Источникамиресурсовбанкапомимоакционерногокапиталаявляютсяразмещениеоблигационныхзаймов,главнымобразомнаамериканскомрынке,исредства,полученныеотпродажиоблигаций[21].
МАР.Международнаяассоциацияразвития,созданнаяв1960году,оказываетпомощьсамымбеднымстранам,которыенемогутсебепозволитьбратьзаймыуМБРР.ЧленамиМАРявляются160стран.ПравонаполучениезаймовуМАРимеютстранысгодовымдоходомнадушунаселениянеболее835долларовСША.Кредитыобеспечиваютсявзносамиболеебогатыхстран,прибылямиМБРР,атакжепогашаемымисуммамипоранеевыданнымкредитамМАР.Указанныекредиты,какизаймыМБРР,невыделяютсянабезвозмезднойоснове.Ониподлежатвозврату.НесмотрянасвоююридическуюнезависимостьотМБРР,МАРпользуетсятемжеперсоналом,помещениямиитехническимисредствами,чтоиМБРР.
МФК.Международнаяфинансоваякорпорациябыласозданав1956годудлястимулированияработычастногосекторавразвивающихсястранах.Онаосуществляетэтопутемфинансированияпроектовчастногосектора,оказываяпомощькомпаниямразвивающегосямиравмобилизациифинансовнамеждународныхфинансовыхрынках,консультируяиоказываясодействиепредприятиямиместныморганамсамоуправления.Процентныеставкизависятотстраныипроекта,апогашениезаймовосуществляетсявтечение3-15лет,приэтомотсрочкиплатежейдостигают12лет.Почти80%своихфинансовыхсредствМФКобеспечиваетнамеждународныхфинансовыхрынках,а20%заимствуетсяуМБРР.Еевладельцамиявляютсястраны-членыМФК,числокоторыхвнастоящеевремядостигает174.
МАГИ.Многостороннееагентствопогарантированиюинвестицийбылосозданов1988годудляоказанияпомощиразвивающимсястранамвпривлечениииностранныхинвестицийчерезпредоставлениеинвесторамгарантийотполитическихрисков.Кэтимрискамотносятсяэкспроприация,военныедействия,гражданскиебеспорядки,нарушениеусловийконтрактаипереводывалют.ТиповойстраховойполисМАГИгарантируетинвестициивтечение15летиможетбытьпродлендо20лет,приэтомнасегодняпредельнаясумма,гарантируемаяпоодномупроекту,составляет50млн.долл.США.МАГИтакжеконсультируетразвивающиесястраныповопросам,связаннымспутямипривлеченияиностранныхинвестиций.СегоднячленамиМАГИявляется151страна.
МЦУИС.Международныйцентрурегулированияинвестиционныхспоров,созданныйв1966году,стимулируетпотокинвестиций,благодаряобеспечениюусловийдляпроведенияпримирительныхиарбитражныхпереговоровмеждуправительствамиииностраннымиинвесторами.Онтакжевыдаетрекомендацииипубликуеттрудыпозаконодательствуобиностранныхинвестициях.ВнастоящеевремячленамиМЦУИСявляется131страна[16,с.239].
Можноотметить,чтоГруппаВсемирногобанкаблагодарясвоейобширнойструктуре,позволяющейвестиширочайшуюдеятельностьповсемвозможнымнаправлениям,являетсявлиятельнейшейиведущейорганизациейвглобальнойэкономике.
2.3 Банк Международных
Расчетов
БанкМеждународныхРасчетов—международнаяфинансоваяорганизация,вфункциикоторойвходитсодействиесотрудничествумеждуцентральнымибанкамииоблегчениемеждународныхфинансовыхрасчётов;крометого,этоцентрэкономическихиденежно-кредитныхисследований.
Банкмеждународныхрасчётовбылсозданв1930годунаосновеГаагскогосоглашенияцентральныхбанков5государств(Бельгии,Великобритании,Германии,Италии,Франции)иконвенцииэтихстрансоШвейцарией,гдерасположенбанкмеждународныхрасчетов(Базель),всвязиспланомЮнгаорепарациях,выплачиваемыхГерманиейстранам-победителямвпервоймировойвойне.ОфициальноСШАнеучаствоваливсозданииБанкамеждународныхрасчётов,таккакнемоглиполучатьрепарационныеплатежисГермании.ПоэтомунаакцииБанкамеждународныхрасчётовподписалисьчастныеамериканскиебанкивоглавесбанкирскимдомомJ.P.Morgan.
БМРбылприсвоенв1930г.официальныйстатусзакрытогоакционерногообщества(товариществасограниченнойответственностью)сэмитируемымивформеакцийдолямикапитала.БМРявляетсябанком,долямикапиталавкоторомвладеютвосновномцентральныебанкиимеждународныефинансовыеинституты.Вцелом86%банковскогокапиталазарегистрированозацентральнымибанками,аоставшиеся14%находятсяучастныхдержателей(ктоявляетсяучастникамисм.приложениеЖ).Втовремякаквсеакциидаютравныеправавотношениигодовыхдивидендов,частныеакционерынеимеютправаучаствоватьвзаседанияхиголосоватьнаобщихсобранияхБМР.ДолгоевремячленамиБМРбылицентральныебанкиГруппы10,нов1994г.кчленствубылидопущеныеще9центральныхбанковАзии,ЛатинскойАмерики,СреднегоВостокаиЕвропы.ВтожевремяБМРведетделасцентральнымибанкамиболее120стран,поэтомуегодеятельностьноситглобальныйхарактер.
БМРсодействуетразвитиюсотрудничествамеждуцентральнымибанками,создаетновыевозможностидлямеждународныхфинансовыхоперацийивыступаетвкачестведоверенноголицаилиагентаприпроведениимеждународныхплатежныхопераций,переданныхемунаоснованиидоговоровсосторонами-участниками(Статья3УставаБМР).
ЧастьфункцийБМРвзначительнойстепенивзялнасебяМВФ.СегодняосновойдеятельностиБМРостаётсякооперациясредицентральныхбанков.КрометогоБМРоказываетширокийспектрфинансовыхуслугцентральнымбанкамстран-членов(предоставляеткредиты,принимаетдепозиты,выступаетвкачествепосредникаилигаранта)[22].
Структурауправления:
1.Общеесобрание,возглавляемоепредседателемСоветадиректоровисостоящееизпредставителейцентральныхбанковилиобщепризнанныхфинансовыхинститутовотдельныхстран.Голосараспределяютсяпропорциональночислуакций,которыебыливыделеныбанкукаждойстраныпоподписке.Годовоеобщеесобраниеутверждаетгодовойотчетибаланс,финансовыйотчетодоходахирасходах,принимаетрешенияовыделениисредствврезервиспециальныефонды,рассматриваетобъявленияовыплатедивидендовиихсумменапредстоящийгодиосвобождаетСоветдиректоровотперсональнойответственностивотношениипрошедшегофинансовогогода.
2.СоветдиректоровнесетответственностьзаруководствотекущейдеятельностьюБанкаипредставляетБанквегоотношенияхстретьимисторонами.ОнпользуетсяисключительнымправомвыступатьотимениБМРпризаключениисделокисоглашений.СоветдиректоровизбираетпредседателяизчислачленовСовета,назначаетпрезидентаБанка,генеральногодиректораидругихчленовАдминистрации.
3.ПрезидентБанкаотвечаетзареализациюрешений,принятыхСоветомдиректоров,иконтролируетдеятельностьАдминистрацииБМР.
4.ВсоставАдминистрациивходятгенеральныйдиректор,егозаместитель,генеральныйсекретарь,директоры,управляющиеразличнымидепартаментами[23,с.79].
ПриБанкемеждународныхрасчётовв1974г.былисозданы:
-БазельскийКомитетпобанковскомунадзору,которыйразрабатываетдирективыирекомендации,направленныенасовершенствованиебанковскогорегулированияиведётработупоунификациитребованийкфинансовомурегулированиювразныхстранах.
-Комиссияпоплатежнымсистемам;
-Комитетпоглобальнойфинансовойстабильности;
-Группапоборьбесподделкойденежныхзнаков;
-ряддругихструктур[22].
Такимобразом,БМР–этомеждународнаяорганизация,которая,посути,являетсябанкомцентральныхбанковотдельныхстранизанимаетсясогласованиемполитикицентральныхбанков.
3. НАПРАВЛЕНИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖДУНАРОДНЫХКРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХИНСТИТУТОВ
3.1 Деятельность
Международного Валютного Фонда
МВФобладаетполномочиямиопределятьисточники,условияиметодысвоихзаймов,нодонастоящеговременионосуществлялзаимствованиятолькоугосударственныхструктур(устран-членовиихцентральныхбанков).Досередины70-хгодовXXв.МВФполучалзаймыпочтиисключительноврамкахГенеральныхСоглашенийоЗаимствовании(ГСЗ).Онипредставляютсобойкредитныелинии,открытые11развитымистранамиилиихцентральнымибанкамиивозобновляемыекаждыепятьлет.МВФпользуетсясредствамиэтихкредитныхлинийпорыночнымпроцентнымставкамвосновномдляпредоставлениякрупныхкредитовстранам—участникамГСЗвцеляхстабилизациимировойвалютнойсистемы.
Затемфондсталприбегатькзаймаминадвухстороннейоснове,чтопозволилоемупредоставлятьзначительныекредитыстранам-членам,наплатежныебалансыкоторыхособеннонегативноповлиялоповышениеценнанефть.ВкачествекредиторовМВФсначалавыступилирядстранизчислаэкспортеровнефти,азатем—некоторыеразвитыестраны.
Срокбольшинствазаймов,получаемыхМВФ,составляетотчетырехдосемилет,чтосоответствуетсрокампогашениякредитов,получаемыхчленамиэтойорганизациизасчетзаемныхресурсов.ОстальнаячастьзаимствованийМВФосуществляетсянасрокиотодногодотрехлет.
ОсновныминаправлениямидеятельностиМВФявляются:
-надзорнадмировойвалютнойсистемой;
-созданиеликвидныхсредствпутемвыпускаСДР;
-финансирование(кредитование)членовМВФ;
-разработкарекомендацийвобластиэкономическойполитикиитехническаяпомощь;
-сборипубликациястатистики.
ВсоответствиисоСтатьямисоглашенияМВФвобязанностифондавходитконтрольнадмеждународнойвалютнойсистемойиобеспечениеееэффективногофункционирования.МВФосуществляетнадзорзамировойвалютнойсистемой,вчастности,заполитикойстран-членоввобластивалютногокурса,иустанавливаетконкретныепринципы,которымидолжныруководствоватьсястранывотношенииэтойполитики.МВФдолженопределятьреальнуювеличинувалютныхкурсов,даватьобъективнуюоценкуэкономическойдеятельностистранидоводитьеедосведениявсехсвоихчленов.
Осуществляянадзорныефункции,МВФпроводитвсестороннийанализобщегоэкономическогоположениястраныиеестратегиивобластиэкономическойполитики.ПозицияМВФзаключаетсявтом,чтопоследовательнаяиэффективнаяэкономическаяполитикастранспособствуетстабилизацииобменныхкурсовнациональныхвалютимировойвалютнойсистемы,обеспечиваетэкономическийроствмировомхозяйстве.
МВФконтролируетвыполнениестранамивзятыхимиобязательстввданнойобласти.Этиобязательствавключаютпроведениеэкономическойифинансовойполитики,способствующейэкономическомуростуиподдержаниюадекватногоуровнязанятостиприсохранениистабильностицен,атакжеотказотманипулированиявалютнымикурсамивцеляхпредотвращениянарушенийплатежногобалансаиполучениянеоправданныхпреимуществоднихчленовпереддругими.
ДляосуществлениянадзораМВФпрактикуетпериодическиеиспециальныеконсультации.Периодическиеконсультациипроводятсясовсемистранами-участницамиежегодно,врезультатечегоМВФполучаетинформациюовалютнойполитикеиобщемэкономическомположениисвоихчленов.Еслитаилиинаястранаоказаласьвтяжелойэкономическойситуациииливозниклоподозрение,чтоонаосуществляетполитику,наносящуюущербдругимстранам,порешениюдиректора-распорядителяможетбытьорганизованадополнительнаяконсультация.
ПериодическиеконсультациипроводитгруппаэкспертовМВФ.Онисобираютстатистическиеданныепоэкспортуиимпорту,уровнюзаработнойплаты,цен,занятостинаселения,конъюнктурефинансовыхрынков,инвестициям,монетарным,финансовымидругимпоказателям,которыеоказываютвоздействиенаформированиеобменногокурсавалюты.Затеморганизуютсядискуссиисвысокопоставленнымипредставителямигосударственныхструктур,цельюкоторыхявляетсяоценкаэкономическойполитикигосударства,атакжеизучениерезультативностимер,которыестранапредпринимаетдляустраненияограниченийнаобменсвоейвалюты.
ПоитогамдискуссийэкспертыМВФготовятподробныйдоклад,которыйзатемобсуждаетсянаИсполнительномсовете.Порезультатамобсужденияготовитсязаключение,котороепередаетсяправительствустраны.Внемчастосодержатсяпредложенияфондапоповышениюэффективностиосуществляемойстранойэкономическойполитики.