Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Согласно декретам 1982-1983 гг., Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей  палат, 84 членов суда (их принято именовать  советниками), 36 советников-докладчиков  различных категорий, а также  генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они  являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора) и аудиторы.

Постановления Кассационного  суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и  по два других представителя от каждой палаты.

В компетенцию Кассационного  суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих  судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности  обжалования в обычном, апелляционном, порядке. При этом суд рассматривает  лишь жалобы по вопросам права, а не факта - только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь  открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что  исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

Апелляционные суды во Франции  ныне насчитывают: 30 апелляционных  судов на континенте, юрисдикция которых  распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и  пять апелляционных судов, действующих  в заморских территориях Франции.

Рассмотрев апелляционную  жалобу по уголовному делу, палата от имени  апелляционного суда либо оставляет  приговор в силе, либо отменяет его  и, как правило, сама выносит иное решение (по существу, приговор) по делу. Лишь при необходимости палата направляет дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд. В составе  каждого апелляционного суда имеется  также одна или больше обвинительных  камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная  камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в  частности за предварительным заключением  обвиняемого, а также как орган  предания суду.

Палаты по гражданским  делам рассматривают апелляционные  жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей  юрисдикции, но и другими судебными  органами (в частности, торговыми  трибуналами). Суды первой инстанции подразделяются77:

1. применительно к разбирательству  гражданских дел на:

а) трибуналы большого процесса

б) трибуналы малого процесса,

2. применительно к разбирательству  уголовных дел на:

а) суды присяжных,

б) исправительные трибуналы 

в) полицейские трибуналы.

Термин "трибунал" в  названиях французских судов  как гражданских, так и уголовных  указывает не на их чрезвычайный характер, а скорее на ограниченный, по сравнению  с судами, объем их компетенции.

Трибуналы большого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 181) имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и  различное число судей. В компетенцию  трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел  имущественного характера с суммой иска свыше 30 000 франков, а также значительного  числа четко определенных категорий  дел: споры о недвижимости, о браке  и разводе, об усыновлении, о гражданстве  и др.

Трибуналы малого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 470) были учреждены в 1958 г. взамен мировых  судей, избиравшихся населением каждого  кантона и существовавших во Франции  с 1790 г. Они расположены в главных  городах всех департаментов и  всех округов. В компетенцию этого  трибунала входит разбирательство  определенных категорий дел, в том  числе по искам имущественного характера  на сумму до 30 000 франков (решения  по делам с суммой иска до 13 000 франков  не подлежат апелляционному обжалованию).

Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте и носят соответствующие названия. В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе  с председателем (членом апелляционного суда) и девять при присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по департаментскому списку избирателей путем жребия после отбора специальными комиссиями. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако, неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих обстоятельств, принимается большинством не менее чем в 8 голосов из 12 участников голосования. В отличие от решений всех других судов первой инстанции, приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, а оправдательный приговор не может быть обжалован обвинением и в кассационном порядке.

Исправительные трибуналы  рассматривают по первой инстанции  дела об уголовных деликтах (название "исправительный" связано с  тем, что в ст. 1 УК Франции наказания  за уголовные деликты именуются  исправительными). Дела в исправительных трибуналах рассматриваются коллегиями из трех судей. Некоторые категории  уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, охоты  и рыболовства и др., могут рассматриваться  единоличными судьями.

Полицейские трибуналы рассматривают  по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях - проступках, за которые может быть назначен штраф  на сумму до 10 000 франков либо же, в ограниченном числе случаев, арест  на срок от одного дня до двух месяцев (название "полицейский" связано  с тем, что в ст. 1 УК Франции  наказания за проступки именуются  полицейскими наказаниями). Дела в них  рассматриваются единоличными судьями  трибунала малого процесса.

В систему общих судов  в качестве специализированных подразделений  входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних.78

Отличительная особенность  французской системы уголовной  юстиции - наличие в ней фигуры судьи по исполнению наказаний, который  согласно полномочиям, предоставленным  ему УПК 1958 г. и последующими законами, вправе активно вмешиваться в  процесс отбывания наказания  осужденным, в том числе и к  лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими "отсрочку с испытанием", решает вопрос об изменении  режима содержания осужденных к лишению  свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном  освобожден и т.д. Обязанности судьи  по исполнению наказаний на трехлетний срок возлагаются на одного из судей  трибунала большого процесса.

К системе общих судов, прежде всего на уровне трибунала  малого процесса, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве  определенных категорий дел. К их числу относятся:

1.торговые трибуналы, 

2.советы прюдомов,

3.комиссии по социальному  страхованию, 

4.паритетные трибуналы  по земельной аренде,

5.трибуналы по морской  торговле и др.

Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдомов. Торговые трибуналы (их насчитывается 227) состоят из трех судей-консулов. Они рассматривают споры, возникающие  между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять  или разрешать конфликты, связанные  с заключением, исполнением и  расторжением индивидуальных трудовых договоров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов - консультативный орган при министре юстиции и министре труда.79

Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который  избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по 6 их заместителей).

В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается  для рассмотрения уголовных дел  по обвинению президента страны в  государственной измене, а также  министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей.

Расследование этих обвинений  и предание обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется только по решению обеих палат парламента.

В период с 1953 по 1981 гг. в качестве чрезвычайного органа существовал  Суд государственной безопасности, который рассматривал дела обо всех преступлениях против внутренней и  внешней безопасности государства. Ныне эти дела переданы в компетенцию  общих судов.

Независимо от системы  общих судов, возглавляемой Кассационным судом, существуют самостоятельная  система органов административной юстиции. В них рассматриваются  жалобы на действия и акты органов  государственного управления, затрагивающие  права и интересы частных лиц. Возглавляет систему административной юстиции Государственный совет.

Расследование большинства  преступлений осуществляется судебной полицией, офицеры которой имеют  право на проведение самостоятельного предварительного дознания, а агенты и иные должностные лица - на проведение лишь отдельных процессуальных действий.

Уголовное преследование  в суде, как правило, осуществляется прокуратурой, которая пользуется весьма широкими правами по своему усмотрению отказаться от передачи дела в суд. В полицейских трибуналах обвинение в проступках, за которые не может быть назначено более 10 дней ареста, поддерживают полицейские комиссары.80

Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему  органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом апелляционном  суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками, главный из которых  носит звание генерального адвоката.

Должностные лица прокуратуры  весьма близки к судейскому корпусу (те и другие именуются магистратами), т.к. они получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко  переходят из прокуроров в судьи  и обратно.

Защищать обвиняемого  в уголовном процессе и представлять интересы сторон в гражданском и  административном процессах могут  адвокаты. До 1971 г. во Франции различались  юридические профессии адвоката, поверенного при трибунале большого процесса и поверенного при торговом трибунале. Ныне они слиты в единую, так называемую новую профессию адвоката.81

 

§ 3. Французская правовая система.

В ХХ веке конституционное  развитие Франции прошло три этапа:

первый - период Третьей Республики по 1942г.; второй - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 гг.; третий - с момента  принятия ныне действующей Конституции 1958г.

Третья Республика прекратила свое существование с июня 1940 г. после  ввода сил фашистской Германии во Францию.

Основной закон 1946 г. - наиболее демократичный за всю историю  страны - мог служить юридической  основой для последующих социальных и экономических преобразований.

Конституция 1958 г., как результат  изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 октября. Прямым поводом  для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской  колонии, и угроза гражданкой войны  в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали  в Национальном собрании за передачу всей полноты власти "сильной  личности" - генералу Шарлю де Голлю. В условиях кризиса он потребовал предоставления ему полномочий по выработке  нового текста Конституции. Парламент, указав лишь пять самых общих требований к основному заколу, отказался  от контроля за его созданием. Проект был передан на референдум, минуя  парламент.

В основу документа легли  конституционные воззрения Шарля  де Голля, высказанные им, главным  образом, в речи в Байе 16 июля 1946 г.

Конституция состоит из преамбулы, 15 разделов и 92 статей. Разделы различны по объему. Например, разделы ХШ и  ХIV включают по одной статье. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики (15 статей) и отношениям между парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений  указывает на основное в акте - систему  органов государственной власти и на исключительное положение в  них главы государства (не случайно, что уже второй раздел включает положения  о Президенте Республики).

Основной закон 1958 г. установил  иерархию юридических норм, действующих  в стране. Ее венчает Конституция, ниже органические законы - новая категория, впервые введенная в оборот, еще  ниже - простые законы. Несколько  особняком находятся законы, принимаемые  на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом  ратифицированные Францией.

Конституция 1958г. - это всего  лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего основного закона.

В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом, провозглашающая  права и свободы граждан. Кроме  них, входят и "основные принципы, признанные законами Республики". Например, закон  от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании  указанной выше формулы, но принцип  свободы ассоциаций таковым является. Основные принципы содержатся, как  следует из формулировки преамбулы  акта 1946 г., в законах и первых трех республик (первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г.; второй - с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; третьей - с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г.).82

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции