Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация
Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.
Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы
В 80-90-е гг. XX века во Франции происходит расширение прав местного самоуправления. Действительностью политической жизни стала система раздельного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.
Новый этап конституционных реформ предпринят в 2000 г. Весной 2000 года президент Ж. Ширак внес законопроект о снижении срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.
Глава II . Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1. Особенности разделения властей во Франции
Франция принадлежит к числу государств, сыгравших особую роль в становлении концепции и утверждении разделения принципа разделения властей.
К числу основных принципов Конституция Франции 1958 года относит национальный суверенитет. Он принадлежит только народу и никакая отдельная личность или группа не могут присвоить себе его осуществление.55
Осуществление национального суверенитета в соответствии с принципом разделения властей возлагается на три ветви власти. Принцип, закрепленный еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, нет конституционного строя, если нет разделения властей — не подлежащая пересмотру составная часть французского конституционного права56.
Центральное место в системе
государственных органов
Специфика положения президента
во Франции состоит в том, что
в силу своих полномочий он как
бы участвует в функционирование
каждой из ветвей власти. И в то же
время ни одну из них нельзя отождествлять
с президентом или
Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами.
Наиболее существенные права президента.
Это, прежде всего, назначение премьер-министра. Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания — нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер. Решение принимает президент.
Президент возглавляет вооруженные
силы. Он председательствует в советах
и в высших комитетах национальной
обороны. Глава государства представляет
страну в международных отношениях.
Он ведет переговоры о заключении
международных договоров и
Президент республики может по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих использования чрезвычайных полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета.
Президент республики обладает
многочисленными иными
Президент — активный участник законодательного процесса. Правительственные законопроекты обсуждаются в Совете министров, а председательствует на нем президент. Законодательные акты, одобренные парламентом, передаются для промульгации президентом. При этом может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения, либо обратится за мнением Конституционного совета, если полагает, что данный акт в чем-то противоречит Конституции.
Президент республики обладает
правом издания собственных
Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах со смешенной формой правления, имеет бицефальный, т.е. двойной характер. Она осуществляется и президентом и правительством. Президент участвует в осуществление всех наиболее значимых функций, которые закреплены за правительством.58
Президент может принимать участие и в осуществлении некоторых функций судебной власти. Он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в отношении судейских работников. Президенту принадлежит право помилования. Президент является гарантом судебной власти.
Статус и полномочия президента Французской Республики подтверждают, что данный институт нельзя однозначно отнести только к одной ветви власти.
Во Франции, как и во
всех других демократических государствах,
обеспечена самостоятельность и
независимость судебной власти. Заметно
сложней и противоречивей выглядят
взаимоотношения между
Носителем законодательной власти в Пятой Республике, является парламент. Парламент Французской Республики состоит из двух палат. Национального собрания (нижняя палата) и сената (верхняя палата).
Французский парламент остается формально единственным законодательным органом страны. Это значит, что среди всех государственных органов только ему, в соответствии с особой процедурой, установленной Конституцией принадлежит право принимать законы республики. Законодательная инициатива, принадлежит премьер-министру и парламентариям. Акты, предлагаемые правительством, именуются законопроектами, а предлагаемые парламентариями законоположениями.59
К числу важнейших функций
парламента относятся установление
государственных доходов и
Еще одна важная функция парламента — контроль деятельности правительства. Парламентарии сохранили за собой право устных и письменных вопросов, адресуемого премьер-министру или членам правительства. Однако самой важной и значимой формой контроля остается институт парламентской ответственности. Именно в этой области перемены наиболее существенны. Одно из самых существенных нововведений — это возможность постановки вопроса о доверии правительству может исходить от самого правительство.60
Принцип разделения властей
в условиях смешанной республики
во Франции претерпел ряд
Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране.61 На него возложено общее руководство и управление делами государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики. Правительство одновременно остается высшим органом управления. Соответственно оно намечает и осуществляет меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач. Правительство является главным распорядителем кредитов, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооруженные силы.
Своеобразие и специфика
статуса правительства во Франции
заключается в том, что оно
как бы выступает в двух значениях.
Во-первых, оно представляет собой
Совет министров республики. Во-вторых,
оно выступает в форме
Формирования правительства в правовом отношении сравнительно просто. Президент республики назначает премьер-министра и по его представлению других членов правительства. Формально президент не связан какими-либо условиями назначения, и его декрет не нуждается в контрассигнации. Поскольку, однако, существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.
Члены правительства назначаются
президентом по представлению премьер-
В стране с высоким уровнем
централизации и бюрократизации
государственного аппарата уже сравнительно
давно сложилась еще одна специфическая
система дополнительного
Речь идет о получившей широкое распространение во Франции административной юстиции. Административные трибуналы, представляющие собой суды первой инстанции по административным правонарушениям, рассматривают все жалобы на действия административных властей, связанные со злоупотреблением служебным полномочием и иными, преимущественно должностными преступлениями.62
Появление административной юстиции63 самым тесным образом связано с реализацией принципа разделения властей. С 1899 года Государственный совет является высшим органом административной юстиции по вопросам применения административного права и по делам, в которых одной из сторон выступает администрация.64
Основу административной юстиции во Франции образуют ныне региональные административные трибуналы. Они рассматривают дела по искам об аннулировании неправомерных актов административных органов, о возмещении вреда в связи с ущербом, причиненным действиями администрации. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет, который выступает кассационной и апелляционной инстанцией по делам, решаемым административными трибуналами.
В 70-е года во Франции возник институт, осуществляющий контроль за администрации и предупредить ее посягательства на права и свободы граждан. Этот орган носит название медиатор, был учрежден по рекомендации Совета Европы для использования всеми странами, входящими в состав Совета.
Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой Республики.65 Она стала достаточно эффективным и действенным ответом на политический кризис, порожденный, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость и аморфность исполнительной власти, порождавших политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности.66
Принцип разделения властей
в условиях смешанной формы правления
реализуется совершенно иначе, нежели
в президентской республике. Тем
не менее, его присутствие не отрицается.
Обеспечивая в первую очередь
самостоятельность и
В Конституции Франции
названы три уровня организации
власти в государстве и три
типа территориальных
Франция - унитарное государство,
и проблема сосуществования
Децентрализация основана на
соблюдении двух условий. Во-первых, на
признании и законодательном
закреплении факта
Местные органы власти и
управления не входят в государственную
вертикаль и в рамках установленной
законом компетенции
Регионы
В 1986 году регионы окончательно
были преобразованы в
Регион одновременно несет функции государственного уровня управления - административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.68
Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции