СпециальныеконсультацииМВФпроводитспромышленноразвитымистранами,занимающимилидирующееположениевмировойэкономике,экономическаяполитикакоторыхоказываетзначительноевоздействиенафункционированиемировогохозяйства.Цельконсультаций—оценитьэкономическуюситуациювмиреиперспективыэкономическогоразвития.РезультатыэтихобсужденийМВФпубликуетвсвоихизданиях,чтобыгосударствамоглискорректироватьпроводимуюимиполитику.
Финансирование(кредитование)членовМВФ—особоенаправлениедеятельностифонда.МВФнеявляетсябанкомипосредникоммеждувкладчикамиипокупателямисредств,поэтомувсестраны-членыимеютправонаполучениеотнегопомощи,независимоотихкредитоспособности.
КредитоспособностьМВФсначалаегосозданияпостоянноросла,насегодняшнийденьМВФобладаетбольшимпотенциаломдлякредитования.
Этоможноувидетьпоследующему
графику.
Рисунок1–ГодовойпотенциалоперацийМВФ,1994-2010гг.(млрд.СДР)
МВФпредоставляетфинансированиесвоимчленамглавнымобразомдлятого,чтобыонимоглипреодолетьнесбалансированностьплатежногобаланса,неприбегаякторговымиплатежнымограничениям.ПриэтомсоблюдаетсятребованиеравногодоступастранкресурсамМВФ.Получениекредитовфондаспособствуетдополнительномупривлечениювстранучастныхигосударственныхинвестиций.
ФинансовыересурсыМВФмогутпоступатьвраспоряжениеегочленовврамкахцелогорядаподходовимеханизмов,различающихсяглавнымобразомповидампроблемфинансированиядефицитаплатежногобаланса,нарешениекоторыхонинаправлены,атакжепосодержаниювыдвигаемыхМВФусловий.
ОбычныемеханизмыфинансированияиспользуютсяМВФдлярешенияпроблемплатежногобалансагосударства-заемщикавцелом.СпециальныемеханизмыпредназначеныдляпредоставлениячленамМВФпомощивслучаяхвозникновенияунихособыхпроблемприфинансированиисвоегоплатежногобаланса.Этапомощьноситдополнительныйхарактер,тоестьееиспользованиенеоказываетвлияниянасуммызаимствований,которыестранаимеетправополучитьизсвоейрезервнойдолииликредитныхдолей.Однакодлярешенияоднойитойжепроблемы,связаннойсфинансированиемплатежногобаланса,странаимеетправополучитьсредстватолькопоодномуизмеханизмовфинансирования.
Механизмыфинансированиянальготныхусловияхбылиразработанывцеляхоказаниясравнительнодолгосрочнойпомощиразвивающимсястранамснизкимдоходомнадушунаселения.ДляпредоставлениятакойпомощииспользуютсянеобщиересурсыМВФ,асозданныеимальтернативныеисточникисредств(специальныефонды).
ДляиспользованиялюбыхресурсовМВФстранадолжнапредставитьаргументированноеобоснованиепотребностивфинансированиисвоегоплатежногобаланса.Вкачествекритериев,определяющихнеобходимостьфинансирования,МВФиспользуетсостояниеплатежногобалансастраны,сальдоеемеждународныхрезервовидинамикурезервнойпозициистраны.Учитываетсятакжеэффективностьмер,принятыхстранойдляликвидациипричиннеравновесияплатежногобаланса.
Послетогокакнеобходимостьфинансированиядефицитаплатежногобалансаустановлена,МВФустанавливает,сможетлистранавыполнитьсвоиобязательствапопогашениюзадолженности.Определеннойгарантиейвозвратаявляетсяпроведениестранойсоответствующейэкономическойполитики(выполнениепрограммыстабилизации).
МВФпредоставляетфинансовыересурсысвоимчленамнаусловиях,которыедолжныстимулироватьпринятиестраноймер,направленныхнаэкономическуюстабилизацию,азначит,обеспечивающихвозвратсредствфонду(уменьшениедефицитаплатежногобалансадоуправляемойвеличины,обеспечениеэкономическогороста,повышениезанятостиифинансоваястабильность;шагипоструктурнойперестройкеэкономики).Приэтоможидается,чтоврешенииструктурныхпроблемиоздоровленииплатежногобалансафинансированиеистабилизационныемерыбудутдополнятьдругдруга(отом,какиебылидостигнутыдоговоренностиобиспользованииресурсовМВФ,можнопосмотретьвприложенииД).
