Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правила поведения, законодатель может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы норм права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
а) прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
б) отсылочный способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;
в) бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов.
Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные положения, факты, условия. Решать эти задачи приходится постоянно и поэтому происходит несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Охарактеризуйте особенности нормы права.
2. Какова внутренняя структура нормы права?
3. Выделите основные виды норм права.
4. Охарактеризуйте соотношение
нормы права и статьи
5. Проанализируйте приведенные статьи из некоторых нормативных актов и ответьте на вопросы: К какому виду относится та или иная норма? Какие виды элементов имеют эти нормы?
а) Ст.15 Конституции РК
1. Каждый имеет право на жизнь
2. Никто не вправе произвольно
лишать человека жизни. Смертна
б) Ст.15 Закона о браке и семье. Расторжение брака.
1. Брак может быть прекращен путем его рассторжения по заявлению одного или обеих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
2. Рассторжение брака без
в) Ст. 35 Конституции РК
1. Уплата законно установленных
налогов, сборов и иных
г) Ст. 33 ГК РК.Понятие юридического лица.
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
2. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием.
Тема 14.
СИСТЕМА ПРАВА
Система права – внутреннее строение права, выражаю-щееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям, подотраслям и правовым институтам.
Система права состоит из:
а) правовой нормы;
б) отраслей права;
в) подотраслей права;
г) правовых институтов.
Система права – это строение самого права, его подразделение на нормы отрасли, подотрасли и институты. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Основные черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.
2) ее элементы не противоречивы, внутренние согласованы, взаимосвязаны,что придает ей целостность и единство.
3) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурны-ми, историческими факторами.
4) имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует. Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
1) императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
2) диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
3) поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
4) рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.
Рассмотрим структурные
Правовая норма – это единичное общеобязательное правило поведения, регулирующее общественное отношение, гарантируемое и санкционируемое государством и выраженное в статьях нормативных актов.
Отрасль права – это наиболее крупная часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Признаки отрасли права:
– каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования и свой метод правового регулирования;
– имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы;
– имеет свой особый юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий способы реализации прав и обязанностей и государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм.
Подотрасль права по сравнению с отраслью права объединяет меньшие группы правовых норм и регулирует родственные общественные отношения. Например, предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, налоговое право - это подотрасль финансового права.
Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Институт права – это сравнительно небольшая устойчивая совокупность правовых норм. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в уголовном праве – институт назначения наказания, институт освобождения от уголовной ответственности; в семейном праве – институт брака, институт усыновления, институт развода; в гражданском праве – институт договора купли-продажи, институт юридического лица, институт исковой давности и т.д.
Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее. Существуют комплексные сложные правовые институты. Это более крупная совокупность правовых норм, имеющая в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Юридическим критерием для обособления той или иной совокупности в конкретный правовой институт служат три признака:
1) юридическое единство правовых норм;
2) полнота регулирования
3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и других нормативно-правовых актов.
Классификация отраслей права:
1) профилирующие, базовые
2) специальные отрасли, где
3) комплексные отрасли, для
В юридической литературе выделяют следующие отрасти права:
1) конституционное (
2) гражданское право;
3) административное право;
4) уголовное право;
5) земельное право;
6) трудовое право;
7) семейно-брачное право;
8) уголовно-процессуальное право;
9) аграрное (сельскохозяйственное) право;
10) уголовно-исполнительное право;
11) экологическое (
12) финансовое право;
13) гражданско-процессуальное право;
14) международное право.
Среди формирующихся можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, таможенного, муниципального, компьютерного, космического права.
Дать характеристику основных отраслей права - это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования отраслей права. Рассмотрим некоторые отрасли права.
Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство. Доминирующий метод - императивный.
Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.
Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.
Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и др. Господствующий метод - императивный.
Семейно-брачное право регулирует отношения, возникающие вследствие создания брака, а также отношения между членами семьи. Основной метод - диспозитивный.
Трудовое право регулирует отношения, возникающие в сфере труда и трудовой деятельности. Основной метод - императивный.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение системы права и охарактеризуйте ее элементы.
2. Проведите классификацию
3. Что такое правовой институт?
4. Дайте краткую характеристику основных отраслей права.
Тема 15.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество является одним из важнейших направлений государственной деятельности. В юридической науке правотворчество понимается в двух аспектах. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком смысле правотворчество – это процесс, который начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации правовой нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
Правотворческая деятельность состоит из 2-х основных частей.
Первая – включает в себе организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т.д.)
Вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Обе части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии.
Первая – предусматривает
Вторая стадия – официальное
закрепление государственной
Правотворчество характеризуется следующими особенностями:
– представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
– основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;
– важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
– уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – показатель цивилизованности и демократии общества.
Таким образом, правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"