Однако международная
финансовая интеграция ставит перед
МФКИ и другими участниками рынка
новые проблемы.
Во-первых, инвесторам может
быть сложно получить надежные данные
относительно деятельности на международных
рынках капитала. Например, многие финансовые
операции, такие, как процентные свопы,
относятся к забалансовым статьям и не
фиксируются четко по обычным каналам
отчетности.
Во-вторых интеграция финансовых
рынков привела к упрощению начала
процедуры обращения финансового
ресурса. Финансовым институтам, особенно
тем, чья деятельность оказывает
значительное влияние на состояние
финансового рынка, трудно своевременно
спрогнозировать или обнаружить
дестабилизирующие потоки средств
для того, чтобы сформировать корректирующую
стратегию.
И наконец, рыночная интеграция
может усилить уязвимость финансового
рынка и усложнить проблему контроля
за его деятельностью.
Степень участия и влияния
отдельных стран в международных
и финансовых институтах определяется
величиной их взноса в капитал, так
как обычно применяется система
«взвешенных голосов», т.е. чем больше
страна вносит капитала, тем больше
ее вес и влияние на деятельность
МФКИ. Изменение соотношения сил
во всемирном хозяйстве, в частности
возникновение в 60-х годах трех
центров (США, Западная Европа, Япония)
в противовес послевоенному американоцентризму,
отражается в деятельности международных
финансовых институтов [3, с. 208].
Как известно, с истока своего
существования ООН были созданы
специализированные учреждения, призванные
обеспечить глобальное управление мировой
экономикой. Среди них важнейшими
были Международный Валютный Фонд,
Всемирный банк (прежнее название
– Международный банк реконструкции
и развития). Сама по себе идея создания
подобных национальных структур управления
международными отношениями выглядела
заманчиво для всего мира —
обеспечить стабильность и устойчивое
развитие национальных экономик на справедливых
и всем понятных принципах. В частности,
в задачи МВФ как основного
наднационального института, обеспечивающего
стабильность международной валютный
системы, входили: противодействие
валютным ограничениям, создание многонациональной
системы платежей по валютным операциям
и др.
Более чем шестидесятилетний
период работы этих международных организаций
показал, что время иллюзий прошло,
а наднациональные институты
стали подвергаться справедливой и
жесткой критике [4, с. 48].
МВФ часто критикуют различные
учёные и политики. Причин находится
много, но чаще всего упоминают проамериканский
характер действий МВФ и неэффективность
его рекомендаций для выхода из кризисных
ситуаций.
Нужно учитывать, что голоса при
принятии решений о действиях
Фонда распределяются пропорционально
взносам. Для одобрения решений
Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают
около 17 % всех голосов (более подробную
информацию см. в приложении А). Этого недостаточно
для самостоятельного принятия решения,
но позволяет блокировать любое решение
Фонда. Сенат США может принять законопроект,
запрещающий Международному валютному
фонду выполнять определённые действия,
например, выделять кредиты странам.
МВФ предоставляет займы
с выдвижением ряда требований —
свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе
естественных монополий—железнодорожныйтранспортикоммунальныеуслуги),минимизацияилидажеликвидацияправительственныхрасходовнасоциальныепрограммы—наобразование,здравоохранение,удешевлениежилья,общественныйтранспортит.п.;отказотзащитыокружающейсреды;сокращениезарплат,ограничениеправтрудящихся;усилениеналоговогодавлениянабедныхит.п.Болеетого,некоторыеэкономистывысказываютсязасозданиеновой,болеемощной,чемМВФ,международнойфинансовойорганизации,сгораздобольшимиправамииресурсами[5].
Анализразвитиямировойэкономикипоказывает,чтопрограммыВсемирногобанкавтомвиде,каконихформулировал,необеспечивалиустойчивогоисправедливогоразвитияэкономики.ВсвязисэтимсталонарастатьдавлениенаБанк.Неправительственныеорганизациинанациональномимеждународномуровнесталидобиватьсяоткрытогоидемократичногорассмотрениярешений,альтернативныхполитикеВсемирногобанка[6].
В2001годуКомиссияКонгрессаСШАпровелаоценкурезультатовдеятельностимеждународныхфинансовыхорганизацийипришлаквыводу,что60%проектовВсемирногоБанказавершилисьнеудачно.Всемирныйбанкпризванборотьсясбедностью,нозапоследниепятьлетлишь1%кредитовполучили«бедные»государства,наиболеенуждающиесявтакогородапомощи.Заэтовремяуровеньбедностивмиренесколькоснизился,чтонельзяобъяснитьтолькодеятельностьюВсемирногобанка.Успеховдобилисьгосударства,которыепрактическинеполучалифинансовойпомощиВсемирногобанка.Втехстранах,которыебылиполучателямиосновныхпакетовпомощи,нетольконебылоуспеховвборьбесбедностью,носитуациявнихдажеухудшилась.
Исследовательскийцентр«HeritageFoundation»проанализировал,какоевлияниеоказалинанаиболеебедныестраныкредитыВсемирногоБанка.Запериодс1980по2003годегокредитыигрантыполучили105«бедных»государств.Врезультате,в39-тистранахваловойвнутреннийпродуктуменьшился,в17-ти-ростВВПбылминимальным(отнулядо1%),в33-х-умеренным(1-4%).Лишь12получателейпомощисмоглисущественноувеличитьтемпыэкономическогоразвития.ЕщёболееудручающаяситуациясложиласьвАфрике.ЗдесьденьгиВсемирногоБанкаполучили48государств,лишьтриизнихсмоглиуспешноразвиватьсяэкономически,в23-хбылотмеченэкономическийспад[7].
ДеятельностьВсемирногобанкавтечениедлительноговременикритикуетсяразличныминеправительственнымиорганизациями,учёными,средикоторыхвидноеместозанимаетнобелевскийлауреатпоэкономикеибывшийглавныйэкономистВсемирногобанкаДжозефСтиглиц.
Вчастности,Дж.Стиглицназвалполитикупоотношениюкразвивающимсястранам,разработаннуюМВФ,Всемирнымбанкомиэкономистамивамериканскомправительстве,ошибочной.Поегомнению,еслибыэтойполитикеследовалиСША,значительногоэкономическогоростанепроизошлобы.Онтакжеуказалнато,чтоКитайнепоследовалрекомендациямВсемирногобанкаипереживаетэкономическийподъем[8].
ВнастоящеевремязаметнымкритикомВсемирногоБанкасталамериканскийакадемикРаджПатэл.ОнопубликовалмножествокритическихстатейополитическихипсевдонаучныхметодахВсемирногобанка.
Можносделатьвывод,чтовсевышенаписанноеможетпривестиктому,чтоблагафинансовойглобализациибудутраспределятьсянеравномерно.Наибольшиевыгодыполучатразвитыестраны.Врезультатеэкономикидругихстран,преждевсегоразвивающихся,могутпопастьвжесткуюзависимостьотразвитыхстранимировыефинансымогутоказатьсяболеенеустойчивымивбудущем.
Чтобырешитьданнуюпроблему,нужноисходитьизинтересоввсехучастниковмировойэкономики,анетолькоее«элиты».
1.3 Правовое
обеспечение деятельности международных
кредитно-финансовых институтов
Международнаяорганизациясоздаётсявсоответствиисмеждународнымправом,направомернойоснове,аименноорганизациянедолжнаущемлятьинтересыотдельногогосударстваимеждународногосообществавцелом.Вчастности,любаямеждународнаяорганизациясоздаётсянаосновемеждународногодоговора(конвенции,соглашения,трактата,протоколаит.д.).Сторонамитакогодоговораявляютсясуверенныегосударства,авпоследнеевремяучастникамимеждународныхорганизацийстановятсятакжеимежправительственныеорганизации.
Правовоерегулированиемеждународныхэкономическихотношенийосуществляетсямеждународнымправомпосредствомприсущихданнойправовойсистемеметодов.создаютсяюридическиобязательныеправилповедения,установленияправиобязанностейгосударствидругихсубъектовмеждународногоправа.Нормымеждународногоправасоздаютсясамимисубъектамиэтойсистемыправапутемсогласования[10].
Однойизособенностейсовременныхмеждународныхорганизаций,ихотличиеотгосударственныхвоенныхсоюзов(имевшихместовсредниевека)являетсяуважениеравенстваисуверенитетагосударств-участников.Этотпринципреализуетсячерездоговорнуюосновумеждународныхорганизаций,добровольностьимежгосударственныйхарактерчленства.Этотакженаходитсвоевыражениеврекомендательномстатусерешений.
Восновеправовойприродымеждународныхорганизацийлежитсоотношениеобщихцелейиинтересовгосударств,котороеотражаетсявучредительномакте.
Учредительный(илиосновополагающий)акт–этомеждународныйдоговор,фиксирующийстатус,структуруимиссиюорганизации.Онможетиметьразличныеназвания:устав,хартия,конституция,статут,конвенция,пакт.Разнаятерминологияприменяетсяивотношенииназваниясамихорганизаций.Этоможетбытьфедерация,конфедерация,ассоциация,союз,альянс,лига,содружество,сообщество.Различиеназванийневлияетнастатус.Некоторыеорганизации,необладающиеосновополагающимактом,помереразвитияпостепеннокодифицировалирамкисвоейдеятельностииструктуруинституциональнойбазы,создав,такимобразом,основудляфункционированиямеждународнойорганизации.
Основополагающийактмеждународнойорганизациивыражаетобщиевзглядымножествагосударств,которыежелаютдействоватьсовместнодлядостиженияопределенныхцелей.Втеориимеждународныхотношенийпринятосчитать,чтоэтимежправительственныесоглашениядолжнысвязыватькакминимумтригосударства,ипоэтомуструктуры,созданныенаосноведвустороннихсоглашений,какмеждународныеорганизациинерассматриваются.
Уставорганизациизакрепляетееполномочия,ноневсегдаможетэтосделатьсдостаточнойполнотой.Дляэтогопоявиласьконцепция«подразумеваемыхполномочий»,подкоторымипонимаютсядополнительныеполномочия,необходимыедлядостиженияустановленныхуставомцелейорганизации[9,с.93].
Правовойосновойорганизацииявляются«правилаорганизации».Встатье2Венскойконвенцииоправедоговоровсучастиеморганизаций1986годаговорится,что«онивключаютучредительныеактыорганизации,принятыевсоответствииснимирешенияирезолюции,атакжеустановившуюсяпрактикуорганизации».Учредительныеактыявляютсядоговорами,нодоговорамиособогорода.Внихуказываетсяособыйпорядокучастияипрекращениястраныворганизации.Статьчленомможнотольковрезультатепроцедурыприема.Порешениюорганизациичленствоможетбытьприостановлено.
Международныеорганизациинеявляютсясубъектамимеждународногоправавполномсмыслеслова,хотяибываютносителяминекоторыхмеждународныхправиобязанностей.Обычноэтоназываютвторичнойправосубъектностью.
Внастоящеевремявнаукеширокопризнаетсяположение,чтогосударства,создаваяорганизацию,образуютновыйсубъектмеждународногоправаинаделяютегоопределеннойправо-идееспособностью,азначитобъемправосубъектностиорганизацийзначительнонижегосударственной,котораяноситцелевойифункциональныйхарактер.
Международнаяорганизация,создаваемаягосударствамидлявыполненияконкретныхцелейизадач,наделяетсязафиксированнойвучредительномактекомпетенцией.Сточкизрениямеждународногоправа,компетенциямеждународнойорганизации-этообъектилисфераеепредметнойдеятельности.Вбольшинствезападныхтеориймеждународногоправараспространенорасширительноетолкованиекомпетенциимеждународныхорганизаций.Сторонники«имманентнойкомпетенции»(норвежскийюристФ.Сейдерстед)и«подразумеваемойкомпетенции»(английскийюристВ.Боуэт)исходятизтого,чтолюбаямеждународнаяорганизацияможетпредпринятьдействия,необходимыедлядостиженияцелей,независимоотконкретныхпостановленийучредительногоактаилидругихмеждународныхсоглашенийлибовсилуимманентных,внутреннеприсущихмеждународныморганизациямсвойств,либонаосновеподразумеваемойкомпетенции,котораяможетбытьразумновыведенаизцелейизадачорганизации.Обеконцепцииблизкидругдругу,таккаквыводяткомпетенциюмеждународныхорганизацийизеецелейизадач,чтопротиворечитдоговорнойприродесовременныхмеждународныхорганизаций[11,с.16].
Международныеорганизацииобладаютдоговорнойправоспособностью.Какустанавливаетстатья6Венскойконвенцииоправедоговоровмеждугосударствамиимеждународнымиорганизациямиилимеждумеждународнымиорганизациями1986года,«правоспособностьмеждународнойорганизациизаключатьдоговорырегулируетсяправиламиэтойорганизации»[12].
Такиедоговорымогуткасатьсякакстатусамеждународнойорганизации(например,договороботкрытиипредставительства),такиисполнениясвоеймиссии.Кправузаключатьдоговорыможноотнестиправонапассивныемиссии-созданиепостоянныхмиссийорганизациивстранах-участницах,атакжеправонаактивныемиссии,котороепозволяетмеждународныморганизациямиметьпредставительствавстранах-участницахилидругихорганизациях.