Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Сущность – это основное назначение предмета или явления, показатель того, для чего оно необходимо, чему оно служит.

Функция – это основные направления деятельности данного явления или предмета, основные его назначения.

Содержание – это внутреннее содержимое предмета или явления, которое находится в рамках данной формы.

Право как общественное явление имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма права – это его структура, система элементов, составляющих содержание данного явления.

Под внешней формой права  понимается комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых норм ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

В науке теории государства и  права под источниками права  понимается в основном “внешняя форма“ права. Надо отметить, что проблема источников права сложна и многогранна.

Источником права является внешняя  форма объективизации правовой нормы. Причем только объективизированная  норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой  обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Право возникает только как результат действий государственных органов. Следовательно, любой правовой норматив исходит от государства или одобрен им, то есть носит государственный характер.

Прежде всего внешняя форма  отражает в определенной мере степень демократизма политической системы и принципы организации государства. Нормам некоторых отраслей права должна быть свойственна совершенно определенная внешняя форма (тип источников права). Так только в форму закона могут быть облачены нормы, определяющие преступность и наказуемость деяний. Во многих странах принцип законности безоговорочно распространяется и на сферу правотворчества и тем самым отражается и в форме нормативных актов.

Таким образом, понятие “форма права” и “источник права” тесно связаны, но не совпадают. Если “форма права” показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то “источник права” – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

В связи с этим источники права можно разделить на материальные, идеальные и юридические.

Материальные – коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в   экономических отношениях.

Идеальные – идеологическое осознание законодателем объективных потребностей общественного развития и принятие на этой основе правовых норм.

Юридические – исходящие от государства или призна-ваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

В юридической литературе выделяются следующие источники права:

Обычаи. Обычаи представляют собой многократно повторенные действия, совершаемые в одинаковых случаях жизни и обратившиеся в привычку. Первоначально, действия люди совершают по внутреннему убеждению, по уверенности в том, что эти действия лучшие из всех. С течением времени такого вида убеждение теряется, а действия уже совершаются лишь потому, что “все так делают“. То есть, это уже обычай. В основном, обычай действует там, где государство еще недостаточно сложилось. Однако обычай имеет ряд крупных недостатков. Так, трудно распознать обычай, трудно отличить обычай от постоянного образа действий. Обычное право может изменяться. Но установить момент, с которого обычай, например, должен считаться отмененным, очень трудно. Творцом обычая является всегда некоторая группа лиц, которая стала совершать определенные действия из убеждения, что эти действия — самые подходящие для данного случая. Она нередко преследует свои интересы. Обычай, конечно, будет несправедливым.

В виду этих недостатков, обычай постепенно исчезает, уступая свое место закону, а также актами органов управления. Обычай санкционированный государством становится правовым. Правовой обычай – это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя,   трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи “око за око, зуб за зуб”, т.н. принцип “талиона”. Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер.

В казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. Основным актом, где были сосредоточены правовые обычаи являлся свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы». Правовой обычай является одним из главных источников права во многих странах, особенно азиатских и африканских.

Юридический или судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, являющееся образцом при разрешении аналогичных дел, которому государство придает общеобязательную силу.

Судебный прецедент широко применяется  в Англии, США, Индии и других странах. Это удачные, справедливые решения  суда, которые являются эталоном при  разрешении других аналогичных дел.

Прецедент может быть как судебным, так и администра-тивным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. 
Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор.

В западной литературе нередко высказываются  утверждения, что источником права  являются также доктрины известных ученых-юристов. Р.Давид заявляет: “...Доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права“[3]. Например, в древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права. Аналогичную роль выполняют так называемые частные кодификации права, приводимые отдельными юристами.

Нормативный договор – это решение двух или более сторон, имеющее общеобязательное значение, гарантируемое силой государства.

Нормативные договоры получают все  более широкое распространение  в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

Наиболее распространенный пример – это коллективный договор между  администрацией предприятия и профсоюзной  организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет значительную роль при регулировании трудовых отношений.

В современных конституциях многих государств содержатся положения о  примате международного права над  внутригосударственным, в том числе  и в Казахстане.   Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. Практически создается надгосударственное право Европейского сообщества, именуемое комунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира.

Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права.

Нормативно-правовой акт  – это официальный документ, принятый компетентными органами государства  и содержащий общеобязательные юридические  нормы.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права и государственным актам вообще.

Закон в юридическом смысле слова  по своей природе не просто отображение  действительности, а воспроизведение ее существенных характеристик, в нем находят свое отражение закономерности общественного развития. Не случайно, видимо, и терминологическое совпадение. Термин "закон" в философской науке характеризует объективно существующие закономерности, а в юридической литературе — политико-юридическое опосредование и нормативно-обязательное отображение этих закономерностей. Таким образом, существенность и необходимость закономерных связей выступают в качестве наиболее обобщенной характеристики закона в философском смысле. Особенность юридических категорий заключается в том, что определения или существенные признаки некоторых из них закрепляются в законе, то есть правовые категории превращаются в общегосударственные обязательные установления, выступают как средства регулирования общественных отношений, приобретают способность переводить общие требования на уровень практических действий участников правовых отношений. В законе воплощаются юридические и другие знания, и он, в свою очередь, становится источником получения новых знаний о праве.

Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической  силой, принимаемый высшим законодательным  органом в особом процедурном  порядке.

Ведущее место Закона определяется следующими признаками:

1) Закон принимается, отменяется и изменяется только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

2) Закон принимается в особом  процессуальном порядке;

3) Все иные нормативно-правовые  акты не должны противоречить законам, если есть такое противоречие, то действует закон;

4) Закон содержит нормы первичного  исходного характера. Все иные  акты производны от законов  и призваны детализировать и  конкретизировать нормы законов;

5) Закон регулирует наиболее  важнейшие основопола-гающие отношения.

Законы делятся на конституционные  и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы обществен-ного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства.

К ним относятся конституция  и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция – это основной закон  государства. Он занимает главное место  в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего  законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией.

Текущие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Существует несколько критериев  классификации законов.

1. По основным сферам государственной  и общественной жизни, по кругу  и характеру регулируемых законом  наиболее типичных и устойчивых  отношений законы делятся на  отраслевые, например закон о труде.

2. По юридической силе законы  делятся на:

а) конституции;

б) конституционные законы;

б) обычные законы;

3. По структурной форме подразделяются  на:

а) обычные тематические законы;

б) укрупненные законы типа кодексов;

б) формы объединения законов  — Собрания действующего законодательства и Свод законов.

4. По порядку их издания - законы  принятые высшими органами государственной  власти на их сессиях (заседаниях), и законы, принятые путем всенародного  голосования (референдума).

5. Для федеративных государств большое значение имеет и территориальный масштаб действия закона. Здесь действует двух-, трехуровневая система конституций и обычных законов.

Среди законов особое место занимает конституция. Конституция имеет четыре основные функции: юридическое закрепление фактической власти и суверенитета народов, определение форм осуществления этой власти и суверенитета; учреждение системы государственных органов; определение принципов правового регулирования; гарантирование свободы личности и определение конституционных основ взаимоотношений власти и личности[4].

Нормативное закрепление положения  о высшей юридической силе Конституции  и ее элементов способствует раскрытию  положения о Конституции как  центре правовой системы.

Особое действие Конституции обусловлено  несколькими особенностями:

1. Учредительное действие Конституции,  когда она признает юридическую  значимость всех ранее принятых  актов и целостность их существования.  Тем самым обеспечивается преемственность развития правовой системы и подтверждение юридической силы ранее принятых актов.

2. Конституция устанавливает официальную,  признанную государством и обществом  классификацию основных правовых  актов. Типология юридических  актов отражает систему органов  государства и опосредуемых правом основных форм их деятельности.

3. Конституция определяет связи  основных правовых актов между  собой.

4. Большое правообразующее значение  имеет установление в Конституции  главных целей и объектов правового  регулирования.

Конституция закрепляет основы общественно-политического и экономического строя, провозглашает цели и принципы государства, основы его внутренней и внешней политики, национально-государственного устройства, правового положения личности. Принципы, провозглашенные в конституции, являются руководящими для всей политико-правовой системы государства.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами государства на основе и во исполнение законов. К ним   относятся:

– указы президента;

– постановления и решения правительства;

– нормативные акты министерств, ведомств, комитетов в виде инструкций, положений, приказов и другие;

– нормативные акты местных исполнительных органов;

– локальные нормативные акты, т.е. акты, принимаемые организациями, предприятиями, учреждениями. 

 

Действие нормативно-правовых актов во времени,

в пространстве и по кругу  лиц 

 

Нормативно-правовые акты действуют  во времени следующим образом:

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его опубликования (как правило, 10 дней).

Также моментом начала действия некоторых  актов является момент их принятия или официального опубликования, если об этом прямо говорится в акте.

Время вступления нормативно-правового  акта в действие может быть указано в нем самом, в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РК (общая часть) был принят в декабре 1994 года, а вступил   в силу 1 марта 1995 года.

Прекращение действия нормативных  актов связывается со следующими обстоятельствами:

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"