Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация
Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.
Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы
Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Постоянно растущий в нашей стране интерес к государственно-политическим институтам и механизмам государственного управления зарубежных стран - к их особенностям, истории и современному состоянию не случаен. Интерес этот носит не только академический характер. Он связан еще и со стремлением России сегодня, определить для себя наиболее приемлемую форму правления, отвечающую общим требованиям нации, собственным культурным, историческим и конституционным традициям. При этом использование опыта, накопленного зарубежными государствами, исключает возможность такой упрощенной операции как слепое копирование, прямое заимствование, механическое воспроизведение на российской почве. Оно включает в себя, прежде всего, критическое отношение, предполагает всесторонний учет специфики исторических традиций и национальных особенностей, тщательный отбор достижений в государственной сфере. Важнейшая задача исследователя состоит в том, чтобы максимально полно и глубоко вникнуть в суть государственно-правовых процессов в других странах, выявить их причины и последствия, определить достоинства и недостатки, оценить перспективы. Только после этого возможен следующий шаг - «примерка» зарубежного опыта к современной России, выявление той формы правления, которая будет наилучшим образом соотнесена с особенностями России. Опыт Франции XIX – XX1 веков, в этом смысле, может оказать неоценимую услугу.
Именно Франция, перепробовала
в XVIII - XIX самые разные формы правления.
Наконец, в середине XX века, совершив
решительный переход от парламентской
к полупрезидентской форме
Опыт Франции, в
этой связи, представляет
Система власти смешанной формы правления доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов, что оказывает, в общем и целом, позитивное влияние на функционирование всей общественно-политической системы Франции, обеспечивая политическую, экономическую и социальную стабильность в государстве и сегодня. По этой причине события, происходившие во Франции в середине двадцатого столетия, представляют особенный интерес для данной работы.
Форма правления имеет
основополагающее значение для изучения
конституционно-правового
В 1958 году во Франции разразился
очередной политический кризис, грозивший
обернуться гражданской войной. Парламентская
форма правления
Переходу от парламентаризма
к полупрезидентской форме
Цели и задачи исследования. Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.
Научная разработанность темы. Несмотря на значительный интерес в российской и советской юриспруденции к вопросам государственного развития Франции, особенности развития парламентской и полупрезидентской форм правления в этой стране не получили, на наш взгляд, достаточного внимания.
К разряду серьезных
К числу работ написанных с позиций юридической науки следует отнести работы таких авторов, как М. Прело4 - известного французского специалиста в области конституционного права, Ж. Бартелеми - одного из политических деятелей того времени, JI. Дюприе5, монографии известного советского ученого М.А.Крутоголова6.
Одними из первых, кто поднимал в своих работах вопросы о месте и роли законодательных органов, были такие знаменитые авторы как Джон Локк и Ш. Луи Монтескье7. Работы упомянутых авторов для целей данного диссертационного исследования оказались достаточно эффективны, поскольку предоставляют уникальную возможность вернуться к истокам учения о парламентаризме. Проследить теорию парламентаризма в развитии удалось благодаря таким ученым как И. Бентам, Дж. Стюарт Милль, Феликс Моро, русским государствоведам, таким как, П. Г. Мижуев, С. А. Котляревский, А. И. Елистратов.8
Данные исследования содержат
ряд ценных фактических данных и
наблюдений, которые позволили намного
ближе познакомиться с
В рамках вопроса о закономерности
возникновения
Объектом исследования явилась эволюция форм правления Третьей, Четвертой и Пятой республик, а именно парламентской и полупрезидентской, их практическое функционирование и законодательное оформление.
Предметом исследования являются органические законы, составляющие Конституцию Третьей республики, конституционно-правовые акты закрепляющие форму правления и политический режим Третьей, Четвертой и Пятой республик.
Методология исследования. При решении поставленных задач мы опирались как на общенаучные, так и на частно-научные методы. К их числу относятся исторический, диалектико-материалистический, формально-юридический, догматический, системный, метод анализа и синтеза.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III - IV Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
История Франции в
XIX веке характеризуется частыми
сменами форм правления:
Своеобразие государственно-правовым институтам Третьей республики придавало то обстоятельство, что хотя республиканская форма правления во Франции была провозглашена 4 сентября 1870 г., конституционное закрепление осуществилось лишь в 1875 г., а само конституирование Третьей республики завершилось только в 1884 г. За этот полутородесятилетний период (1870-1884) произошла определенная эволюция, как формы правления, так и основных государственно-правовых институтов.
Во французской исторической и юридической литературе время нахождения у власти Правительства Национальной обороны (4 сентября 1870 г. - 12 февраля 1871 г.) большинство ученых не выделяют в отдельный этап, а государственный строй Франции с 4 сентября 1870 г. до вотирования Конституционных законов в 1875 г. называют «временным режимом» или «промежуточным периодом». Что касается дальнейшего, то для выделения отдельных этапов историки берут чаще всего в качестве основания чисто формальный признак и приводят периодизацию по президентствам - республика Тьера, Мак-Магона, Греви, либо этот период подразделяют по партийно-политическому критерию на консервативный (1871 - 1879 гг.) и оппортунистический (1879 - 1898 гг.) этапы10.
На наш взгляд, данный
полуторадесятилетний период (1870-1884) в
конституционной истории
Первый - переходный, когда
у власти находилось Временное правительство
национальной обороны. После избрания
Национального собрания начинается
следующий этап, который ознаменовался
борьбой республиканцев и монархистов.
В его хронологических рамках
можно выделить два подэтапа: первый
- с 1871 по 1873 гг., когда во Франции
начался процесс юридического оформления
республиканской формы
Третий этап - завершающий, когда процесс конституирования Третьей республики был, в целом, закончен после ряда конституционных реформ в 1884 г.
Существенной особенностью политического развития Франции в рассматриваемый период являлась «биполяризация политической жизни». Французское общество, начиная с конца XVIII в., разделилось на сторонников установления монархической формы правления или республиканской. Вообще, политическая борьба во Франции отличалась тем, что она чаще, чем в других западных странах, например в Англии и США, распространялась на область государственного устройства. Столкновение различных общественных классов между собой объективно предопределило динамику политических форм, поскольку главным объектом борьбы между социальными группами периодически оказывалась сама форма правления, ее конституционное закрепление, система государственно-правовых институтов.
Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции