Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Основное достоинство  системы учрежденной в 1958 году заключается  в том, что она характеризуется  весьма высокой степенью демократичности, чутко реагирует на изменение  политического климата в стране, оперативно и точно учитывает  колебания во мнениях избирателей, поскольку позволяет перераспределить властные полномочия между высшими  государственными органами (Президентом, Премьер-министром и Национальным Собранием), основываясь: на определенном волеизъявлении избирателей в ходе парламентских или президентских  выборов.

Кроме того, к преимуществам  данной системы можно отнести  и то, что исполнительное двоевластие  является надежным гарантом от узурпации  власти в государстве одним лицом. По существу система, в свойственной ей манере, реализует принцип разделения властей внутри исполнительных структур.

Институты власти Пятой республики выдержали серьезные испытания  многолетней практикой. Они доказали, что структура власти Пятой республики это не просто особенность характера  управления де Голля, а слаженная  и продуманная система обеспеченная стабильной Конституцией. I

Очевидно, что утвердившаяся  во Франции, весьма своеобразная, модель государственности оказывает, в  общем, и целом позитивное влияние  на функционирование всей ее общественно- политической системы.

1. Франция является одной  из первых стран, где была  установлена парламентская республика, поскольку закрепила на конституционном  уровне основные принципы парламентской  формы правления. Однако реализован  был парламентаризм во Франции  только в своих крайних формах: министериальное правление в  Третьей республике и абсолютный  парламентаризм в Четвертой республике. Обе крайние формы были а)  нежизнеспособны, поскольку не  смогли справиться с правительственной  нестабильностью; б) малоэффективны, поскольку парламентское превосходство не сумело обеспечить Франции политическую стабильность.

2. Парламентская практика  во Франции дала миру новый  , в том числе и негативный, опыт организации государственной  власти на основе принципа  разделения властей. Она наглядно  продемонстрировала слабые стороны  этой формы правления, несостоятельность  французских условиях: многопартийность, разногласия в системе политических  партий, особенность политической  культуры.

3. «Слабость» главы государства,  отсутствие реального контроля  Парламента, министериализм - характерные  черты Третьей республики. «Слабость»  Кабинета Министров неспособного, в силу острой межпартийной  борьбы, справиться с правительственной  нестабильностью, компенсировалась  рядом объемных и действительных  полномочий, в том числе финансовых. В итоге во Франции сформировался  нестабильный Кабинет Министров,  компенсируемый рядом объемных  полномочий министерства, что обеспечило  фактическое преобладание исполнительной  власти в системе. В свою  очередь бурное развитие многопартийной  системы во Франции и наличие  множества фракций в парламенте, стало «питательной средой» для  того, чтобы окончательно эволюционировать  к министериализму.

4. При учреждении Четвертой  республики ее создатели, учитывая  негативный опыт Третьей республики  и стремясь уйти от доминирующей  власти Правительства, наделили  дополнительными полномочиями нижнюю  палату парламента. Наличие весомых  полномочий стимулировало возникновение  фактического превосходства парламента, что привело в дальнейшем к  полному «параличу» исполнительной  власти и как следствие, парламентскому  абсолютизму.

5. Несмотря на то, что  обе крайности парламентаризма  (Третьей и Четвертой республик)  доказали свою малоэффективность  и нежизнеспособность фактически, указанные формы явились единственно  необходимыми при переходе к полу президентской форме правления. В конце второй четверти XIX - первой половины XX века, только парламентаризм был способен сохранить во Франции республику и гарантировать развитие демократии.

6. Политические и конституционные  традиции Франции сложились таким  образом, что выходом из кризисной  ситуации всегда служила сильная  исполнительная власть. Именно такая  власть, в лице главы государства,  всегда была востребована и  способна эффективно работать. Генерал  де Голль сумел соединить ранее  казавшееся не соединимым - парламентаризм  и президентскую форму. Надстроенная  над тремя традиционными ветвями  власти президентская власть  позволила а) не скатиться в  авторитаризм, благодаря сильному  Парламенту; б) обеспечить равновесие  властей при преобладании на  первых порах, благодаря авторитету  де Голля, президентской власти; в) гарантировать стабильную и  эффективную работу всего государственного  механизма при сохранении многопартийности  и политической раздробленности  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Нормативные акты

1. Декларация прав человека  и гражданина от 26 августа 1789 г. // Конституции и законодательные  акты буржуазных государств XVII-XIX вв.: Сборник документов/ Под ред.  П. Н. Галанзы. М., 1957. С. 250-252.

2. Декрет от 2 декабря 1852 г., обнародующий и провозглашающий  Закон государства, сенатус-консульт  от 7 ноября 1852 г., одобренный плебисцитом  21 и 22 ноября / Пер. с франц. А.  К. Волкова // Правоведение. 2008. №  1.С. 217-218.

3. Конституция Франции  от 24 июня 1793 г. // Конституции и законодательные  акты буржуазных государств XVII-XIX вв.: Сборник документов / Под ред.  П. Н. Галанзы. М.: Госюриздат, 1957. С. 330-377.

4. Конституция Французской  республики от 22 августа 1795 г. // Конституции  и законодательные акты буржуазных  государств XVII-XIX вв.: Сборник документов / Под ред. П. Н. Галанзы. М.: Госюриздат, 1957. С. 380-418.

5. Конституция Французской  республики от 13 декабря 1799 г. // Конституции  и законодательные акты буржуазных  государств ХУП-Х1Х вв.: Сборник  документов/ Под ред. П. Н. Галанзы.  М.: Госюриздат, 1957. С. 42-133.

6. Конституция Французской  республики от 4 ноября 1848 г.// Законодательные  акты Франции / Конституции и  законодательные акты буржуазных  государств ХУП-Х1Х вв.: Сборник  документов/ Под ред. П. Н. Галанзы.  М.: Госюриздат, 1957. С. 46-167.

7. Прокламация от 14 января 1852 г. / Конституционные акты Второй  империи / Пер. с франц. А.  К. Волкова // Правоведение. 2008. №  1. С. 208211.

8. Сенатус-консульт от 18 июля 1866 г., изменяющий Конституцию и  в частности ст. ст. 40 и 41 / Конституционные  акты Второй империи / Пер. с  франц. А. К. Волкова // Правоведение. 2008. № 1. С. 220-221.

9. Сенатус-консульт от 2 февраля  1861 г., изменяющий ст. 42 Конституции  / Конституционные акты Второй  империи / Пер. с франц. А.  К. Волкова //Правоведение. 2008. №  1. С. 220.

10. Сенатус-консульт от 21 мая 1870 г., фиксирующий Конституцию  Империи / Конституционные акты  Второй империи / Пер. с франц.  А. К. Волкова //Правоведение. 2008. № 1. С. 222-226.

11. Сенатус-консульт от 25 декабря 1852 г., истолковывающий и  вносящий изменения в Конституцию  принятую 14 января 1852 г. / Конституционные  акты Второй империи / Пер. с  франц. А. К. Волкова // Правоведение. 2008. № 1. С. 218-219.

12. Сенатус-консульт от 27 мая 1857 г., изменяющий ст. 35 Конституции  / Конституционные акты Второй  империи / Пер. с франц. А.  К. Волкова//Правоведение. 2008. № 1. С. 219.

13. Сенатус-консульт от 7 ноября 1852 г., вносящий изменения в Конституцию  / Конституционные акты Второй  империи / Пер. с франц. А.  К. Волкова//Правоведение. 2008. № 1. С. 216-217.

14. Сенатус-консульт от 14 марта 1867 г., изменяющий ст. 26 Конституции  / Конституционные акты Второй  империи / Пер. с франц. А.  К. Волкова//Правоведение. 2008. № 1. С. 221.

15. Французский уголовный  кодекс 1810 г. // Французский уголовный  кодекс 1810 г. / Пер. Н. С. Лапшиной. М.: Изд-во МЮ СССР, 1947. С. 91255.

 

П. Учебная литература.

 

16. Алексеев А. С. Возникновение  конституций в монархических  государствах континентальной Европы XIX ст. М.: Тип. Г. Лисснера и Д.  Совко, 1914.112 с.

17. Алексеева Т. А. Институт  главы государства в истории  испанского конституционализма, XIX-XX вв. // Фемис. 2005. Вып. 6. М., 2006. С. 53-84.

18. Альдебер Ж., Бендер  Й., Груша И. История Европы. М.: Просвещение, 1996. 380 с.

19. Бартелеми Ж. Государственный  строй Франции / Пер. с фр. Р.  Ралова. Л.: Соцэкгиз, 1936. 191 с.

20. Боровой А. История  личной свободы во Франции.  М.: Тип. Ю. Венер, 1911. 54 с.

21. Буржуазная конституция  на современном этапе: Основные  тенденции / Авт. кол.: P. X. Вильданов,  С. А. Егоров, В. И. Лафицкий  и др. М.: Наука, 1983.216 с.

22. Вейль Ж. История  республиканской партии во Франции  с 1814 по 1870 гг. Л.: Издание С. Скирмунта, 1906. 456 с.

23. Вейль Ж. История  социального движения во Франции  (18521870 гг.). СПб.: Общественная польза, 1906. 460 с.1

24. Водовозов В. В. Всеобщее  избирательное право на Западе. Ростов-на-Дону: Донская речь, 1905. 31 с.

25. Гомеров H.H. Государство  и государственная власть. М.: ЮКЭА, 2002. 830 с.

26. Графский В. Г. Всеобщая  история права и государства.  Л.: Норма, 2000. 744 с.

27. Градовский А. Д. Государственное  право важнейших европейских  держав. СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1895. 528 с.

28. Гревцов Ю. И., Козлихин  И. Ю. Энциклопедия права. СПб.: Издательский дом юрид. фак-та  СПбГУ, 2008. 771 с.

29. Грегуар Л История  Франции в XIX веке: В 4 т. М.: Издание  К. Т. Солдатенкова, 1896. Т. 3. 698 с.

30. Делор Т. История  Второй империи во Франции:  В 2 т. СПб.: Изд. книжного магазина  Черкесова, 1871. Т. 2. 348 с.

31. Дерюжинский В. Ф.  Административные процедуры в  государствах западной Европы. СПб.: Сенатская типография, 1906. 146 с.

32. Дерюжинский В. Ф.  Верхняя палата во Франции:  Очерк из политической истории  Франции // Юридический вестник. 1887. № 6-7. С. 212-243.

33.  Дюги Л. Конституционное  право: Общая теория государства.  Л.: Тип. Т-ваИ. Д. Сытина, 1908. 957 с.

34. Дэвис Н. История  Европы / Пер. с англ. Т. Б. Менской.  М.: ACT; Транзиткнига, 2005. 943 с.

35. Еллинек Г. Конституции,  их изменения и преобразования. СПб.: Голос, 1907. 96 с.

36. Желубовская Э. А.  Крушение Второй империи и  возникновение Третьей республики  во Франции. Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 504 с.

37. История государства  и права зарубежных стран / Под ред. К. И. Батыра. М.: Проспект, 2004. 494 с.

38. История государства  и права зарубежных стран / Под ред. С. А. Чибиряева.  Л.: Былина, 2002. 472 с.

39. История государства  и права зарубежных стран: В  2 т. / Под общ. ред. Н. А. Крашенинниковой. 3-е изд. М.: Норма, 2005. Т. 1. 719 с.; Т. 2. 815 с.

40. История XIX в.: В 8 т. / Под ред. Э. Лависса и А.  Рамбо. М.: Соцэкгиз, 1938. Т. 5. 583 е.; Т. 6. 663 с.

41.  История Франции:  В 3 т. / Отв. ред: А. 3. Манфред.  Л.: Наука, 1973. Т. 2. 663 с.

42. Керимов А. Д. Парламентское  право Франции. М.: Норма, 1998.176 с.

43. Ковалев А. М. Институт  президента в системе разделения  властей: Сравнительный опыт Франции  и России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. 17 с.

44. Козлихин И. Ю. История  политических и правовых учений. Новое время от Макиавелли  до Канта: Курс лекций. СПб.: Юридический  центр Пресс. 2001. 384 с.

45. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран. Общая  часть / Под ред. Б. А. Страшуна. 4-е изд. М.: Норма, 2005. 895 с.

46. Конституционное право  зарубежных стран / Под общ.  ред. Л. В. Баглая, Ю. И. Лейбо,  Л. М. Энтина. 2-е изд. М.: Норма;  Инфра-М, 2005. 1043 с.

47. Коркунов H. M. Государственное  право иностранных держав. Особенная  часть. СПб.: Изд. JI. Ф. Пантелеева, 1885. 106 с.

48. Коркунов H. М. Сравнительный  очерк государственного права  иностранных держав. Ч. 1. СПб.: Тип.  М. Меркушева, 1906. 164 с.

49. Ливанцев К. Е. История  буржуазного государства и права.  Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 288 с.

50. Луковская Д. И. Политические  и правовые учения. Л.: Изд-во Ленингр.  ун-та, 1985. 160 с.

51. Люблинская Л. Д., Прицкер  Д. П., Кузьмин Л. Н. Очерки  истории Франции. Л.: Учпедгиз, 1957. 370 с.

52. Маклаков В. В. Конституционное  право зарубежных стран. Общая  часть. М.: Волтерс Клувер, 2006. 866 с.

53. Маркс К. Восемнадцатое  брюмера // Маркс К., Энгельс Ф.  Сочинения: В 50 т. 2-е изд. М.: Изд-во политич. лит., 1957'. Т. 8. 705 с.

54. Медушевский А. Н.  Русский бонапартизм: история  и современность // Империя и  либералы / Сост. и ред. Я. А.  Гордин, А. Д. Марголис. СПб.: Журнал  «Звезда», 2001. С. 131-149.

55. Мерзляков Н. С. Государственный  строй современной Франции: Учеб. пос. по курсу государственного  права буржуазныхи государств / Отв.  ред. Д. А. Гайдукова. М., 1957. 112 с.

56. Мерзляков Н. С. Французская  конституция 1946 года и ее реформа.  Французская конституция 1946 года  и ее реформа: Учеб. пос. по  курсу государственного права  буржуазных государств / Под ред.  С. Ф Кечекьяна. Л., 1956. 32 с.

57. Орландо В. Э. Принципы  конституционного права. М.: Изд.  В. Л. Саблина, 1907. 297 с.

58. Парсамов В. С. Декабристы  и французский либерализм. М.: Полимед, 2001. 240 с.

59. Пельтан К. История  Франции от 1815 г. до наших дней. СПб.: Изд. Н.В.Сорина, 1903.340 с.

60. Поляков А. В. Общая  теория права: проблемы интерпретации  в контексте комплексного подхода.  СПб.: Издательский дом юрид. фак-та  СПбГУ, 2004. 863 с.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции