Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Введение.

Глава I. Идейные  истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).

§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое  оформление первой парламентской республики.

§ 2 Конституция 1946 года и  трансформация институтов парламентаризма  в Четвертой республике.

§ 3 Конституция Пятой  республики. Юридический статус высших органов власти.

Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы  в государственном механизме  Франции

§ 1 Особенности разделения властей во Франции

§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции

§ 3 Французская правовая система

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Постоянно растущий в нашей стране интерес к государственно-политическим институтам и механизмам государственного управления зарубежных стран - к их особенностям, истории и современному состоянию не случаен. Интерес этот носит не только академический характер. Он связан еще и со стремлением России сегодня, определить для себя наиболее приемлемую форму правления, отвечающую общим требованиям нации, собственным культурным, историческим и конституционным традициям. При этом использование опыта, накопленного зарубежными государствами, исключает возможность такой упрощенной операции как слепое копирование, прямое заимствование, механическое воспроизведение на российской почве. Оно включает в себя, прежде всего, критическое отношение, предполагает всесторонний учет специфики исторических традиций и национальных особенностей, тщательный отбор достижений в государственной сфере. Важнейшая задача исследователя состоит в том, чтобы максимально полно и глубоко вникнуть в суть государственно-правовых процессов в других странах, выявить их причины и последствия, определить достоинства и недостатки, оценить перспективы. Только после этого возможен следующий шаг - «примерка» зарубежного опыта к современной России, выявление той формы правления, которая будет наилучшим образом соотнесена с особенностями России. Опыт Франции XIX – XX1 веков, в этом смысле, может оказать неоценимую услугу.

Именно Франция, перепробовала  в XVIII - XIX самые разные формы правления. Наконец, в середине XX века, совершив решительный переход от парламентской  к полупрезидентской форме правления, сегодня, является одной из ведущих  держав в мире, страной, которую отличает стабильность, отсутствие глобальных конституционных кризисов и сильная  внешняя политика. Схожие процессы наблюдались в очень сжатом виде и в России. В 1993 году страна берет курс на полупрезидентскую форму правления. Короля, как известно, играет свита, слабого Президента России - его окружение. Переход к усилению реальной президентской власти, построение вертикали власти, наведение порядка в федеральных отношениях породили не мало сторонников и противников. Периодически возрождаются идеи передачи ряда функций, в частности по формированию правительства, от Президента Парламенту. Поэтому абсолютно важно, сегодня, при обсуждении наиболее приемлемой формы правления для нашего государства учесть негативные и позитивные стороны парламентской и полупрезидентской республики.

 Опыт Франции, в  этой связи, представляет большой  интерес. Он показывает, что парламентское  превосходство не создает необходимых  условий для стабильного и  динамичного развития государства,  что парламентаризм имеет ограниченные  политические ресурсы в решении  острых вопросов и не способен  к разрешению серьезных кризисов. В этом его отличие от смешанной  формы правления, которая, во-первых, чутко реагирует на изменения  политического климата в стране, оперативно и точно учитывает  изменения во мнениях избирателей  в ходе парламентских или президентских  выборов, а во-вторых, гарантирует  стабильность.

Система власти смешанной  формы правления доказала возможность  соединения сильной президентской  власти и демократических институтов, что оказывает, в общем и целом, позитивное влияние на функционирование всей общественно-политической системы  Франции, обеспечивая политическую, экономическую и социальную стабильность в государстве и сегодня. По этой причине события, происходившие  во Франции в середине двадцатого столетия, представляют особенный интерес  для данной работы.

Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования  организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная  теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых  возможно разобраться в системе  органов государственной власти, учрежденных конституцией, поэтому в данном дипломном исследовании поднимаются такие вопросы как истоки и сущность парламентаризма, его крайние формы и политические ресурсы, а также историческое предназначение парламентской формы правления.

В 1958 году во Франции разразился очередной политический кризис, грозивший  обернуться гражданской войной. Парламентская  форма правления продемонстрировала все свои слабые стороны. Власть была неспособна, адекватно реагировать  на события, происходящие в государстве, поскольку парламентская система  во Франции, на протяжении всего времени  своего существования, страдала такими пороками как, министерская нестабильность, отсутствие парламентского большинства  и неорганизованность политических партий, что и обусловило ее слабость, неэффективность, в конечном счете, крах. В этой связи, чрезвычайно интересным для исследователя, как с практической, так и с теоретической точек  зрения, является то, по каким причинам, парламентская форма правления, будучи достаточно гибкой и практичной, не прижилась во Франции.

Переходу от парламентаризма  к полупрезидентской форме правления  во Франции от части способствовал  политический кризис 1958 года, однако основной причиной являлись все же проблемы, которые сопровождали французский  парламентаризм на протяжении семидесяти лет, они же предопределили, в этой стране и его несостоятельность.

Цели и задачи исследования. Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Научная разработанность  темы. Несмотря на значительный интерес в российской и советской юриспруденции к вопросам государственного развития Франции, особенности развития парламентской и полупрезидентской форм правления в этой стране не получили, на наш взгляд, достаточного внимания.

К разряду серьезных общеисторических исследований в этой области, следует отнести работы В.П. Смирнова и Ю.В. Борисова, В.И.Антюхиной-Московченко, JI. А. Бедриковой, А. Верта, Манфреда А., А.JI. Ефимовой1. Наиболее ранняя работа советского периода -. «Очерки из истории Англии, Франции и Германии» автора Рожкова Н. А2. Эти работы подробно раскрывают эволюцию социально-экономических отношений, внутренней и внешней политики страны, знакомят с основными течениями идеологии и культуры Франции, но с исторической точки зрения. «История Третьей республики» A. JI Зеваэса3, доведенная им до 1926 года, представляет собой описание ряда чисто внешних эпизодов парламентской жизни во Франции, работа содержит указания на множество фактов, мелких деталей и конкретных данных которые могут быть известны только современнику и непосредственному участнику исторических событий, поэтому может быть с большой эффективностью использована в исследовательских целях.

К числу работ написанных с позиций юридической науки  следует отнести работы таких авторов, как М. Прело4 - известного французского специалиста в области конституционного права, Ж. Бартелеми - одного из политических деятелей того времени, JI. Дюприе5, монографии известного советского ученого М.А.Крутоголова6.

Одними из первых, кто  поднимал в своих работах вопросы  о месте и роли законодательных  органов, были такие знаменитые авторы как Джон Локк и Ш. Луи Монтескье7. Работы упомянутых авторов для целей данного диссертационного исследования оказались достаточно эффективны, поскольку предоставляют уникальную возможность вернуться к истокам учения о парламентаризме. Проследить теорию парламентаризма в развитии удалось благодаря таким ученым как И. Бентам, Дж. Стюарт Милль, Феликс Моро, русским государствоведам, таким как, П. Г. Мижуев, С. А. Котляревский, А. И. Елистратов.8

Данные исследования содержат ряд ценных фактических данных и  наблюдений, которые позволили намного  ближе познакомиться с процессом  формирования парламентаризма не только во Франции, но и в других станах, где учреждена парламентская  форма правления, однако, при этом, следует отметить, что многие работы чрезмерно идеологизированы и, соответственно, рассматривают многие проблемы с  марксистских позиций.

В рамках вопроса о закономерности возникновения полупрезиденского  режима во Франции мы сочли необходимым  обратиться к исследованиям, которые  освящают вопросы государственного строя Пятой республики, создания Конституции 1958 года, а также содержащие материал относительно доктрины генерала де Голля.

Объектом исследования явилась  эволюция форм правления Третьей, Четвертой  и Пятой республик, а именно парламентской  и полупрезидентской, их практическое функционирование и законодательное  оформление.

Предметом исследования являются органические законы, составляющие Конституцию  Третьей республики, конституционно-правовые акты закрепляющие форму правления  и политический режим Третьей, Четвертой  и Пятой республик.

Методология исследования. При решении поставленных задач  мы опирались как на общенаучные, так и на частно-научные методы. К их числу относятся исторический, диалектико-материалистический, формально-юридический, догматический, системный, метод анализа  и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Идейные  истоки и правовая природа Франции (III - IV Республики).

§ 1 Конституционные  законы Третьей республики - юридическое  оформление первой парламентской республики.

 

 История Франции в  XIX веке характеризуется частыми  сменами форм правления: конституционная  монархия Луи Филиппа сменилась  Второй республикой 1848-1851 гг., которая  в свою очередь была упразднена  Второй империей Наполеона III 1852-1870 гг. Только с провозглашением  Третьей республики во Франции  в 1870 г. и принятием ее Конституции  страна вступила в длительный  период относительной государственно-правовой  стабильности. В значительной мере  это было обусловлено тем, что  к последней четверти XIX в. во  Франции накопилась богатая государственно-правовая, законодательная база, созданы достаточно  устойчивые политические институты.  Вообще, 70-80-е гг. XIX в. в истории  Франции занимают особое место.  После ее поражения во франко-прусской  войне начинается длительный  и сложный процесс конституирования  Третьей республики, которая просуществовала почти 70 лет9.

Своеобразие государственно-правовым институтам Третьей республики придавало  то обстоятельство, что хотя республиканская  форма правления во Франции была провозглашена 4 сентября 1870 г., конституционное  закрепление осуществилось лишь в 1875 г., а само конституирование Третьей  республики завершилось только в 1884 г. За этот полутородесятилетний период (1870-1884) произошла определенная эволюция, как формы правления, так и  основных государственно-правовых институтов.

Во французской исторической и юридической литературе время  нахождения у власти Правительства  Национальной обороны (4 сентября 1870 г. - 12 февраля 1871 г.) большинство ученых не выделяют в отдельный этап, а  государственный строй Франции с 4 сентября 1870 г. до вотирования Конституционных законов в 1875 г. называют «временным режимом» или «промежуточным периодом». Что касается дальнейшего, то для выделения отдельных этапов историки берут чаще всего в качестве основания чисто формальный признак и приводят периодизацию по президентствам - республика Тьера, Мак-Магона, Греви, либо этот период подразделяют по партийно-политическому критерию на консервативный (1871 - 1879 гг.) и оппортунистический (1879 - 1898 гг.) этапы10.

На наш взгляд, данный полуторадесятилетний период (1870-1884) в  конституционной истории Франции  следует разделить по государственно-правовому  и политическому критерию (борьба за форму правления) на три этапа.

Первый - переходный, когда  у власти находилось Временное правительство  национальной обороны. После избрания Национального собрания начинается следующий этап, который ознаменовался  борьбой республиканцев и монархистов. В его хронологических рамках можно выделить два подэтапа: первый - с 1871 по 1873 гг., когда во Франции  начался процесс юридического оформления республиканской формы правления; второй подэтап - период непосредственной разработки и рассмотрения отдельных  конституционных законопроектов, завершившийся  принятием республиканской Конституции  в 1875 г.

Третий этап - завершающий, когда процесс конституирования Третьей республики был, в целом, закончен после ряда конституционных  реформ в 1884 г.

Существенной особенностью политического развития Франции  в рассматриваемый период являлась «биполяризация политической жизни». Французское общество, начиная с  конца XVIII в., разделилось на сторонников  установления монархической формы  правления или республиканской. Вообще, политическая борьба во Франции отличалась тем, что она чаще, чем в других западных странах, например в Англии и США, распространялась на область государственного устройства. Столкновение различных общественных классов между собой объективно предопределило динамику политических форм, поскольку главным объектом борьбы между социальными группами периодически оказывалась сама форма правления, ее конституционное закрепление, система государственно-правовых институтов.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции