Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

В УПК 1958 г. включены положения  о ряде правовых институтов традиционно  относимых к области уголовного права и пенитенциарии. Именно этот кодекс ввел во французское законодательство "отсрочку с испытанием" как  новую форму условного осуждения, предусмотрел правила режима "полусвободы", определил порядки привлечения  заключенных к труду и принципы его оплаты и др. Со времени издания  в него не раз вносились изменений, наиболее важные из которых связаны  с принятием в начале 1981 г. закона под названием "Безопасность и  свобода", расширившего права полиции  в борьбе с насильственными преступлениями (в 1983 г. большинство положений этого  закона было отменено).

Реформа гражданского процессуального  законодательства не привела к полной замене наполеоновского ГПК 1806 г. В  период 1971 - 1973 гг. были изданы четыре декрета, в каждом из которых содержался один из разделов будущего нового ГПК, а  в 1975 г. издан объединивший и отчасти  дополнивший их закон. В четырех  книгах нового ГПК содержатся положения  общего характера (книга 1), о каждой из юрисдикций, занятых разбирательством гражданских дел (книга 2), о рассмотрении дел, связанных с конкретными  правовыми институтами (книга 3), и  об арбитраже (книга 4). Что касается исполнительного производства и  некоторых других вопросов, то ГПК 1975 г., несмотря на значительный объем (1507 статей), их пока что не регламентирует. Поэтому ныне одновременно действует  соответствующие не отмененные разделы "Гражданского процессуального кодекса" 1806 г. и полный текст "Нового гражданского процессуального кодекса" - таковы их официальные названия92.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Третья республика во Франции  формировалась как классическая парламентская по британскому образцу. Об этом свидетельствует созданная  в рамках Конституционных законов 1875 года политическая система. В частности, наличие двухпалатного Парламента, наделенного всей полнотой законодательной  власти, обладающего контрольными функциями  и функциями по формированию, в  отношении правительства, Президент, политическая воля которого в действительности реализовывалась министрами и правительство, в полной мере участвующее в политической жизни государства. Такая система  власти была создана во Франции, в 1875 году, отнюдь не от большой любви  к парламентской форме правления, а под давлением определенного  рода обстоятельств. Долгий период конституционного творчества сопровождался ожесточенной борьбой таких политических партий как монархисты и республиканцы. Каждая из сторон, в перспективе  надеялась взять верх, и поэтому  охотно шла на компромисс I учреждая основные институты власти. Так, к  примеру, монархисты, настаивали на «сильном»  главе государства, а республиканцы  были уверены в том, что егЪ  деятельность должна быть контролируема  одним из органов власти. В итоге  Конституционные законы 1875 года, учредили безответственного Президента, все  действия которого, в соответствии с принципом контрасигнатуры, контролируются министрами. Существование Сената является ярким примером компромисса. Республиканцы  настаивали на учреждении однопалатной структуры парламента. Монархисты, в свою очередь, яро отстаивали принцип  второй палаты, которая, по их мнению, должна была сдерживать нижнюю палату. Республиканцы  пошли на учреждение двухпалатного  парламента, но наделили Палату депутатов  большим объемом полномочий. Таким  образом была учреждена двухпалатная структура при которой верхняя  палата, Палата депутатов, имела преимущество. Статьи о пересмотре Конституции  также ясно обозначили компромисс. В обычное время инициатива . пересмотра доверяется Палатам и Президенту Республики, а в переходный период, последний имеет монополию на инициативу. Если учесть, что у власти будет находиться монархист, то у него полная свобода призвать к реставрации монархии. В отсутствии монархистского варианта решения пересмотр произойдет в направлении, благоприятствующем республиканцам.

Так, во Франции была учреждена  парламентская Республика. Реально  эта Конституция, в общем, и целом, никого не удовлетворяла, поскольку  в ней доминировал компромисс между двумя непримиримыми принципами: монархией и республикой, но вместе с тем, это было довольно удобно и  выгодно, использовать в дальнейшем любую недосказанность в своих  интересах. Но существовал еще один весомый аргумент в пользу парламентаризма. Конституция 1875 года, закрепив основные парламентские институты, позволила  равным по существу политическим партиям  мирно сосуществовать, набираясь  сил для дальнейшей борьбы. Именно главные принципы парламентаризма - открытость и совещательность, позволяли  противникам сводить кровавые битвы  и столкновения к парламентским  дебатам.

К сожалению, парламентская  форма правления, этот символ политики мирных компромиссов, имеет ограниченные политические ресурсы. Это доказала эволюция системы Третьей республики. Сформировавшись как I классическая, парламентская республика во Франции, к началу XX века, обнаруживает тенденции  «сползания» к режиму министерства. Внедрение практики делегированного  законодательства, основные особенности  Конституционных законов 1875 года, создали  все предпосылки для того, чтобы  правительственная власть обрела серьезные  полномочия в области законодательства. Это, в свою очередь, повлекло за собой  активное участие министерства в  политической жизни Третьей республики. В этот же период, во Франции, наблюдается  кризис парламентской формы правления. Проблема парламентского большинства  и отсутствие партийной дисциплины I предопределили частые правительственные  кризисы. Надо сказать французам всегда была присуще многопартийная система. Однако исторические условия этой страны сложились таким образом, что здесь многопартийная система не имела возможности полноценно сформироваться, к тому же сказывалось отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность политических партий. Поэтому партийная система Третьей республики не могла формировать полноценное партийное большинство, которое впоследствии должно было продлиться и в правительстве, по причине того, что система не располагала мощными, сплоченными политическими партиями. В предвыборный период партийное блокирование становится обязательным, партийные блоки с легкостью создавались, и с такой же легкость распадались, как только попадали в правительство, вызывая кризис. В результате, к тридцатым годам XX столетия, министерские кризисы становятся настолько частыми, что в политических кругах доминирует вопрос о реформе государства.

Таким образом, Франция достаточно наглядно продемонстрировала необходимость  и удобство парламентской формы  правления только как переходной. Упорно не приживаясь на французской  почве, парламентаризм трансформируется, принимая свои крайние формы, или  впадает в глубокий кризис. Так, парламентаризм Третьей республики к двадцатому столетию принял ярко выраженную форму  министериализма, которому были присущи  частые падения правительств.

Несмотря на все неудачи  парламентской практики в Третьей  республике, ее преемница продолжила институализацию этой формы правления. Исторические условия во Франции  сложились таким образом, что, в  очередной раз, парламентаризм стал для этой страны некой переходной формой. Пережив режим Виши и подъем левого движения, всем, и партиям, и  политикам, и самим гражданам  Франции, парламентская форма правления  казалась единственно возможной.

В отличие от Конституционных  законов 1875 года, Конституция Четвертой  республики подробно оговорила не только статус Кабинета Министров и Президента, но и статус Судебной власти. Необходимо отметить, что учредители новой парламентской Республики переосмыслив предыдущий опыт, приняли решение адаптировать парламентскую форму правления к французским условиям, путем учреждения двухпалатной системы, которая фактически будет работать как однопалатная, института министерской ответственности и формирования особого авторитета, который будет присущ премьер-министру (персональная инвеститура Председателя Совета Министров). Теперь делегированное законодательство было запрещено на конституционном уровне.

Однако практика применения Конституции 1946 года внесла существенные коррективы, предпринятые меры не смогли решительно исправить положение, министерская нестабильность вновь стала напоминать о себе.

Учреждение фактического монокамерализма, по мнению авторов  Конституции не будет обязывать  к поиску партийного большинства, по крайней мере, в одной палате, увеличение ответственности правительства, искусственно созданное партийное  большинство, персональная инвеститура  премьер-министра, к величайшему  удивлению учредителей Четвертой  республики привели еще к более  регулярным падениям правительств. Четвертая  республика узнала еще большую нестабильность, нежели ее предшественница. В итоге, над Францией нависла угроза гражданской  войны и глубокий политический кризис, что предопределило в этой стране рождение новой формы правления.

Процессы эволюции парламентской  формы правления в Четвертой  республике, обусловленные упомянутыми  выше факторами, несколько отличаются от тех процессов, которые наблюдались  в Третьей республике.

Так, если Третья республика эволюционировала от классического  парламентаризма к министериализму, то Четвертая прошла противоположный  путь, эволюционировав к абсолютному  парламентаризму. Снова парламентская  форма правления во Франции принимает  крайние формы и впадает в жесточайший кризис, доказывая свое истинное предназначение, переходной формы.

Ни Конституционные законы 1875 года, ни Конституция 1946 года не смогли создать органа, который выполнял бы функцию контр власти, в Третьей  республике по отношению к Правительству, поскольку средства парламентского контроля, предоставляемые Конституцией, не всегда были эффективны, в Четвертой  республике, по отношению к Парламенту, так как Высший Совет Магистратуры в действительности, так и не стал органом конституционного контроля. В дальнейшем, только Конституции 1958 года, учредившей Пятую республику во Франции, удалось создать такой  орган конституционного контроля, функции  которого будут реальными, а мнение весомым.

Политическая культура Франции  всегда тяготела к сильной исполнительной власти. Достаточно ярко это демонстрируют  кризисные ситуации в истории  Франции, средством выхода из которых  часто служила сильная исполнительная власть, в лице главы государства. Несмотря на подобного рода тенденции, в эти периоды во Франции никогда  не попирались права и свободы, либерализм и демократия. Так произошло и  в 1958 году. Власть открыто признала свою неспособность справиться с  возникшим политическим кризисом, грозившим  обернуться гражданской войной, и  призвала на помощь генерала де Голля. Он был политиком правого толка  и сторонником сильной исполнительной власти, олицетворяемой главой государства, воплотивший все свои политические принципы и убеждения в созданной  им системе Пятой республики.

В 1958 году Франция совершила  решительный переход от парламентаризма  к смешанной форме правления. Если не считать неудачного опыта  Веймарской республики, это была первая полупрезидентская Республика, сочетавшая в себе элементы как парламентской, так и президентской формы  правления. Действительные недостатки парламентской системы в ее французском воплощении заставили создателей Конституции 1958 года критично переоценить прошлый опыт.

Конституционная модель смешанной  формы правления предусматривает  сложную структуру исполнительной власти, включающей институт президентства  и относительно самостоятельного правительства. Правительство, являясь высшим органом  исполнительной власти, объединяет и  координирует деятельность исполнительных ведомств. Президент, являясь главой государства, доминирует по отношению  к правительству. Тем самым преодолевается возможный дуализм исполнительной власти. Если при парламентской форме  правления глава государства  играет роль в большей степени  нейтральную, то при смешанной форме  правления главе государства  отведено центральное место в  системе государственно-властных органов. Он обеспечивает соблюдение конституции  и нормальное функционирование государственных  органов. Он обладает реальными полномочиями для реализации перечисленных прерогатив. В основу системы власти Пятой  республики положена идея активного  президентского арбитража, сущность которой  сводится к тому, что Президент  наделяется значительными конституционными полномочиями, позволяющими ему единолично решать многие вопросы по существу. При этом он должен быть национальным вождем, чуждым партийному и социальному  противостоянию.

В тоже время Президент  не является исключительным носителем  исполнительной власти. Носителем исполнительной власти является французское Правительство, деятельностью которого руководит  премьер-министр. Премьер-министра назначает  Президент, однако его свобода в  выборе кандидата ограничена тем, что  пост премьер-министра должен занять тот, кто пользуется доверием парламентского большинства, поскольку Парламент  утверждает предложенный главой правительства  состав Кабинета Министров. При парламентской  форме правления глава государства  не имеет возможности сместить премьера, пользующегося доверием Парламента. Президент полупрезидентской республики не связан никакими обязательствами перед «партией большинства», поэтому вправе сместить главу Кабинета в любое время.

Принцип неответственности  главы государства в Пятой  республике предполагает контр ассигнование его актов премьер-министром и  министрами, несущих за них ответственность  перед Парламентом. Наряду с этим глава государства обладает правом промульгации законодательных актов  и отлагательного вето, он также  имеет возможность, в случаях  предусмотренных Конституцией, распустить Парламент и назначить досрочные  выборы.

В отличие от парламентской  системы, при смешанной форме  правления мандат депутата не совместим  с членством в Правительстве. Это в значительной мере ослабляет  зависимость министров от политических партий.

Президент Пятой республики сохраняет свое превосходство, которое  вытекает из его конституционных  прав и особой легитимности за счет выборов всеобщим голосованием.

Парламенту принадлежит  решающее слово в процессе законотворчества, утверждения бюджета, ратификации  международных соглашений. При этом правом законодательной инициативы, помимо членов Парламента, обладают глава  государства и Правительство. Законопроекты  исполнительной власти подлежат первоочередному  рассмотрению законодателями. Президент  по предложению правительства может  передавать на референдум законопроект, не получивший поддержки членов Парламента, поэтому в случае одобрения избирателями, он вступает в силу помимо воли парламентариев.

С учреждением Пятой республики партийная система страны подверглась  значительным преобразованиям. Система  политических партий Пятой республики обрела конституционный статус. Наряду с тем, что они создаются и  осуществляют свою деятельность свободно, цолитические партии обязаны уважать  принципы национального суверенитета и демократии. Таким образом, Конституция заключила деятельность французских политических партий в рамки законности и ответственности.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции