Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)

Обеспечение надлежащего  состояния земель связано в первую очередь с их охраной, которая  осуществляется в том числе и путем реализации правовых мер. Охрана земель является не локальной, а общеобщественной делом, поскольку она обеспечивает интересы не только непосредственно тех субъектов, которые используют земли, а всего общества. В связи с этим в Конст.Украины (ст. 14) нашло свое закрепление положения о том, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Земли могут охраняться на основании, действующий Земельный кодекс Украины посвящает охране земель специальный раздел, правовые предписания которого нашли свое развитие и реализацию в Законе Украины от 19 июня 2003 года «Об охране земель».Правовая охрана земель представляет собой систему урегулированных нормами права организационных, экономических и других специальных отношений по обеспечению рационального использования земельного фонда страны, предупреждение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защите земель от вредных антропогенных излияний, а также воспроизведение и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, обеспечение особого правового режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

  1. Поняття права надрокористування: об'єкти та суб'єкти.

Право пользования недрами  является разновидностью права природопользования и имеет свои особенности. Его  следует рассматривать как объективное  и субъективное право. Как объективное право - это один из центральных институтов горного права, потому что недра составляют исключительную собственность народа Украины и предоставляются только в пользование (ст. 4 Кодекса о недрах и далее - КПН Украины). Этот институт включает совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим использования недр, основания и порядок возникновения и прекращения права пользования недрами, основные права и обязанности недропользователей.Субъективное право пользования недрами составляет принадлежащие конкретному лицу правомочия по эксплуатации недр.

Надра - это часть земной коры, находящегося под поверхностью суши и дном водойомищ и достигает глубин, доступных для геологического изучения и освоения (ст. 1 КПН Украины). Это самостоятельный элемент природы, часть природной среды. К недр относят сплошные породы и породы, находящиеся в жидком или газообразном состоянии, и др.. Указанное обстоятельство определяет специфику их правового режима.

Природные месторождения полезных ископаемых - это совокупность минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования. В техногенных месторождений полезных ископаемых относятся места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также в результате потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.

Объектом недропользования может быть какая-то одна, индивидуализированная на местности, в натуре часть (участок) государственного фонда недр, предоставляемого в пользование для определенной цели, - горных отвод.Пользователями недр являются специализированные предприятия, учреждения и организации, а также граждане Украины, имеющие соответствующую квалификацию, материально-технические и экономические возможности для пользования недрами. В установленных законодательством случаях недра могут передаваться в пользование иностранным юридическим лицам и гражданам. С целью удовлетворения своих хозяйственных и бытовых нужд право пользования недрами для добычи полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод и т.п. осуществляют собственники земли и землепользователи, но только в пределах предоставленных им земельных участков .

  1. Характеристика видів права користування надрами.

Классификация права пользования  недрами осуществляется на основе целевого назначения и сроков пользования.

По  срокам право пользования недрами Постоянным признается пользование недрами без заранее установленного срока. Временное пользование делится на краткосрочное - до пяти лет и долгосрочное - до двадцати лет. В случае необходимости срок временного пользования может быть продлен на тот же срок.

Главной классификационным  признаком деления права пользования  недрами на виды является цель их использования. От нее зависит содержание прав и  обязанностей недропользователей, субъектный состав и другие вопросы правового регулирования соответствующих отношений. Согласно ст. 14 КПН Украины различают следующие виды пользования: геологическое изучение, в том числе опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения; добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, пам. достопримечательности природы, лечебные, оздоровительные учреждения и др..) удовлетворение других потребностей.

  1. Правове регулювання добування корисних копалин: підстави та порядок виникнення, здійснення та припинення.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной  власти субъектов, оформляется специальным  государственным разрешением в  виде лицензии, включающей установленной  формы бланк с Государственным  гербом, а также текстовые, графические  и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется  лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования  указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего  все необходимые условия пользования  недрами.Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами  осуществляется через проведение конкурсов  и аукционов. Основные критерии, которые  при этом учитываются, - это научно-технический  уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота  извлечения полезных ископаемых, вклад  в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих  программ, эффективность природоохранных  мероприятий.

Выдача, оформление и регистрация  лицензий на право пользования недрами  осуществляются государственными органами управления фондом недр.

Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Общераспространенные распределены в недрах относительно равномерно и  их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами .

Собственники, владельцы земельных  участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство  подземных сооружений для своих  нужд на глубину до пяти метров, а  также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Существуют основания для прекращения права пользования недрами. К числу наиболее общих оснований прекращения права недропользования относятся:

1) истечении установленного в лицензии срока ее действия;;

2) отказ владельца лицензии от  права пользования недрами;

3) возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) переоформление лицензии с  нарушением требований закона.

  1. Правова природа спеціальних дозволів на право користування надрами.

Специальные разрешения в  пределах конкретных участков предоставляются  специализированным предприятиям, учреждениям  и организациям, а также гражданам, которые имеют соответствующую  квалификацию, материально-технические  и экономические возможности  для пользования недрами. Лицензия выдается по заявлению субъекта предпринимательской деятельности. Предоставление таких разрешений осуществляется после предварительного согласования с соответствующим местным советом вопроса о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка не требуется. Лицензии на пользование недрами предоставляет Государственный комитет природных ресурсов Украины по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами, как правило, на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Решение о выдаче лицензии или отказе в ней происходит в течение не более 30 дней со дня подачи заявления и необходимых документов.

В лицензии указывается наименование органа, выдавшего ее, фамилия, имя, отчество, адрес проживания гражданина или наименование и местонахождение  юридического лица, вид деятельности, на которую выдается лицензия, место  ее осуществления, особые условия и  правила осуществления данного  вида деятельности, регистрационный  номер лицензии, дата выдачи, срок действия. Продление лицензии осуществляется в установленном порядке. После  прекращения деятельности субъектом  предприятия предоставлена ​​лицензия теряет силу.

Право на пользование  недрами удостоверяется актом о  предоставлении горного отвода. Горные отводы могут предоставляться предприятиям и гражданам лишь при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр, а также утвержденного в установленном порядке проекта разработки месторождения полезных ископаемых или строительства горнодобывающего объекта или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых.

Предоставление  дополнительных горных отводов к  существующему оформлююеться как новый отвод.

Надра в пределах горного отвода должны использоваться в соответствии с целями, для которых он был предоставлен. Передача горного отвода полностью или частично другому предприятию или гражданину запрещается.

На разработку месторождений  полезных ископаемых горный отвод, как  правило, предоставляется для всего  месторождения. На разработку крупных  месторождений полезных ископаемых, кроме нефтяных и газовых, горные отводы могут быть предоставлены двум или нескольким предприятиям или гражданам. Горные отводы предоставляются отдельно для разработки каждого месторождения, когда различные виды полезных ископаемых залегают на одной территории.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, строительства  и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных  с добычей полезных ископаемых, предоставляются  Государственным комитетом Украины  по надзору за охраной труда. Для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения горные отводы предоставляются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским советом.

Проект горного отвода состоит из пояснительной записки  и графических материалов. В пояснительной  записке должны быть изложены: цель, с которой подается заявление  о предоставлении горного отвода; обоснование необходимости получения  горного отвода; наименование организации, выполнившей проектирование горнодобывающего объекта или подземного сооружения, и организации, которая подготовила  проект горного отвода; общие сведения о территорию, на которой находится горный отвод, в том числе о ее географическое и административное положение, площадь, характеристику сельскохозяйственных и других угодий, рек, озер и других водных объектов, отдельные здания и сооружения, а также указываются категории, к которым относятся земли соответствии с земельным законодательством, короткая геологическая характеристика участка недр в пределах горного отвода и прилегающей к ней территории, в том числе данные о геологическом строении, горнотехнических и гидрогеологических условиях и степень их изученности, короткая геологическая характеристика существующего месторождения полезных ископаемых (размеры и элементы залегания рудных тел, жил и др.), горнотехнических и гидрогеологических условиях его разработки; обоснование и расчет границ и размеров горного отвода.

Решение, по заявлению на получение горного отвода принимается  в течение не более 30 дней.

Перед принятием решения  рассматривается и проверяется: правильность и обоснованность границ горного отвода с учетом требований действующего законодательства о недрах, соответствие проекта горного отвода требованиям Положения о предоставлении горного отвода, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27 января 1995 года № 59, наличие документов, прилагаемых к проекту; проект горнодобывающего объекта или подземного сооружения, для которых предоставляется  горный отвод, относительно полноты  и обоснованности проектных решений  по рациональному и комплексному использованию недр, а также обеспечения  безопасности людей, имущества, зданий, сооружений и окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"