Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Одной из особенностей социально-экономического развития Франции XIX в. было неоднородность тех социальных групп, - будь то приверженцы  монархии или республики, - которые  сменяли друг друга у кормила  власти.

Так, начиная с 1830 г. монархисты во Франции были разбиты на три  основных лагеря: легитимистов, орлеанистов  и бонапартистов. Во многом, благодаря  поддержке различных монархических  сил Луи Бонапарт победил на президентских  выборах, а затем и осуществил государственный переворот. Укреплению власти Наполеона III, провозглашенного в ноябре 1852 г. императором французов, способствовала также разобщенность в лагере республиканцев11.

Среди самих республиканцев в 1860-х гг., как отмечал Н.И. Кареев, существовало два основных течения: умеренное и революционное. Именно представители умеренного направления  во многом определили судьбу Франции  в начале 1870-х гг. Сюда входили  видные деятели Второй республики (А. Мари, Л.-А. Гарнье-Пажес, Л. Карно и  др.) и представители молодого поколения  республиканского движения (Ж. Симон, Ж. Фавр, Л. Гамбетта и др.). Программа  республиканцев была оглашена Л. Гамбетта в речи на предвыборном собрании в  пригороде Парижа Бельвилле в 1869 г.: «Руководящий принцип моих воззрений  и моих политических действий - это  полный и нераздельный суверенитет народа; к нему нужно все сводить и из него нужно все выводить: учреждения, законы, интересы и даже права». В качестве конкретных мер, по - мнению Л. Гамбетты, требовалось: уничтожение Сената; последовательное применение принципа всеобщего избирательного права; свобода личности, обеспечиваемая законом; свобода печати, союзов, собраний; установление суда присяжных для политических преступлений отделение церкви от государства; обязательное первоначальное образование, бесплатное и светское; уничтожение постоянной армии; изменение налоговой системы; установление прямой ответственности всех чиновников и замещение всех должностей выборными лицами. Однако осуществление данной программы демократических реформ фактически было невозможно при монархическом правлении, поскольку оказалось бы губительным для устоев Второй империи12.

Следует отметить, что в 1860-х  гг. после девяти лет так называемого  авторитарного правления император  провел в стране некоторые либеральные  преобразования. Начиная с 1860 г., как  отмечают отечественные и французские  исследователи, во Франции наметилась «тенденция установить элементы парламентарной системы», и страна стала постепенно «эволюционировать к парламентскому строю». В самом деле, этот период в историографии нередко называют «либеральной империей». Наполеон III говорил, что его режим в эти годы «одинаково чужд реакции и революционным  теориям».

В ноябре 1860 г. были опубликованы декреты, дававшие право Законодательному собранию и Сенату обсуждать тронную  речь Императора и высказывать свое мнение по различным вопросам внутренней и внешней политики. Обе палаты получили также право опубликования  официальных отчетов о своих  сессионных заседаниях. Это оживило  политическую жизнь в стране. По результатам парламентских выборов 1863 г. 12 % мест получили кандидаты от оппозиции. В 1867 г. Наполеон III сделал следующий шаг на пути либеральных политических реформ: Законодательному корпусу было дано право интерпелляций (то есть запросов) правительству. Таким образом, парламент получил некоторую возможность контролировать действия министров.

В мае и июне 1868 г. были приняты Законы о печати и собраниях. Согласно Закону о печати отменялась обязательность правительственного разрешения для издания новых печатных органов. Газеты могли подвергнуться наказанию  только по приговору суда. Закон  о собраниях, принятый 6 июня 1868 г., разрешал публичные собрания. Однако для собраний, носивших политический характер, требовалось  предварительное разрешение, которое  выдавалось только в период избирательных  кампаний по заявлению не менее семи жителей коммуны на территории, которой  предполагалось устроить собрание. На таких собраниях обязательным было присутствие полицейского комиссара. Комиссар имел право распустить собрание, если нарушалась повестка дня, причем организаторы таких собраний и соответствующие  ораторы привлекались к судебной ответственности.13

Принятие данных законов  позволило оппозиции активно  провести избирательную компанию 1869 г. Это дало свои результаты: противники режима Наполеона III получили значительный прирост голосов (оппозиция получила на 1,5 млн. голосов избирателей больше, чем на парламентских выборах 1863 г.).

Таким образом, во французском  обществе постепенно нарастала оппозиция  режиму Наполеона III, несмотря на результат  проведенного 8 мая 1870 г. плебисцита по вопросу о поддержке либеральных  реформ и утверждению сенатус-консульта  от 20 апреля 1870 г. (утвердительных голосов, в основном крестьянских, было получено около 7 360 тыс. (примерно 70 %), против - 1 570 тыс). Однако в крупных городах, в том числе в Париже, большинство населения высказалось против сохранения империи. Начавшаяся вскоре франко-прусская война лишь ускорила падение империи. Этот режим настолько опорочил себя в глазах населения, что никаких выступлений в поддержку Второй империи после провозглашения Третьей республики не последовало.

Однако ни один из этих законопроектов не был принят, поскольку в Париже начались массовые демонстрации, участники которых  требовали свержения Императора и установления республики. Днем 4 сентября 1870 г. республиканцы, члены Законодательного корпуса, покинули парламент и в  городской ратуше при большом  стечении народа провозгласили республику. Началось формирование нового республиканского правительства.

4 сентября 1870 г.  правительство издало прокламации  «К французскому народу», «К  национальной гвардии» и «К  гражданам Парижа», в которых  народ призывался к спокойствию  и объявлялось, что правительство  прежде всего является «правительством  Национальной обороны». В состав правительства вошли депутаты от Парижа в Законодательном корпусе Л. Гамбетта, Ж. Симон, Э. Пикар, Ж. Фавр и др. Возглавил правительство генерал Л.-Ж. Трошю, военный губернатор столицы. Следует отметить, что еще до заседания 4 сентября республиканские депутаты вели переговоры с А. Тьером, которого убеждали возглавить новое правительство. Однако А. Тьер отказался, не желая официально связывать себя с правительством, которому после поражения при Седане предстояло, по его мнению, заключить кабальный для Франции мир с победителями14.

 Министр иностранных дел Ж. Фавр 5 сентября оповестил глав иностранных представительств аккредитованных во Францию о создании республиканского правительства, a Л. Гамбетта направил всем префектам циркуляр о низвержении империи и о создании нового правительства.

Правительство должно было решить три основные задачи:

1. Укрепление власти  на местах.

2. Оказание сопротивления,  возглавляемой Пруссией, коалиции  Северо-Германского союза и южно-германских  государств (продолжалась франко-прусская  война).

3. Проведение выборов  в Учредительное собрание Франции,  так как республика хотя и  была провозглашена, но юридически, как форма правления, оставалась  временной и нуждалась в легитимации  со стороны учредительной власти.15

Решение первой задачи фактически было поручено Л. Гамбетта. 5 сентября 1870 г. принимается решение, согласно которому правительство должно было остаться в Париже, а для руководства администрацией на остальной территории Франции создавался специальный комитет, которую 7 октября 1870 г. возглавил Л. Гамбетта.  Таким образом, Правительство национальной обороны попыталось захватить в стране все административное управление.

Вообще, спасение Франции  от полной оккупации являлось важнейшей  задачей правительства (отсюда и  название - Правительство национальной обороны). Не подлежит сомнению, что  данное правительство рассматривало  себя как временное, «переходное», по определению Ж. Фавра, правительство. Уже 8 сентября 1870 г. правительство принимает Прокламацию «К французскому народу». Согласно данному документу на 16 октября 1870 г. назначались выборы в Учредительное собрание, был восстановлен Избирательный закон от 15 марта 1849 г. (то есть закон Второй республики), устанавливавший во Франции мажоритарную систему голосования в два тура в округах с несколькими кандидатами, когда для избрания необходимо относительное большинство, не меньше определенного уровня, требующего проведения второго тура и, наконец, число депутатов Учредительного собрания определялось в 750. Правительство национальной обороны принимает Декрет, в котором устанавливалась новая дата - 2 октября 1870 г. Однако наступление немцев на Париж помешало проведению выборов. Таким образом, для того, чтобы передать власть представительному органу, правительству необходимо было добиться заключения мира с возглавляемой Пруссией коалицией Северо-Германского союза и южно-германских государств.16

В 1871-1873 гг., несмотря на то что Франция переживала политический, экономический и социальный кризисы, в стране начался процесс юридического оформления республиканской формы  правления, создания устойчивых государственно-правовых институтов. Решение этих задач позволяло  Франции в дальнейшем конституировать  Третью республику.

В феврале 1871 г. состоялись выборы в Национальное собрание Франции, на которых победу одержали сторонники реставрации монархии. Итоги голосования не были неожиданными для страны.

Во-первых, как отмечал  Е.В. Тарле, «после 4 сентября 1870 г. продолжали в экономико-социальном отношении господствовать те же общественные слои, которые 8 мая 1870 г. высказывались за империю». Эти же общественные слои доминировали на выборах 8 февраля 1870 года.

Во-вторых, в отличие от республиканцев, большинство кандидатов в парламент от монархических  партий выступали поборниками мира, что было привлекательно для уставшего  от франко-прусской войны населения.

В-третьих, вся бюрократия Второй Империи получила право участвовать в выборах: был отменен декрет, принятый по предложению Л. Гамбетты, согласно которому «не могли быть избираемы прежние чиновники и депутаты империи».

В-четвертых, многие кандидаты в депутаты оказались почти неизвестными лицами для населения, поскольку передвижение по территории страны было сильно затруднено.

Наконец, выборы в Национальное собрание проходили в условиях немецкой оккупации почти трети территории страны. Напряженная внутриполитическая обстановка осложнялась экономическим  кризисом, обусловленным как войной, так и необходимостью выплаты  большой контрибуции по условиям мирного договора с Пруссией. Такая  ситуация привела к обострению общественной ситуации в стране. Ряд непопулярных социально-экономических мер Правительства  национальной обороны, а затем и  Национального собрания Франции привели к восстанию в Париже17. Однако Парижская коммуна, просуществовав два с небольшим месяца, была жестоко подавлена в конце мая 1871 г. Тем не менее, несмотря на кризис, именно в 1871-1873 гг. государственно-правовое развитие Франции, во многом, предопределило систему высших органов власти, их полномочия и, в конечном счете, форму правления.

В 1871-1875 гг. высшим органом  государственной власти во Франции  являлось Национальное собрание, которое  фактически в течение почти пяти лет выступало в роли высшего  представительного и учредительного собрания страны.

После ратификации мирного  договора с Германской империей 1 марта 1871 г. (546 депутатов проголосовали  за, против были 107 при 23 воздержавшихся) перед парламентом встал вопрос о конституировании Третьей республики.

Вторая Империя пала 4 сентября 1870 г., что было подтверждено резолюцией Национального собрания от 1 марта 1871 г., когда Национальное собрание единогласно приняло предложение  А. Тьера подтвердить низложение Наполеона III (таким образом, данная резолюция была первым нормативным актом Третьей республики, имеющим конституционное значение, поскольку ею подтверждалось упразднение Второй империи). Правительство национальной обороны, захватившее власть, являлось лишь временным правительством. Оно подало в отставку, как только в феврале 1871 г. было избрано Национальное собрание. Из такого юридического и фактического положения воспоследовали два юридически важных обстоятельства.

1. Национальное собрание  оказалось полновластным в том  смысле, что оно могло осуществлять  все виды власти: законодательную,  исполнительную и судебную. Его  деятельность не была ограничена  никакими законодательными актами, срок его полномочий также  не был определен. Резолюцией  от 17 февраля 1871 г. Национальное  собрание провозгласило себя  «носителем верховной власти».  В законе от 31 августа 1871 г.  было зафиксировано право Национального  собрания на «пользование учредительной  властью». Наконец, законом от 13 марта  1873 г. Национальное собрание подтвердило  за собой «неприкосновенность  принадлежащей ему учредительной  власти».

 Национальное собрание  приняло на себя учредительные  функции в начале 1870 г. Легитимность  той роли, которую играло Национальное  собрание, и по сей день остается  дискуссионной и живо обсуждается  во французской исторической  и юридической науке. Так, по  мнению таких видных юристов  и историков, как Л. Грегуар,  А. Зеваес, М. Ориу, Л. Мартен, М.  Элие  Национальное собрание создавалось  только для решения вопроса  о войне и мире.

В состав Национального собрания входило несколько республиканских  групп: Левый центр, Левые (Республиканская  левая и республиканский союз) и Крайне левая. Несмотря на неоднородность состава этих групп, общей их целью было конституционное оформление республиканской формы правления.18

В Национальное собрание было избрано 19 депутатов-бонапартистов. Следует  отметить, что многие видные бонапартисты выступали против реставрации монархии во Франции. В манифесте руководителей  группы бонапартистов в Собрании, в частности, указывалось, что «партия  сторонников империи будет голосовать против всех монархических предложении». Незначительное число мест в Национальном собрании получили также сепаратисты  Ниццы и депутаты, избранные от Эльзаса и Лотарингии.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции