Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Рассмотрим эти принципы:

1) демократизм – характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;

2) гласность – означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности;

3) профессионализм – заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.;

4) законность – данная деятельность должна осу-ществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов;

5) научность – в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуации, объективные потребности развития общества.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование  и т.д. Только с учетом указанных  факторов принятые правовые предписания  будут обоснованными и эффективными.

6) связь с правоприменительной практикой – без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

В зависимости от субъектов, правотворчество  подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество  народа в процессе проведения  референдума – всенародного  голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

2) непосредственная правоустановительная  деятельность полномочных государственных  органов;

3) санкционирование государственными  органами норм, которые сложились  независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями.

Законодательный процесс выступает  составной частью правотворчества. Суть законотворчества – это принятие высшим законодательным органом (парламентом) нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Он включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

Все эти моменты нашли свое отражение  в Конституции РК.

Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед парламентом вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь   необходимые обеспечения.

Согласно ст. 61 Конституции РК право  законодательной инициативы принадлежит  депутатам Парламента РК, Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе.

Обсуждение законопроекта происходит вначале в Мажилисе. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов  Мажилиса, передается в Сенат, где  рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течении 10 дней представляется президенту на подпись.

Законы Республики Казахстан вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Президент РК подписывает закон в течении пятнадцати дней, обнародует либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.

Если Парламент большинством в  две трети голосов от   общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, президент в течении 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции,   предложенной Президентом.

Изменения и дополнения в Конституцию  РК вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числе депутатов каждой из Палат.

Конституционные законы принимаются  по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее   2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Проведение не менее 2-х чтений по вопросам             внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституций РК).

Все законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РК.

Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Все законы публикуются в официальных  источниках – газете “Казахстанская правда” или “Собрании законода-тельства РК”. 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение правотворчества.

2. Чем законодательство отличается  от правотворчества?

3. Охарактеризуйте принципы правотворчества.

4. Каковы субъекты правотворчества?

5. Дайте характеристику законодательного  процесса.

6. Кому принадлежит право законодательной  инициативы в Республике Казахстан,  согласно ст. 61 Конституции РК?

7. Каков порядок принятия законов  по Конституции РК? 

 

 

 

Тема 16.

Систематизация законодательства

И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА  

 

В каждом государстве существует большое  количество различных правовых норм и нормативных актов. Для удобного пользования ими необходимо постоянно  приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в  понятии “систематизация законодательства”, т.е. упорядочение нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике. В юридической науке существуют в основном три вида систематизации законодательства: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – это сбор и объединение нормативного материала в единые сборники или собрания в определенном   порядке (алфавитном, хронологическом, по субъектам).

При инкорпорации нормативный материал размещается полностью или частично в разного рода сборниках. При этом содержание актов не меняется, хотя форма изложения их сути иногда может меняться.

При инкорпорации правовой акт изменяется не по содержанию, а внешне: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т. п.

Юридическая сила   актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия. По субъектам, проводящим инкорпорацию, различают официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация проводится уполномоченными на то государственными органами. Официальная инкорпорация – это способ опубликования и переиздания действующих правовых норм. Следовательно, официальная инкорпорация – это официальный источник законодательства. Она бывает хронологической и предметной.

Хронологическая официальная  инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования.  

Предметная официальная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания   действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направлен-ностью. Например, объединение нормативных актов, регулирующих государственное устройство, администра-тивную ответственность, отношения в той или иной отрасли народного хозяйства.

Неофициальная инкорпорация проводится отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотвор-ческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма  систематизации, представляющая собой  деятельность, направленную на коренную, (как внешнюю, так и внутреннюю,) переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

В результате кодификации существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается  соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например, Конституция – это главный кодифициро-ванный акт. Кроме того, в Республике Казахстан в настоящее время действуют следующие кодексы – Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др.

В кодифицированных актах объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Эти акты отличаются целостностью и устойчивостью. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.

Отличительные черты кодификации:

1. Кодификация осуществляется только уполномоченными государственными органами и носит официальный характер.

2. В результате кодификации объединяются несколько актов, различные нормы и создается новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст подлинный, официальный, на него должны ссылаться правопримени-тельные органы.

3. Кодификация осуществляется периодически, в зависи-мости от накопления нормативного материала и объективной необходимости.

Различают отраслевую и специальную  кодификацию.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РК, Горный кодекс РК, Лесной кодекс РК и др.).

Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относительности к одному виду деятельности (охрана природы, образование, охрана правопорядка и др.). Особенность консолидации в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

Юридическая техника  - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической  техники является текст правовых актов. При подготовке и принятии юридических предписаний очень важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было дублирования, неясности, противоречий и двусмысленности.

Цель юридической техники  - привести в систему правовой материал, совершенствовать язык правового акта, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно развитость юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Можно привести в качестве примера общеизвестную фразу «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от положения запятой меняется смысл данного предложения. Так, «Казнить, нельзя помиловать» означает приговор смертной казни.

Текст «Казнить нельзя, помиловать»  означает совершенно иное - отменить смертную казнь. Юридическая техника и призвана для того, чтобы не было двусмысленности в толковании, чтобы юридический текст был точным, ясным. Поэтому в юридическом тексте важно все, вплоть до запятой.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, показаний и т.д.).

К техническим правилам относят:

а) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

б) сочетание лаконичности с необходимой  полнотой, конкретности с требуемой  абстрактностью выражения соотвествующих правовых предписаний;

в) последовательность в изложении  юридической информации;

г) взаимосвязь, согласованность и  внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят  способы, фиксирующие официальные  реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенные части, нумерация разделов, глав, статей, частей, пунктов).

Для того, чтобы квалифицированно пользоваться юридической техникой, нужно в полной мере обладать всей суммой юридических знаний. 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите виды систематизации  законодательных актов.

2. Какие субъекты имеют право  проводить кодификацию и инкорпорацию?

3. Какова главная цель систематизации законодательства?

4. Дайте определение юридической  технике. В чем ее значение?  

 

 

 

Тема 17.

Правоотношение 

 

Правовые отношения в самом  общем смысле можно определить как  общественные отношения, урегулированные  правом.

Правоотношения – следствие, результат действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не   было, поскольку не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования.

Все общественные отношения можно  разделить на 3 группы:

1) регулируемые правом или правоотношения;

2) не регулируемые правом и,  значит не имеющие юридической  формы;

3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

Таким образом, любое правоотношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"