3.Кредитно-банковскиеоперации:
а)депозитно-ссудныеоперациисцентральнымибанками;
б)приемправительственныхвкладовпоособымсоглашениям;
в)операциисвалютойиценнымибумагами(кромеакций);
г)инвестиционныеуслугидляцентральныхбанков;
д)краткосрочноефинансированиецентральныхбанков.
4.Функцииагентаидоверенноголицацентральныхбанковвосуществленииоперацийнамировыхрынках(валют,кредитов,ценныхбумаг,золота)иопераций,связанныхскредитамиизаймамиЕС.
ДляболееширокойдеятельностиБМРпривлекаетзаемныесредства.данныеопривлеченныезаемныхсредствза2005-2010гг.показанына
графике
Рисунок2–Привлеченныесредства,2005-2010
гг
Управляярезервамицентральныхбанков,БМРосуществляеттрадиционныеформыинвестирования.Средства,невостребованныедлякредитованиядругихцентральныхбанков,размещаютсянамировыхфинансовыхрынках.Основнымиформамиинвестицийявляютсядепозитывкоммерческихбанкахипокупкакраткосрочныхобращающихсяценныхбумаг,включаяказначейскиевекселяСША.Этиоперациивнастоящеевремясоставляютосновудеятельностибанка.БМРтакжекредитуетдругиецентральныебанкизасчетсредств,полученныхвкачестведепозитовизцентральныхбанков.КредитныеоперацииБМРмогутбытьвформе«свопов»сзолотом,кредитов,обеспеченныхзолотом,илилегкореализуемыхнарынкекраткосрочныхценныхбумаг,кредитовподзолотоилиразмещенныхвБМРвалютныхдепозитовнатужесуммуистемижесрокамипогашения,необеспеченныхкредитоввформеавансовилидепозитовикредитовнаусловиях«стэнд-бай».Крометого,такжеприменяютсяразличныесочетанияуказанныхвышевидовкредита.ВобластивалютныхоперацийБМРявляетсяучастникомсоглашенияФРСобоперациях«своп».ОтчетодеятельностиБМРза2005-2010гг.можнопроследитьнаграфике:
Рисунок3–Чистаяприбыльотдеятельности,
2005-2010гг
ОднакоБМРнеимеетправапредоставлятьссудыправительствамиоткрыватьимопределенныевидысчетов.Такженеразрешаютсяоперацииснедвижимостью.Поуставу,припроведениибанковскихоперацийБМРдолженгарантировать,чтоегодействиянепротиворечатденежнойполитикецентральногобанка-клиента.
Крометого,БМРпериодическиорганизуетсовещанияэкспертовдляанализаэкономических,валютныхидругихвопросов,представляющихинтересдляцентральныхбанков.Онпроводитисследованиявобластиденежнойивалютнойполитикиитеории.НаБМРвозложенаобязанностьпонаблюдениюзамеждународнымифинансовымирынками,созданиюбанковданныхдляцентральныхбанковГруппыдесятистраниШвейцарии,атакжепоподготовкестатистическогообзорамеждународногобанковскогодела.(ГруппадесятистрансостоитизБельгии,Канады,Франции,Италии,Японии,Нидерландов,Швеции,Великобритании,СШАиЗападнойГермании.Швейцарияпринимаетвнейучастие)[23,с.79].
Извсеговышенаписанногоследует,чтоБМРявляетсяглавноймеждународнойорганизацией,деятельностькоторойнаправленанаоперациисцентральнымибанками,поддержкеихстабильности,предоставлениюимразличныхкредитно-финансовыхуслугианалитики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КчислуосновныхглобальныхмеждународныхкредитныхорганизацийотносятМеждународныйВалютныйФонд,БанкМеждународныхРасчетов,атакжегруппуорганизацийВсемирногоБанка.
Основныезадачиданныхорганизацияявляютсясодействиесбалансированномуростумеждународнойторговли,предоставлениекредитовстранам-участникам,межгосударственноевалютноерегулирование
Капиталданныхорганизацийформируетсязасчетвзносовстран-участников.Размервзносаопределяетвозможностьвлияниястранынадеятельностьтойилиинойфинансовокредитнойорганизации.
Международныйвалютныйфонд,ВсемирныйбанкиБанкМеждународныхрасчетовиграютзначительнуюрольворганизациимеждународныхкредитныхотношенийиподдержаниистабильностимеждународныхрасчетов.
Во-первых,ихдеятельностьпозволяетвнестирегулирующееначалоиопределеннуюстабильностьвпротиворечивуюцелостностьвсемирногохозяйства,обеспечиваявцеломбесперебойноефункционированиевалютно-финансовойсферы.
Во-вторых,онипризваныслужитьфорумомдляналаживаниясотрудничествамеждустранамиигосударствами.Сослаблениемидеологическогопротивостоянияэтазадачастановитсявсеболееактуальной.
В-третьих,возрастаетзначениемеждународныхвалютно-финансовыхорганизацийвсфереизучения,анализаиобобщенияинформацииотенденцияхразвитияивыработкирекомендацийповажнейшимпроблемамвсемирногохозяйства.
Вместестемпринятиерешенийобоказаниифинансовойпомощинужнодемократизировать,дистанцируясьотнынешнегопорядка,основанногопрактическинапринципахакционернойкомпании,гдемузыкузаказываеттот,ктобольшеплатит.СегодняМВФнебезоснованийподозреваютвтом,чтоонпроводитполитику,отвечающуюпреждевсегоинтересамСША.
НужноповышатьответственностьМФКИ,расширятьдоглобальныхмасштабовсферыдействиянекоторыхпринципов,правиликодексовповедения,которыесуществуютвнаиболееразвитыхнациональныхфинансовыхсистемах.
Сдругойстороны,необходимонаделитьМФКИболееширокимиполномочиямипонадзорузасоблюдениемгосударствами-членамиправилповедениявфинансовойсфере.
ТакжежелательноувеличиватьфинансовыересурсыМФКИ,предназначенныедляоказанияфинансовойподдержкитехстран,которыепроводятнадлежащуюэкономическуюполитику,носталкиваютсяструдностямивполучениивнешнихкредитовиз-заухудшенияситуациинамировомрынке.
Разумеется,всеэто–оченьнепростыезадачи,которыеневозможнорешитьбыстроибезболезненно.Ноопределенныешагивэтомнаправленииужепредпринимаютсянабазесуществующихмеждународныхорганизаций–МВФиВсемирногобанка.ИруководствоФонда,илидеры"большойсемерки",итакназываемая"группадесяти"(самыхкрупныхстран-доноровМВФ)активнообсуждаютпроблемыреформированияМФКИ,занимающихцентральноеместовсистемемеханизмоврегулированиямировойфинансовойсистемыипринимаютконкретныемеры.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
- Международныевалютно-кредитныеифинансовыеотношения:Учебник/Подред.Л.Н.Красавиной.-2-еизд.,перераб.идоп.-М.:Финансы и статистика,2000.-608с.:ил.
- Деньги.Кредит.Банки.Учебник/Г.И.Кравцова,Г.С.Кузьменко,Е.И.Кравцовидр.;Подред.Г.И.Кравцовой.–Минск:БГЭУ,2003.-527с.
- Мироваяэкономика:Учебник/Подред.проф.А.С.Булатова.М.:Экономисть,2005.-734с.
- ХмызО.В.ПроблемыреформированияМВФФинансовыйбизнес,2009.–№6.–С.48.
- ТарасовМ.И.ЕщеоднажертваМВФ//РИФ[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://fairway.h1.ru//3/225_1.html.
- СтукановА.А.БедныестраныибогатыйВсемирныйбанк//IREX[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://www.irex.ru/press/pub/polemika/05/stu/.
- Всемирныйбанк:направлениядеятельности,критикаегополитики//Эффективныйбизнесрешения[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://www.ebrc.ru/library/74190/91354.
- Дж.Стиглиц.Человеческоелицоглобализации//Белорусскаяцифроваябиблиотека[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://library.by/portalus/modules/ruseconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1130409940&archive=&start_from=&ucat=12&.
- Внутреннееправомеждународныхорганизаций/МаргиевВ.И.-Майкоп,1999.-282c.
- ТолочкоО.В.Внешнеэкономическиеотношениякакобъектправовогорегулирования//Белорусскийжурналмеждународногоправаимеждународныхотношений2003—№2
- Международноеправо:УчебникОтв.ред.Ю.М.Колосов,В.И.Кузнецов.М.:Международныеотношения,1996.–608с.
- Международноеправо.Особеннаячасть.ЛукашукИ.И.3-еизд.,перераб.идоп.-М.:ВолтерсКлувер,2005.-517с.
- УставОрганизацииОбъединенныхНаций1945года.
- КонвенцияОбъединенныхНацийопредставительствегосударстввотношенияхсмеждународнымимежправительственнымиорганизациями1975года.
- Международныйвалютныйфонд//официальныйсайт[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://www.imf.org.
16.МоисеевС.Р.Международныефинансовыерынкиимеждународныефинансовыеинституты./Московскиймеждународныйинститутэконометрики,информатики,финансовиправа.М.,2003г.–245c.
17.МВФ//Википедия[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/МВФ#cite_note-0.
18.ВладимироваМ.П.Деньги,кредит,банки.–М.:КНОРУС,2006.С.157.
19.МВФ//ОнлайнЭнциклопедияКругосвет[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/MEZHDUNARODNI_VALYUTNI_FOND_MVF.html?page=2,1.
20.ГруппаВсемирногобанка//Википедия[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_Банк.
21.МБРР//официальныйсайт[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTABOUTUS/EXTIBRD/0,,menuPK:3046081~pagePK:64168427~piPK:64168435~theSitePK:3046012,00.html.
22БМР//Википедия[электрон.Ресурс].
Режимдоступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Банк_международных_расчётов.
23.ЖукИ.Н.,КирееваЕ.Ф.,КравченкоВ.В.Ж85Международныефинансы:Учеб.пособие/Подобщ.ред.И.Н.Жук.—Мн.:БГЭУ,2001.—149с.
24.МВФгодовойотчет2010.
25.ГруппаВсемирногобанкагодовойотчет2010.
26.БанкМеждународныхрасчетовгодовойотчет2010.
ПРИЛОЖЕНИЕА
ФинансовыемеханизмыМеждународноговалютногофонда
кредитный механизм (год
введения) |
цель |
условия |
поэтапное осуществление
покупок и мониторинг |
Договоренности «стэнд-бай»
(1952 г.) |
среднесрочная помощь странам,испытывающим
трудности платежного баланса краткосрочного
характера. |
принятие политики, обеспечивающей
уверенность в том, что трудности
платежногобаланса государства-члена
будут разрешены в течение
разумного периода. |
Квартальные покупки (фактические
выплаты), обусловленные соблюдением
критериев реализации и других условий. |
Гибкая кредитная линия
(2009 г.) |
Гибкий инструмент использования
кредитных траншей для удовлетворения
всех потребностей, связанных с платежным
балансом, потенциальных или фактических. |
Очень сильные перспективные
макроэкономические детерминанты, основа
экономической политики и демонстрируемые
в течение определенного времени
положительные результаты. |
утвержденные суммы доступны
немедленно и на весь период действия
договоренности при условии завершения
среднесрочного обзора в случае однолетних
договоренностей. |
Механизм расширенного кредитования
(1974 г.) |
более долгосрочная помощь
для поддержки структурных реформ
государств-членов в целях преодоления
трудностей платежного баланса долгосрочного
характера. |
принятие 3-летней программы,
включающей структурные преобразования,
с ежегодным подробным представлением
мер политики на последующие 12 месяцев. |
Квартальные или полугодовые
покупки (фактические выплаты), обусловленные
соблюдением критериев реализации
и других условий. |
Экстренная помощь |
помощь в преодолении
трудностей урегулирования платежного
баланса, связанных со следующим: |
|
не применимо, хотя помощь
в постконфликтных ситуациях
может быть сегментирована на две
и более покупки. |
1. на случай стихийных
бедствий (1962 г.) |
стихийные бедствия. |
разумные усилия по преодолению
трудностей платежного баланса. |
|
2. В постконфликтных ситуациях
(1995 г.) |
последствия гражданских
беспорядков, политических потрясений
или международных вооруженных
конфликтов. |
упор на развитие институционального
и административного потенциала,
с тем чтобы заложить основу для
договоренности в рамках верхнего кредитного |
|
расширенный кредитный механизм
(ЕСФ)
(1988 г.)5 |
более долгосрочная помощь
в преодолении устойчивых трудностей
платежного баланса, носящих структурный
характер; обеспечение устойчивого
экономического роста при сокращениибедности. |
принятие трехлетней договоренности
об использовании программы,поддерживаемые
в рамках ЕСФ,основываются на документах
по стратегиисокращения бедности, которые
готовятся странами в рамках процесса
широкого участия заинтересованных
сторон и включают в себя меры макроэкономической
и структурной политики и политики
сокращения бедности. |
полугодовые (или иногда
квартальные) фактические выплаты,
обусловленные соблюдением критериев
реализации и других условий. |
Механизм кредита «стэнд-бай»
(ссФ) (2010 г.) |
подобные целям договоренностейо
кредите «стэнд-бай» для удовлетворения
краткосрочных потребностей, связанных
с урегулированием платежного баланса,
и превентивных потребностей. |
принятие 12–24-месячной договоренности.
Заменяет компонент высокогодоступа
механизма финансирования для преодоления
внешних шоков и используется
для оказания поддержки в большом числе
случаев. |
|
Механизм ускоренного
кредитования (2010 г.) |
ускоренная помощь для
удовлетворения срочных потребностей,
связанных с регулированием платежного
баланса и вызванных внешними
шоками, стихийными бедствиями. |
нет необходимости в программе,
основанной на проведении обзоров, или
предъявлении ретроспективных условий.
Заменяет компонент доступа экстренной
помощи |
Обычно одно отчисление средств. |