поняття, зміст і особливості права власності на природні ресурси.

Собственность - это экономическая категория, которая проявляется в отношениях между людьми по поводу присвоения материальных благ. Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.Во-первых, оно не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а лишь те из них, которые являются относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним относятся земля, недра, воды, леса, животный мир, природно-заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и т.д.), потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимосвязаны. По своему юридическому содержанию право собственности на природные ресурсы раскрывается через содержание его структурных элементов: право владения, пользования и распоряжения.Право владения природными ресурсами представляет собой фактическое владение уполномоченным лицом объектом, осуществление хозяйственного господства над присвоенными природными ресурсами и устранения всех других лиц от их фактического присвоения. Право пользования природными ресурсами следует понимать как признание законом возможности их хозяйственной эксплуатации и извлечения из них полезных возможностей и доходов. Следует отметить, что право пользования природными ресурсами владельца имеет отличия от права пользования природными ресурсами несобственников. Оно как и другие правомочия (права и обязанности) владельца не может быть ограничено сроками, осуществляется собственником самостоятельно, не предусматривает вмешательства других лиц, не являющихся собственниками. Право распоряжения природными ресурсами - это признанная за владельцем и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния природных объектов, определения их юридической судьбы (передача их другим субъектам права в собственность). Такими действиями являются в основном сделки (купля-продажа, дарение, обмен и т.д.). 12Форми власності на природні ресурси.

Законодательством предусмотрено  три формы собственности на природные  ресурсы: государственную, коммунальную, частную. В частной собственности по действующему законодательству могут находиться:- Объекты животного мира, изъятые из состояния естественной свободы, разведены (полученные) в полувольных условиях или в неволе или приобретенные другим не запрещенным законом путем (статья 7 Закона Украины "О животном мире");- Замкнутые естественные водоемы общей площадью до С гектаров (часть 2 статьи 59 Земельного кодекса Украины);- Замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, а также земельные участки деградированных и малопродуктивных земель, приобретенных для облесения (части 2, 3 статьи 56 Земельного кодекса Украины);- Отдельные территории и объекты природно-заповедного фонда, земли рекреационного назначения (статья 4 Закона Украины "О природно-заповедном фонде", статья 52 Земельного кодекса Украины);- Объекты Красной книги Украины, предоставленные в соответствии с законом с разрешения специально уполномоченного органа в частную собственность, разведены (полученные) в искусственных условиях от законно приобретенных в частную собственность объектов Красной книги Украины, а также ввезенные в Украину из-за границы или приобретенные в Украине у лиц, имеющих право частной собственности на эти объекты (статья 7 Закона Украины "О Красной книге Украины" (2002));- Земельные участки сельскохозяйственного назначения; земельные участки, предназначенные для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства; земельные участки жилищно-строительных (жилищных) и гаражно-строительных кооперативов, многоквартирных жилых домов, земли историко-культурного назначения, земли промышленности и транспорта, земли связи и энергетической системы (статьи 22, 40-42, 54, 66, 67, 75, 76 Земельного кодекса Украины). В государственной и коммунальной собственности находятся природные объекты, которые не находят в частной собственности. Отнесение природных объектов к коммунальной или государственной собственности осуществляется в соответствии с законом.Так, подземные хранилища нефти, газа и продуктов их переработки, созданные в природных емкостях, являются объектами права государственной собственности редкие и такие, которые находятся под угрозой исчезновения, виды животного и растительного мира, постоянно или временно находятся (произрастают) в природных условиях в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны) , которые содержатся (сохраняются) предприятиями, учреждениями и организациями государственной или коммунальной формы собственности, являются объектами права соответственно государственной или коммунальной собственности (статья 6 Закона Украины "О Красной книге Украины). Также другие объекты животного мира, содержащихся ( сохраняются) предприятиями, учреждениями и организациями государственной или коммунальной формы собственности, является объектом права государственной или коммунальной собственности (статья 6 Закона Украины "О животном мире"). 13Право державної власності на природні ресурси: об'єкти та суб'єкти.

Субъектами  права собственности на природные  ресурсы является украинский народ (статья 13 ку, статьи 318, 324 гку), органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.Как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине (статья 5 КУ) украинский народ реализует свое право собственности на природные ресурсы как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

объектами- природные ресурсы, в отношении которые осущ.права, относится

пользование природными ресурсами, земельные ресурсы,  лесными, животными  ресурсами, недрами.

14Виникнення, зміна та припинення права державної власності на природні ресурси: підстави та порядок.

По общим правилам право  собственности приобретается на основании приобретения соответствующих  объектов по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам. Основанием возникновения права собственности на природный объект может быть и решение органа власти о передаче соответствующего объекта в собственность. Земельным кодексом Украины установлено, что граждане приобретают право собственности на землю, кроме как по гражданско-правовым договорам, также: на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование; принятия наследства, выделение в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая) (часть 1 статьи 81). Коммунальная собственность на землю возникает в случае: передачи территориальным общинам земель государственной собственности; принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; принятия наследства; по гражданским договорам и возникновения других оснований, предусмотренных законом (часть 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины). Государство приобретает право собственности на землю в случае: отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; приобретения по гражданско-правовым соглашениям; принятия наследства; передачи в собственность государства земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами; конфискации земельного участка.

Прекращение права собственности на природные  объекты может происходить по разным основаниям, предусмотренным  законодательством: прекращение существования объекта права собственности (потеря, гибель) прекращение существования субъекта права собственности (в случае утраты гражданства Украины, смерти физического лица, а также при реорганизации или ликвидации юридического лица) добровольный отказ (купля-продажа, дарение) принудительное отчуждение собственника природного объекта вопреки его воле на основаниях, указанных в законе (изъятие природного объекта содержится нерационально или средствами, приводящие к его уничтожению).

Также Земельный  кодекс Украины к основаниям прекращения  права собственности относит: обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора; отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; конфискации по решению суда, использование земельного участка не по целевому назначению; не устранения допущенных нарушений законодательства (загрязнение земель радиоактивными и химическими веществами, отходами, сточными водами и т.д., а также использование земель способами, наносящими вред здоровью населения) в сроки, установленные указаниями специально уполномоченных органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и т.д. (статьи 140, 143).

15Право комунальної власності на природні ресурси: об'єкти та суб'єкти.

субьектамы права коммунальной собственности определены территориальные общины сел, поселков, городов как непосредственно, так и в лице их представительных органов - советов. Территориальная громада - это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр. Непосредственно свои полномочия территориальная община может осуществить путем проведения местных референдумов, в других случаях - через сельские, городские ради. объектом права коммунальной собственности все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности. К землям коммунальной собственности относятся земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.), земли под железными, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта, земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, и др..

16Виникнення та припинення комунальної власності на природні ресурси: підстави та порядок.

Особым условием возникновения права коммунальной собственности принудительное отчуждение природных ресурсов у частных владельцев в случае возникновения общественных нужд или общественной необходимости. Нужно различать эти понятия. В первом случае перечень общественных нужд четко определен и является исчерпывающим.

К общественным потребностям относится принудительный выкуп  земельных участков под здания и  сооружения органов государственной  власти и органов местного самоуправления, под здания, сооружения и другие производственные объекты государственной  и коммунальной собственности; под  объекты природно-заповедного и  другого природоохранного назначения; обороны и национальной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий  электропередачи, аэропортов, нефте-и газовых терминалов, электростанций и пр.) под размещение дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населення.Припинення права коммун.собственности на природные ресурсы может быть только в случаях предоставления их в коммунальную или частную собственность. Это означает, что не может иметь места прекращения права государственной собственности на любых принудительных основаниях без добровольного согласия собственника.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"