МВФпредоставляетсвоирекомендациипоэкономическойполитикеитехническуюпомощьстранамвопределенныхспециализированныхобластях,входящихвегокомпетенцию.Этимиобластямиявляютсяразработкаиреализациябюджетно-налоговойиденежно-кредитнойполитики,формированиеорганизационно-правовыхструктур(вчастности,созданиецентральныхбанков,казначейств,налоговыхитаможенныхорганов),аудиторскаядеятельность,организациябухгалтерскогоучета,сборисоставлениеофициальнойстатистики.Помощьоказываетсявслучаях,когдастранавсвязисотсутствиемподготовленныхкадровобращаетсявМВФспросьбойприслатьспециалистовдляпередачинеобходимыхзнанийиподготовкикадров.
Необходимостьвтакойпомощибылаособенновеликав60-70гг.XXвека,когдамногиестраныобрелинезависимость,ив90-егоды,когдастраныВосточнойЕвропыиреспубликиСНГсталипроводитьрыночныереформы.
Фондзанимаетсятакжесборомипубликациейстатистикисвоихстран-членов.Предоставлениестатистическихданных—обязательноеусловиеконструктивногосотрудничествакаждойстранысэтойорганизацией.ПосколькуМВФимеетдоступкстатистикебольшинствастранмира,онрасполагаетсведениями,характеризующимисостояниегосударственныхфинансов,денежной,кредитнойивалютнойсистем,платежногобаланса,развитияреальногосектораэкономикикаждойстраны,атакжедругимиданными.Всеэтопозволяетсделатьимеющуюсяинформациюдоступноймировомусообществу.
МВФпубликуетматериалы,содержащиеинформациюофинансовомположениистран—членовМВФ,отчетыидругиедокументы;выпускаетпериодическиеиздания(статистическиебюллетениит.д.),экономическиеифинансовыеобзорыидр.
НарядуспубликациямистатистическогохарактераМВФиздаетсериюброшюр,разъясняющихегополитикуипрограммы;выпускаетжурнал,вкоторомпубликуютсярезультатыфундаментальныхисследований;печатаеткнигипоправовым,институциональнымиэкономическимаспектамфункционированиямировойвалютнойсистемы[2,с.429].
ПолитикаирекомендацииМВФвотношенииразвивающихсястраннеоднократноподвергалиськритике,сутькоторойсостоитвтом,чтовыполнениерекомендацийиусловийвконечномитогенаправленыненаповышениесамостоятельности,стабильностииразвитиенациональнойэкономикигосударства,алишьпривязыванииеёкмеждународнымфинансовымпотокам.
НесмотрянанекотороесокращениеудельноговесаголосовСШАиЕС,онипо-прежнемумогутналагатьветонаключевыерешенияФонда,принятиекоторыхтребуетмаксимальногобольшинства(85%).Этоозначает,чтоСШАвместесведущимизападнымигосударствамирасполагаютвозможностьюосуществлятьконтрольнадпроцессомпринятиярешенийвМВФинаправлятьегодеятельностьисходяизсвоихинтересов.Приналичиискоординированныхдействийразвивающиестранытакжевсостояниинедопускатьпринятиянеустраивающихихрешений.Однакодостичьсогласованностибольшомучислуразнородныхстрансложно.НавстречеруководителейФондавапреле2004г.быловысказанонамерение«расширитьвозможностиразвивающихсястранистранспереходнымиэкономикамиучаствоватьболееэффективновмеханизмепринятиярешенийвМВФ[17].
Можносделатьвывод,чтодеятельностьМВФсначалаегообразованияпостояннорасширялась,благодарячемуэтамеждународнаяорганизацияприобрелабольшойвесизначениедлямировойэкономикисегодня.
3.2 Деятельность
группы Всемирного Банка
Напервыхэтапахсвоейдеятельностис1945по1968гг.Всемирныйбанкнеосуществлялактивноекредитованиевследствиеповышенныхтребованийкзаёмщикам.ПодруководствомпервогопрезидентабанкаДжонаМакКлоявкачествепервогозаёмщикабылавыбранаФранция,ейбылвыданкредитвсумме250млндолларовСША.ПричёмусловиемпредоставленияФранциикредитабылонеучастиевкоалиционномправительствекоммунистов.Двадругихпретендента(ПольшаиЧили)помощинеполучили.ВдальнейшемВсемирныйбанкпринималактивноеучастиевкредитованиистранЗападнойЕвропы,котораяактивновосстанавливаларазрушеннуюВтороймировойвойнойэкономику,реализуяпланМаршалла.ФинансированиеэтогопланавзначительнойстепенишлополинииВсемирногобанка.
В1968—1980гг.деятельностьВсемирногобанкабыланаправленанапомощьразвивающимсястранам.Увеличивалисьобъёмыиструктурапредоставляемыхкредитов,охватываяразличныеотраслиэкономикиотинфраструктурыдорешениясоциальныхвопросов.РуководившийвэтотпериодВсемирнымбанкомРобертМакнамарапривнёсвегодеятельностьтехнократическийстильуправления,таккакимелопытруководящейработывкачествеМинистраобороныСШАипрезидентакомпанииФорд.Макнамарасоздалновуюсистемупредоставленияпотенциальнымистранами-заёмщикамиинформации,чтопозволялосокращатьвремянапринятиерешенияобусловияхпредоставлениякредита.
В1980годуМакнамарунапоступрезидентаВсемирногобанкасменилКлаузенпопредставлениютогдашнегопрезидентаСШАРональдаРейгана.Вэтотпериодфинансоваяпомощьпредоставляласьвосновномстранамтретьегомира.Дляпериода1980—1989гг.характернойбылаполитикакредитования,направленнаянаразвитиеэкономиктретьегомирастем,чтобыпонизитьзависимостьихоткредитов.Такаяполитикапривелаксокращениюкредитов,предоставляемыхнарешениесоциальныхзадач.
С1989г.политикаВсемирногобанкапретерпеласущественныеизмененияподвлияниемкритикиразличныхнегосударственныхорганизаций,вчастности,связанныхсохранойокружающейсреды.Врезультатеспектрпредоставляемыхкредитовнаразличныецелирасширился.
ОсновныминаправлениямидеятельностиГруппыВсемирногобанкаявляются:
- предоставлениезаймовстранам-членам,стратегиярыночныхреформкоторыхсоответствуеткритериямВБ;
- совместноефинансирование,впроцессекоторогодляподдержанияконкретныхпроектовилипрограммВБегосредстваобъединяютсясосредствамидругихкредиторовидоноров.ВкачествепартнеровВБвсоглашенияхпосовместномуфинансированиювыступаютправительствагосударств,правительственныеидругиемногосторонниефинансовыеучреждения,организации,предоставляющиеэкспортныекредиты,коммерческиебанки,другиечастныекредитно-финансовыеучрежденияместноефинансированиеможетбытьобъединеннымипараллельным.Приобъединенномфинансированиивсезатратыпопроектураспределяютсямеждупартнерамипропорционально,согласнопредварительнойдоговоренности.ПрипараллельномфинансированииВБиегопартнерыфинансируютразличныечастипроектасамостоятельно;
- предоставлениегрантов,тоестьбезвозмезднойфинансовойпомощиВБидущейнареализациюпроектов,имеющихособоважноезначениедляэкономикистран,атакженапроведениеоперацийпоснижениюзадолженностибеднейшихчленовбанка;техническойпомощиполучателямкредитовит.д.Пригрантовойподдержкеиспользуютсясредстватрастовыхфондов,которымиВБуправляетпопоручениюдоноров,делающихвзносывэтифонды;
- предоставлениегарантийчастнымкредиторамдляреализациипроектоввстранах—членахбанка.Этигарантииприменяютсядляснижениярисков,которыечастныеинвесторынеготовыпринятьприосуществлениикредитования.Крискам,которыепокрываютсягарантиямиВБ,обычноотносятсяэкспроприации,войны,революцииигражданскиеволнения,нарушениеконтрактовправительством,невозможностьпереводаденежныхсредствит.д.;
- оказаниетехническойпомощисвоимчленам,котораявключаетконсультации,экспертизы,исследованиясостоянияэкономикистран(отдельныхеесекторов)иподготовкусоответствующихотчетов,обучениенациональныхкадров,семинарыиконференции.
ОднимизглавныхнаправленийдеятельностиГруппыВсемирногобанкаявляетсяпредоставлениезаймов.